Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мой банкир никогда не просит меня показать ему мой табель с отметками.




Богатый папа

В школе мне не давался английский язык. Он не давался мне, потому что я не мог хорошо писать, или, как мне тогда казалось, моей учительнице английского языка просто не нравилось то, что я писал. Кроме того, у меня была ужасная орфография. И это привело к тому, что надо мной нависла угроза стать второгодником.

Со всех сторон на меня валились неприятности, повергавшие в замешательство. Во-первых, мой отец был главой департамента образования на Гавайях, и под его ведомством находилось более сорока школ. А это означало, что во всех образовательных учреждениях слышны были тихие смешки и откровенное ржание, когда распространились слухи о том, что сын начальника провалился на экзаменах. Во-вторых, мой провал означал, что мне предстоит учиться в одном классе с моей младшей сестрой. Другими словами, она двигалась вперед, а я - назад. И в-третьих, это означало, что я не получу рекомендательного письма от спортивного комитета, чтобы получить возможность играть в футбол в университетской команде - то есть заниматься тем видом спорта, в который я буквально готов был вложить всю свою душу. В тот день, когда я получил свой табель и увидел, что у меня по английскому языку стоит F (шестая отметка с конца), я забился в дальний закуток школы, где помещалась наша химическая лаборатория, чтобы побыть одному. Я сел на холодный бетонный пол, подтянул к груди колени, уперся головой в деревянную стену и горько заплакал. Я ожидал этой отметки уже несколько месяцев, но когда увидел ее воочию, на листе бумаги, все мои эмоции бурно вырвались наружу.

Так я просидел в этой химической лаборатории целый час.

Единственным слабым утешением было то, что мой лучший друг Майк, сын богатого папы, получил точно такую же отметку. Конечно, ничего хорошего в том, что и он завалил предмет, не было, но суть в том, что я, по крайней мере, был не одинок в своей беде и он мог составить мне в этом смысле компанию. Я махнул ему рукой, когда увидел, что он, возвращаясь домой, идет через школьный двор, но Майк только отрицательно покачал головой и пошел своей дорогой.

В тот вечер, после того как мои младшие братья и сестры отправились спать, я сообщил маме и папе о том, что завалил английский и мне придется остаться на второй год в средней школе. В те времена от ученика, завалившего английский или социологию, требовалось пройти повторно полный годичный курс обучения. И мой отец, руководивший департаментом образования, прекрасно об этом знал. Хотя мои родители и ожидали подобную новость, им все же оказалось крайне трудно ее переварить. Отец сидел и молча кивал головой.

Выражение его лица было совершенно бесстрастным. Мама же, наоборот, с трудом справлялась с нашей бедой. Я видел, как едва сдерживаемые эмоции отражаются на ее лице -эмоции, переходящие от печали до гнева. Повернувшись к отцу, она сказала: "Что же теперь будет? Он останется на второй год?" Все, что смог сказать мой отец, было: "Такова политика, проводимая сейчас в школе. Но прежде чем я приму какое-либо решение, я расследую это дело".

В течение последующих нескольких дней мой отец - человек, которого я в своих книгах называю бедным папой, - занимался расследованием. В ходе его он обнаружил, что из тридцати двух учеников моего класса пятнадцати учительница поставила неудовлетворительную оценку; двойки - восьми ученикам, четверки - четверым, одному - пятерку, а всем остальным - три с плюсом. Увидя такой процент низких баллов, мой отец решил вмешаться. Он вмешался не как мой отец, а как руководитель системы образования. Прежде всего он приказал директору школы провести открытое формальное расследование, которое началось с расспроса учащихся моего класса и закончилось тем, что учительницу перевели в другую школу, а ученикам с заниженными отметками было предложено пройти специальный летний курс занятий, чтобы получить возможность исправить свои отметки. Тем летом я три недели карабкался вверх по шкале баллов, пока не дошел до тройки по английскому и смог перейти в седьмой класс вместе со всеми остальными одноклассниками.

