Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приходская и монастырская благотворительность во второй половине XIX — н. ХХ вв.




К середине 19 века русская церковь практически отошла от дел благотворительности. Иоанн Кронштадтский в начале 1880-х стал одним из основателей приходского попечительства. Основная задача прихода- искоренение лености, нищеты и тунеядства, приискание работы бедным, учреждение ремесленной школы для детей и устройство работного дома. В 1883 году был построен «дом трудолюбия», который позже был окружен целой сетью благотворительных учреждений(училище, читальня, воскресная школа, убежище для сирот и т.д). в 1886 году открыт женский дом трудолюбия. Буквально за два года дома трудолюбия возникают в ряде центров страны.в 1888 году при доме трудолюбия была открыта ночлежка. Монастырская благотворительность получила наибольшее развитие в поре­форменный период. Это было связано с общей перестройкой социально-экономического уклада в стране. Когда уходила в прошлое крепостническая опека во всех ее видах, когда люди получили больше свободы, а вместе с этим возросла и собственная их ответственность за свою судьбу. В 1861 году по всей России находилось 67 монастырских больниц и 23 богадельни с общим количеством мест соответственно 739 и 709.

С середины XIX в. в России все чаще начинают звучать идеи о «возрождении» приходской жизни и организации благотворительности в приходе. Возрождение церковноприходской благотворительности во многом связывали с «Положением о приходских попечительствах при православных церквах», утвержденным 2 августа 1864 г.
Положение о приходских попечительствах поставило перед новыми приходскими организациями следующие цели: попечение о благоустройстве и благосостоянии приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также о начальном обучении детей и благотворительности в рамках прихода (п. 1). Их обязанности заключались в содержании духовенства и удовлетворении нужд приходской церкви; изыскании в средств на ремонт и строительство церковных зданий; в учреждении школ, больниц, богаделен, приютов и других благотворительных учреждений; в помощи приходским беднякам; в погребении неимущих умерших и поддержании в порядке кладбищ; наконец, в наблюдении за тем, чтобы приходское духовенство пользовалось всеми представленными ему средствами содержания (п. 5). Источник дохода попечительств Положение наметило один – добровольные пожертвования.
В 1864 г. в «Калужских епархиальных ведомостях» был напечатан Указ об организации при церквах приходских попечительств. В его исполнение по губернии прошли съезды священников, на которых обсуждался вопрос о возможности открытия таких попечительств. Калужские церковнослужители с достаточным рвением откликнулись на предложение консистории об организации приходских попечительств и выразили готовность немедленно открыть их в своих владениях.
Благотворительная деятельность монастырей была весьма разнообразна. Каждый монастырь выбирал свое направление благотворительности. Однако, практически все монастыри имели в основе благотворительности «тарелочные» и «кружечные» сборы в ту или иную пользу. Некоторые сборы носили постоянный характер, другие проводились только по определенным дням, иногда один раз в год. Так, 9 мая каждого года осуществлялся кружечный сбор в пользу Общества спасения на водах, с 10 по 17 мая – сбор в пользу Попечительства о слепых, 24 мая – сбор в поддержку церковно-приходских школ.
Также в монастырях и церквах собирали пожертвования на нужды Российского общества Красного Креста, Общества Белого Креста, Общества защиты женщин, Общества по борьбе с проказой, Санкт-Петербургского Славянского благотворительного общества, Общества призрения детей лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей, Императорского Человеколюбивого Общества, Попечительства о глухонемых, Комитета по снабжению нижних чинов бельем и одеждой, Общества помощи пострадавшим на войне с Японией и их семействам и других.
Как правило, эти сборы назначались в предпраздничные и праздничные дни, когда в несколько раз увеличивалось число молившихся и соответственно значительно возрастали пожертвования. Так, все монастыри регулярно проводили сборы в пользу Православного миссионерского общества или отчисляли средства на улучшение быта православных паломников в Палестине.

24. Теория и практика "трудовой помощи".