Разбираясь с этим делом, мой отец обнаружил, что виноваты были не только ученики - учительница тоже была далеко не объективна. Отца обеспокоило то, что многие из тех, кто завалил предмет, были лучшими учениками шестого класса. Большинство из нас уже готовились поступать в колледж. Но вместо того чтобы после всего этого стать на мою сторону, он пришел домой и сказал мне: "Прими эту неудачу в школе как очень важный жизненный урок. Из него ты можешь извлечь пользу и многому научиться или, наоборот, ничему не научиться. Ты можешь злиться, обвинять учительницу и точить на нее зуб или же обратишь внимание на свое собственное поведение, больше узнаешь о себе и духовно вырастешь, опираясь на этот опыт. Не думаю, чтобы учительница осталась довольна тем, что выставила столько плохих отметок. Но в то же время я определенно считаю, что тебе и твоим друзьям необходимо серьезно подтянуть свою успеваемость. Надеюсь, что и вы, и учительница извлечете пользу из этого опыта".

Должен признаться, у меня был зуб на эту учительницу, я по-прежнему не любил ее, и мне невыносимо было после этого ходить в школу. Я никогда не любил учить предметы, которые были мне не интересны или относительно которых я знал, что они никогда не пригодятся мне после окончания школы. И хотя на душе остались шрамы, я собрался с духом, изменил свое отношение к учебе и окончил среднюю школу как положено. Я оказался даже одним из двух учащихся, удостоенных рекомендации Конгресса Соединенных Штатов в Морскую торговую академию, которую окончил в 1969 году со степенью бакалавра наук.

В Академии я преодолел свой страх перед английским письмом, и, фактически, это даже стало доставлять мне удовольствие, хотя в техническом отношении я по-прежнему оставался плохим писакой. И я благодарен доктору А. А. Нортону, моему учителю английского языка, который два года вел курс в Академии, за то, что он помог мне преодолеть мой основной недостаток - неуверенность в себе, а также мои прошлые страхи и недовольство. Если бы не доктор Нортон и Шэрон Лектер (мой партнер и соавтор), я сомневаюсь, стал ли бы я сегодня автором бестселлеров по рейтингам New York Times и Wall Street Journal Но что самое важное, я последовал совету моего отца и извлекал лучшее из наихудших ситуаций. Оглядываясь назад, я вижу, как тот провал по английскому языку в предпоследнем классе средней школы оказался своего рода благословением.

Этот случай заставил меня подтянуться и скорректировать свое отношение и привычки, связанные с учебой. Я понимаю, что если бы не сделал этого в седьмом классе, то наверняка вылетел бы из колледжа.

Замечания богатого паны

Низкая оценка Майка по английскому языку обеспокоила также и богатого папу. Он был благодарен моему отцу за его вмешательство и организовал для нас летнюю школьную программу, чтобы помочь нам исправить положение. Тем не менее он воспользовался этим случаем, чтобы дать нам с Майком возможность усвоить совсем иной урок.

- Наша жизнь разрушена, - сказал я.

- Все бессмысленно! - добавил Майк. - Из-за одной этой учительницы мы никогда не вырвемся вперед.

В довершение ко всему нам придется провести лето в классе.

Мы с Майком, после того как завалили английский, изливали бесконечные жалобы по этому поводу.

Во-первых, мы чувствовали, что наше будущее - по крайней мере, лето - уплывает от нас. Мы видели, как наши так называемые "умники" шли вперед, и чувствовали, что остаемся позади. Многие из наших приятелей-одноклассников, проходя мимо, тихонько посмеивались. Некоторые в глаза называли нас "отстающими".

Нам часто доводилось слышать, как кто-нибудь говорил у нас за спиной: "Если у них не будет хороших отметок, им никогда не попасть в хороший колледж". Или: "Если вы считаете, что английский в средней школе - трудный предмет, то что вы запоете, когда поступите в колледж!" Мы старались как-то парировать грубые замечания, обычные в школьной среде, и по возможности отвечали какой-нибудь шуткой. Тем не менее в глубине души по-прежнему, как заноза, сидела боль. Суть в том, что мы действительно чувствовали себя отстающими и неудачниками, которые тащатся позади всех.

Однажды, после занятий в летней школе, мы с Майком сидели в офисе богатого папы, обсуждая реплики наших одноклассников и описывая чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Богатый папа случайно подслушал наш разговор, сел рядом, посмотрел каждому из нас прямо в глаза и сказал:

- Так, парни, я уже устал слышать, как вы скулите и жалуетесь. Я устал от вас обоих, считающих себя жертвами и неудачниками. - Он помолчал, глядя на нас. - Итак, довольно. Вы провалились. Что из этого? То, что вы один раз потерпели фиаско, еще не делает вас пропащими людьми. Знаете ли вы, сколько раз проигрывал я? Поэтому хватит жалеть себя и позволять своим одноклассникам к себе приставать.