 

Отдельные меры Т. помощи были известны в самой глубокой древности; в качестве системы мер или ее зародыша она получает применение лишь в средние века. Ближайших поводов к появлению Т. помощи было два: 1) экономический — необходимость предоставления заработка, особенно во время неурожаев и других бедствий, и 2) полицейский — чрезвычайное распространение нищенства (см.), поощряемого широким развитием неразборчивой милостыни. Первый повод встречался часто, но редко приводил к систематической организации предоставления работ; второй получил гораздо большее значение. Когда нищенство стало угрожать порядку и безопасности, значительно усилившееся к этому времени государство вынуждено было различать нищих "прямых", т. е. действительно нуждающихся и не могущих снискивать себе пропитание трудом, от "притворных" и "лукавых", обращающихся к нищенству с целью уклонения от труда. "Прямые нищие" в большинстве случаев пользовались правом нищенствовать, тогда как "притворных нищих" государственная власть принуждала работать. Труд для них являлся мерой наказании, а Т. помощь сводилась к репрессии или шла рядом с нею. Существовало два основных типа заведений трудовой помощи – дома трудолюбия, принимавшие добровольцев (нередко они формировались по сословному, профессиональному или образовательному признаку), и работные дома, где труд был принудительным. Работные дома (см.) появились лишь с 1697 г. Развитие их шло настолько быстро, что в 1723 г. королевский эдикт мог уже лишить права призрения всякого, отказывающегося поступить в работный дом. В 1782 г. английские общины обязывались доставлять работы безработным и вне работного дома. Этим актом ослаблялось репрессивное значение труда в борьбе с нищетой, и Т. помощи придавался характер меры призрения. При Екатерине II репрессивный характер Т. помощи был смягчен, и она стала мерой призрения. Снова, как при Борисе Годунове, появляются общественные работы и, наконец, учреждаются в ведении приказов общественного призрения работные дома, предназначенные как для принудительного, так и для добровольного труда. При Александре I стремление к высшим формам Т. помощи в лучшей части общества не прекратилось.

Основные виды трудовой помощи: трудовой приют и промысловое обучение малолетних; предоставление заработка, а также помощь натурой, жильем, одеждой; воспитательно-исправительные учреждения (колонии для взрослых) в сочетании с деятельностью лечебных учреждений.

В своей рациональной основе трудовая помощь могла бы стать «предметом рациональной системы социальной политики в области просвещения малолетних и воспитания людей, выбившихся из колеи». Людям с ослабленным физическим здоровьем нужно дать возможность зарабатывать для своего пропитания. Исходя из классификации клиентов по их отношению к трудовой деятельности, выделяются главнейшие функции трудовой помощи. Среди них:

— непосредственное предоставление занятий (дома трудолюбия и общественные работы);

— содействие труду (посредничество, снабжение материалами, сбыт продукции);

— образовательная и воспитательно-исправительная функции (помощь «умственно не подготовленным к труду», помощь лицам с физическими недостатками, помощь лицам, «отвыкшим от труда»).

Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства оказывается с 1919 г. Организуются распределители для нищих, в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы — в специальные трудовые коммуны».

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО О ТРУДОВОЙ ПОМОЩИ Основано в 1895 по инициативе императрицы Александры Федоровны как организация общероссийского характера, призванная координировать общественную и государственную деятельность в сфере трудовой помощи, насаждать и развивать филантропическую деятельность на началах трудовой помощи. Состояло под августейшим покровительством имп. Александры Федоровны. При домах трудолюбия нередко устраивались ночлежные дома, дешевые столовые, ясли для детей тружеников, убежища для подростков, конторы по приисканию занятий, пункты медицинской помощи. Особое внимание уделялось опеке безработных лиц, вышедших из больниц или освободившихся из мест заключения, а также бездомных подростков. Отдельную группу, подведомственную Попечительству, составляли попечительские общества при Ольгинских детских приютах трудолюбия.

Трудовая помощь - емкое, многосложное понятие, которое включало в дореволюционной России целый комплекс мер по предотвращению нищеты и бедности и по возвращению "к честной трудовой жизни" нищих и безработных, тунеядцев и проституток, криминальных элементов общества, в исследованиях и публицистике конца XIX - начала XX в. встречается различное столкновение задач, функций и форм трудовой помощи, которые можно объединить условно в несколько групп.
1. "Непосредственное предоставление занятий", т.е. развитие специальных производственных учреждений и объединений и организация общественных работ.
2. "Содействие к приложению труда", т.е. посредничество в поиске работы, обеспечение работы на дому, снабжение средствами производства, сбыт готовой продукции и др.
3. Профессиональное обучение детей и взрослых, переподготовке кадров.
4. "Воспитательно-исправительная" работа с людьми, "отвыкшими от труда и морально неподготовленными к нему"
Это направление российской благотворительности и социального призрения складывалось в давние времена как результат осознания обществом и государством пагубности нищенского промысла и тунеядства, превращавшихся в страшное социальное зло. Вплоть до революции велись дискуссии о целесообразности самой древней и стойкой форм помощи "несчастным" - милостыни, подачки. В "нищелюбивой" стране, каковой являлась Россия, где несколько веков эта форма служила методом религиозно-нравственного воспитания, не сразу пришли к пониманию трудовой помощи как самого действенного и высоконравственного направления милосердной деятельности, с этим выводом известного современного исследования Л.В. Бадя нельзя не согласиться.
В русле многовековых споров о природе нищенства, способах его преодоления и предупреждения российские специалисты социального призрения и, в частности Е.Д. Максимов, утверждали: "Бедность, нищета и беспомощность - явление сложное, которое, если не вполне, то в значительной мере устранимо надлежащим развитием трудовой деятельности и трудового начала отодвинутых в капиталистическом производстве на неподобающее им, по их нравственному и социальному значению, место"1. Но многочисленные попытки включить "трудовое начало в систему государственного призрения... не увенчались успехом и потому. - писал известный исследователь Г.Г. Швиттау, - трудовая помощь России является почти исключительно как форма общественного призрения (подч. нами), почти не затрагивая собою вовсе области государственного управления"2. Теоретики и практики социальной работы в пореформенной России, среди которых ведущую роль играли В.И. Герье, В.В.Гаген, К.К.Грот, Е.Д.Максимов, Г.Г.Швиттау и др., занимавшиеся проблемами трудовой помощи, обосновывали необходимость "государственной системы" трудовспоможения", предлагали свои варианты решения вопроса. Но до революции так и не удалось развить эту систему. Поэтому трудовая помощь оставалась делом многочисленных и почти не связанных друг с другом общественных организаций и негосударственных учреждений
Больше всего в сфере трудовой помощи удалось сделать органам городского и земского самоуправления в эпоху "великих реформ". Несмотря на ограниченность материальных средств, местные власти стремились внедрить новые подходы к "трудовому вспоможению": предупреждение бедности, профессиональное обучение, развитие справочно-профессиональной сети для приискания работы, организация общественных работ и др.

 


25. Формирование нового геополитического пространства в России и изменение системы помощи и поддержки.

Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII — первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом. Отказ от теологических смыслов в общественном призрении как критерия истинности и справедливости происходит в период правления Петра I. Процесс помощи, институты помощи, субъекты и объекты помощи начинают рассматриваться в рамках указов и постановлений, которые являются официальными нормативными критериями жизнедеятельности, ценностями, «правилами общественного поведения». Нуждающийся в поддержке соотнесен с одним из государственных институтов помощи. При этом он лишен свободы выбора и поступка. Не он определяет институт помощи, а институт помощи определяет его дальнейшую судьбу. И здесь намечаются как позитивные, так и негативные черты данной системы помощи.

Впервые в России на государственном уровне начинает осуждаться инфатицид. Детоубийство считается преступлением, а ребенок становится субъектом права: ему предоставляются ясные жизненные гарантии и тем самым обозначается его место в системе социальных связей. В подходах к идеологии помощи происходит переоценка видения проблематики клиента. Если на ранних этапах общественного призрения нуждающийся представлял определенную ценность для отдельной личности — заступника, поскольку защита его была наглядной, вещной добродетелью перед лицом Всевышнего, то теперь нуждающийся стоял перед государственными институтами, и именно они определяли его необходимость в данной роли. Таким образом, в государственной парадигме помощи начинают доминировать понятия и смыслы иного порядка. Теологические подходы к личности клиента подменяются социетальными, а индивидуальная судьба рассматривается не в контексте вечности, а в контексте зримых нужд и проблем общества, его жизнедеятельности, норм и ценностей. Все это выдвигает определенные принципы идентификации социально необходимого поведения, связанного с нормой общественных отношений, которые сопряжены с оценкой жизненного сценария личности.

Формирование нового геополитического пространства СССР в период 1917-1991 гг. связано с изменением политической и идеологической систем, структуры управления и хозяйствования, с формированием новых общественных отношений. Новая структура, сначала Министерство, а затем Народный комиссариат государственного призрения (НКГП) проводит политику упразднения существующих органов помощи с перераспределением средств и имущества на нужды, определяемые новыми государственными потребностями.