- Но у нас плохие отметки, - возразил я, - и они останутся с нами навсегда. Как мы сможем поступить в хороший колледж или университет?

- Послушайте, - сказал богатый папа, - если вы оба позволите одной плохой отметке разрушить свою жизнь, то у вас вообще не будет никакого будущего. Если вы будете считать одну плохую отметку своей погибелью, то жизнь будет наносить вам удар за ударом. Реальная жизнь гораздо труднее, чем английский язык в средней школе. И если вы будете винить в этом учительницу и думать, что она поступила с вами жестоко, то вас ждет весьма неприятное пробуждение, когда придется встать и войти в реальный мир. За стенами школы этот мир наполнен гораздо более жестокими, несговорчивыми, грубыми людьми, гораздо более требовательными, чем ваша учительница английского языка. Итак, повторяю: если вы позволите одной плохой отметке и одной учительнице разрушить свое будущее, то нечего и мечтать о нем.

- А как насчет тех ребят, которые дразнят и смеются над нами? - пожаловался Майк.

- Ага, вот оно что, - сказал богатый папа с коротким смешком, вскоре перешедшим в хохот. - Вы только посмотрите, сколько людей критикуют меня! Роберт, вспомни, сколько раз твой отец подвергался публичной критике. Посмотрите, сколько раз наши имена появлялись в новостях! Сколько раз меня называли жадным бизнесменом, а твоего отца - несправедливым чинушей? Если вы позволите кучке угреватых мальчишек приставать к себе и станете бегать от них, то вы действительно будете неудачниками.

 

Одним из отличий между преуспевающим человеком и обычным, средним человеком является то, сколько критики они могут воспринять. Обычный человек не может принять ее много и поэтому остается средним всю свою жизнь. Вот почему такие люди не становятся лидерами. Они живут в страхе - что скажет или что подумает о них кто-то другой. Поэтому они проживают свою жизнь вместе с такими же средними людьми, живущими в страхе услышать критику в свой адрес.

Жить, боясь, что кто-то может что-то подумать о них или осудить! Люди всегда критически относятся к другим. Я вот критикую твоего папу и знаю, что он критикует меня, - и тем не менее мы все равно уважаем друг друга.

Но если люди критикуют вас, значит, они, по крайней мере, вас заметили. Вот если никто не будет вас критиковать, тогда можно и обеспокоиться, - со смехом закончил богатый папа, - Вы дали им пищу для обсуждения. Вы дали им нечто такое, что нарушает скучное, однообразное течение их жизни. Если вы сможете научиться переносить критику, то научитесь чему-то ценному для последующей жизни, - добавил богатый папа. - Учтите, 33 процента людей будут любить вас, невзирая на то, что вы делаете. 33 процента не будут любить вас, независимо от того, что вы делаете - хорошее или плохое. И 33 процента людей не будут обращать на вас внимания. Ваша задача в жизни - игнорировать те 33 процента, которым BL. никогда не понравитесь, и сделать все возможное чтобы убедить те 33 процента безразличных к вам людей присоединиться к тем, которые вас любят. Так-то вот. Единственное, что может быть хуже критики, это не подвергаться ей. - И богатый папа от души рассмеялся.

- Значит, даже взрослые живут в страхе, что другие люди будут их критиковать.' - спросил я, стараясь вернуть разговор к начатой теме и заставить богатогопапу перестать смеяться. Он считал, что все это смешно, но я не видел в этом никакого юмора.

Богатый папа кивнул, и его лицо приняло серьезное выражение.

- Для большинства людей это страх номер один. Его называют страхом остракизма - страхом оказаться не таким, как все, быть вытесненным из общего стада. Вот почему и публичные выступления относят к страху номер один; для многих людей этот страх сильнее смерти.

- Значит, люди просто присоединяются к стаду и прячутся среди других, потому что боятся подвергнуться критике? - спросил Майк.