Так, 19 ноября 1917 г. упразднены благотворительные учреждения и общества помощи инвалидам, 1 декабря 1917 г. — Совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии, 12 января 1918 г. — Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, 22 января 1918 г. упразднен Алексеевский Комитет, а 24 января 1918 г. — Александровский Комитет о раненых и т. д. Вместо упраздненных ведомств в НКГП учреждались отделы, которые курировали в той или иной степени проблемы социальной помощи данной категории нуждающихся. Например, 25 января 1918 г. создается отдел призрения несовершеннолетних, еще раньше открывается отдел по охране материнства и детства и т. д. Решениями НКГП отделы социальной поддержки создаются не только в его ведомстве, но и в других государственных институтах (в связи с упразднением на местах губернских и уездных воинских присутствий учреждаются пенсионные отделы военно-увечным при местных, Советах).

Помимо отделов при НКГП, других исполнительных и административных организациях учреждаются самостоятельные исполнительные комитеты, функция которых — помощь и поддержка определенной категории нуждающихся. В ноябре 1917 г. образован комитет «Союза увечных воинов», ему передано имущество и капитал в сумме более 100 000 000 р., а также средства от лотереи Скобелевского Комитета на сумму 5000 000 р., в январе данной организации разрешено проведение Всероссийской лотереи на сумму 14 500 000 р. Таким образом, Комитет имел самостоятельное финансирование, институты помощи, но контролировался со стороны НКГП. в январе 1918г. введен налог на публичные зрелища и увеселения, где на каждый проданный билет устанавливался благотворительный сбор, средства же шли на поддержку нуждающихся.

Однако целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества. Новая экономическая политика, которая начинает активно проводиться в начале 20-х гг., существенно меняет стратегию социального обеспечения. Основными направлениями деятельности НКСО на данный период являлись: обеспечение крестьянства и лиц «самостоятельного труда» в порядке обязательной взаимопомощи; кооперация инвалидов; социальное страхование рабочих; государственное обеспечение в городах семей красноармейцев. Наряду с данными видами помощи органам НКСО вменялись другие виды деятельности: оказание «помощи жертвам контрреволюции», борьба с нищенством и проституцией, помощь при стихийных бедствиях, опека и попечительство. В 1922 году в деревнях стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи, на которые возлагались функции самообеспечения и патронажа нуждающихся. 18 июля 1921 г. создана Центральная комиссия помощи голодающим — Помгол, наделенная чрезвычайными полномочиями. 16 марта 1931 г. при НКСО РСФСР учрежден Совет по трудовому устройству инвалидов, где решением правительства за инвалидами должно было быть забронировано на промышленных предприятиях до 2% от общего числа рабочих мест. Новой формой трудоустройства в середине 30-х гг. явилась организация рабочих, больных туберкулезом легких. Для них создавались специальные цехи на предприятиях, в кооперации инвалидов. Первые пенсии по старости были установлены для рабочих текстильной промышленности постановлением Наркомтруда СССР от 5 января 1928 г.

 


26. Административные, законодательные и воспитательные мероприятия по локализации социальных болезней.

В 1254 году французский король Людовик приказал изгнать проституток из Парижа, а в 1269 году-разрушить все злачные места. Опасность венерических заболеваний в 16 веке привела к уничтожению мер по борьбе с уличной проституцией через организацию публичных домов. Особые строгости по отношению к публичным женщинам были введены в городах, где располагались крупные учебные заведения. В 1625 году –закон о том, что проститутки не должны подходить к городу ближе чем на три километра. В 1612 году школьникам нельзя было выходить из дома после 8 вечера. 1649 год(Россия) –наказ о городском благочестии, затрагивалась проблема проституции.

В 16 веке государство намечает ряд шагов в области превентивных мер, позволяющих локализировать разные социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, языческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «блядни», «зерни».

В 16 веке появление первых кабаков. 1782 год- устав городского благочестия(проститутки). При Павле 1 были гонения проституток, всем выдавались желтые платья. При Николае 1 1840 г-врачебно-полицейский надзор за проституцией. 1843 г- первый кожно-венерологический диспансер. 1845 г- уложения о наказаниях. Четкая грань между внебрачными связями и проституцией.

Социального контроля и общественного призрения потребовали внимания проблемы такой социальной болезни, как проституция. В 20-х годах XVIII столетия появляются первые дома терпимости в Петербурге. Помимо этого существовали своднические квартиры, а также процветала одиночная проституция. И как следствие — появляется множество незаконнорожденных детей, детоубийство, а также массовый сифилис.

В период правления Екатерины II делаются первые шаги по контролю данного явления. Домовладельцам запрещено отдавать помещения под «промысел разврата», при нарушениях их штрафовали и сажали в смирительные дома. Правда, было принято решение всех заболевших венерическими болезнями лечить бесплатно. В период правления Павла I и Александра I проститутки подвергались жестоким гонениям, публичных женщин высылали в Иркутск на фабрики.

Рассматривая проституцию и бродяжничество как наследие прошлого, НКСО использует методы общественного призрения, когда трудовая помощь переосмысливается и направляется на данную категорию. Подобная помощь разворачивается в лечебно-воспитательных и трудовых учреждениях.

В 30 –е годы 20 века ведущая роль отводилась профилактике проституции. Отрабатывается технология социального патронажа. В этой связи при Московском институте социальной гигиены организовали группы сестер социальной помощи, которые, получив предварительную подготовку, осуществляли социальный патронаж в местах «социальной напряженности». В Москве открыли опытные пункты социальной помощи, куда доставляли проституток и где помогали женщинам в разрешении всевозможных проблем. В этот период наметились основные формы помощи: направление на работу, снабжение талонами на обед и ночлег, устройство на работу, выдача денежных пособий для возвращения домой.

 

27. Исторический опыт помощи глухонемым и слепым в России и за рубежом.

В 1723 году Петр 1 издает распоряжение: помещать неимущих "слепцов" в губернские богадельные заведения. При Петре слепые были уравнены в правах со зрячими в отношении налоговых повинностей. В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.

1806г. первое училище для глухонемых в Павловске. первой школа слепых в России, открытой в Санкт-Петербурге В.Гаюи в 1807г. Попечительство о слепых было открыто в 1881 г. В честь императрицы оно было названо Мариинским Попечительством о слепых и первоначально находилось в ведении министерства внутренних дел, а с 10 марта 1883 г. перешло в ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны. В 1898 году в Ведомстве императрицы Марии было создано специализированное благотворительное ведомство для оказания помощи глухонемым - Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Его цель — учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир.

К.Грот возбудил ходатайство перед синодом о разрешении устраивать ежегодной кружечный сбор в православных церквах в неделю о слепых, который приносил достаточно крупные суммы.
Деятельность попечительства быстро распространилась на всю страну. Для борьбы со слепотой и профилактики глазных болезней Попечительством была создана сеть лечебных заведений и "летучих" глазных отрядов. К 1914 году врачами Попечительства было обследовано 3,5 миллиона глазных больных. В результате консервативного лечения и хирургических операций многим из них зрение было восстановлено. Для нетрудоспособных и престарелых незрячих были открыты убежища и приюты, где их постояльцы находились на содержании за счет средств Попечительства.
Особое значение для улучшения судьбы незрячих России имеет организация их обучения. По инициативе К.К.Грота в 1881 году было открытие училища для слепых детей в Санкт-Петербугре (см..выпуск 22). Впоследствии школы для слепых открываются и в других городах, России. К 1917 году в России существовало 35 училищ для слепых. Образование и профессиональная подготовка в рамках школ и мастерских для взрослых стали главными факторами социальной адаптации и интеграции инвалидов по зрению в обществе. 1928 г. Оформление союза кооперации инвалидов, обществ слепых и глухих. 1970-е гг. введение пенси1 глухонемым и слепым.

"В Европе первое заведение для призрения слепых было основано в 1178 году ослепшим в старости герцогом Вельфом VI в гор. Меммингене, в Германии. Второй приют, l'hopital des Quinze-Vingt в Париже, основан в 1260 году Людовиком Святым для 300 воинов, потерявших зрение в первом крестовом походе. Этот приют существует и по настоящее время." 1760- Открытие первой школы для глухонемых (Франция). 1784 Открыта первая школа для слепых (Франция).В Германии первый институт для глухонемых - 1778 г. в Лейпциге. 1806 г. немецкий тифлопедагог А. Цейне и В. Гаюи открыли первое учебное заведение для слепых в Пруссии. С момента основания Берлинский институт для слепых был государственным учреждением. В 1784г. В. Гаюи предложил свою концепцию обучения слепых, положив тем самым начало тифлопедагогике. Разработанный подход Гаюи сразу же попытался воплотить в жизнь, ему принадлежит приоритет открытия образовательных учреждений для незрячих во Франции, Германии и России. 1791 Открыта первая британская школа для слепых. 1792 Открыт первый британский приют для глухих детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...