- Да, и это одна из причин, почему лишь очень немногие люди достигают огромного богатства. Большинство людей чувствуют себя более защищенными в стаде посредственных людей, живя в страхе, что их будут критиковать, или боясь чем-то выделиться, - сказал богатый папа. - Большинство считает, что легче быть средним, обычным, прятаться, делать в точности то же самое, что делает стадо, - просто идти, куда идут все, и уживаться со всеми.

- То, что ты говоришь, подразумевает, что полный провал на экзамене по английскому языку мог бы оказаться для нас очень полезным в последующей жизни? - спросил Майк.

- Если вы захотите сделать его полезным, - спокойно ответил богатый папа. - Или же можете сделать его пагубным для себя.

- А как насчет наших отметок? Ведь они будут сопровождать нас всю оставшуюся жизнь, - добавил я сокрушенно.

Богатый папа отрицательно покачал головой, а затем подался вперед и строго сказал:

- Послушай, Роберт, я поделюсь с тобой большим секретом. - Он сделал паузу, чтобы убедиться, что я слушаю его внимательно. - Мой банкир никогда не просил меня показать ему аттестат.

Эта фраза заставила меня вздрогнуть и вмиг прервала мои мысли о том, что жизнь разрушена из-за плохих отметок.

- О чем вы говорите? - пробормотал я, не совсем понимая, куда он клонит.

- Ты слышал, - сказал богатый папа, откидываясь назад в своем кресле. Он знал, что я слышал. Просто он хотел, чтобы я хорошенько усвоил сказанную им фразу. Он понимал также, что она противоречит принципам моей семьи, семьи педагогов.

- Ваш банкир никогда не просил вас показать ему аттестат? - тихо переспросил я. - Вы хотите сказать, что отметки не так уж важны?

- Разве я это сказал? - спросил богатый папа. - Разве я сказал, что отметки не важны?

- Нет, - робко ответил я. - Вы этого не говорили.

- Тогда что я сказал?

И тут я выпалил, уже будучи в состоянии повторить фразу богатого папы.

- Вы сказали: банкир никогда не просил меня показать ему мой аттестат.

В моей семье табель успеваемости и хорошие отметки были чем-то почти священным.

- Когда я иду к своему банкиру, - продолжил богатый папа, - он не говорит: "Покажите мне ваш табель с отметками". Разве не так? - и богатый папа продолжал, не дожидаясь ответа: - Разве мой банкир спрашивает:

"Вы были отличником?" Разве он просит меня показать ему мой табель? Разве он говорит: "О, у вас были хорошие отметки! Позвольте мне ссудить вам миллион долларов"? Разве он говорит что-нибудь подобное?

- Не думаю, - буркнул Майк. - По крайней мере, он никогда не просил тебя показать ему табель, когда я бывал с тобой в его офисе. И я знаю, что он не ссудит тебя деньгами, основываясь на твоих школьных отметках.

- Тогда о чем он просит? -- спросил богатый папа.

- Он просит показать финансовую ведомость, - спокойно ответил Майк. - Он всегда просит предъявить ведомости по прибыли и убыткам и балансовые отчеты.

Богатый папа продолжал свои объяснения.

- Банкиры всегда просят показать финансовую ведомость. Причем у каждого клиента. Как вы думаете, почему они просят у каждого - богатого или бедного, образованного или не очень - финансовую ведомость, прежде чем ссудят их деньгами?

Мы с Майком отрицательно покачали головами, ожидая ответа.

- Я никогда по-настоящему не думал об этом, - сказал наконец Майк. - Почему ты нам не расскажешь?

- Потому что ваш табель - это еще не финансовая ведомость, - твердо сказал богатый папа. - Проблема в том, что большинство людей, покидая школу, не имеют никакого представления о том, что такое финансовая ведомость.

- Моя финансовая ведомость, когда я окончу школу и будет моим табелем? - переспросил я.

Богатый папа закивал головой:

- Это один из твоих табелей - и очень важных табелей. Другими табелями являются: твоя ежегодная медицинская карта здоровья, твой вес, кровяное давление и эмоциональное здоровье твоего брака.

- Значит, человек может иметь все пятерки в школьном табеле и двойки в своей финансовой ведомости в жизни? - спросил я. - Вы именно это хотите сказать?

Богатый папа кивнул, соглашаясь.

- Это случается постоянно. Часто люди, у которых были хорошие отметки в школе, имеют плохие ИЛИ посредственные финансовые показатели в жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...