Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение продовольственной безопасности России при вступлении в ВТО




 

Важнейшей составной частью системы мер по обеспечению страны основными видами продовольствия является внешняя экономическая политика, ориентированная на интеграцию России в мировую экономику и мировой продовольственный рынок.

Российская Федерация входит в число пятнадцати ведущих мировых импортеров сельскохозяйственных продуктов. На ее долю в мировом импорте приходится 1,6%. Поэтому в современных условиях вряд ли вызывает сомнение тот факт, что она должна активно участвовать в происходящих в мировой экономике процессах, включая и такую многостороннюю межгосударственную организацию, как ВТО, нормами которой регулируется более 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Глобализация мировой экономики, развитие международного разделения труда неизбежно затрагивают и национальные интересы функционирования АПК и его отраслей, продовольственную безопасность страны. В этой связи присоединение России к ВТО логично и неизбежно, поскольку отечественная экономика не может развиваться обособленно, вне рамок мировой экономической системы, интеграции в мировую экономику и торговлю, а также игнорировать происходящие в мировой торговле процессы и поддерживать торгово-экономические связи с другими странами по правилам, отличным от общепринятых в мире.

Однако членство России в ВТО будет иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для нее по сравнению с существующим улучшится, а плата за вступление в эту организацию по крайней мере должна быть соизмерима с отдельными выгодами и преимуществами, которые получит страна, и особенно ее аграрный сектор. Предстоит найти такую модель участия страны в ВТО, которая бы защищала позиции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, усиливала на внешнем и одновременно не допускала ослабления продовольственной безопасности государства.

ВТО создана 1 января 1995г., на основе реорганизации ГАТТ в соот­ветствии с решениями Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного в 1947г.; в период 1948-1995 гг. ГАТТ оставалась единственным главным форумом международных переговоров по тарифным барьерам в международной торговле). Ее основные цели – укрепление мировой экономики, расширение торговли, увеличение инвестиций, занятости и повышение уровня доходов во всем мире.

Согласно основополагающим положениям, ВТО представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательств и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных переговоров. При этом наиболее важными принципами ВТО является торговля без дискриминации, принцип национального режима, транспарентность торговли, то есть ее предсказуемость.

Принцип торговли без дискриминации отражен в понятии «режим наибольшего благоприятствования», означающий, что члены ВТО обязаны предоставлять продукции страны – члена этой организации – режим, который будет не менее благоприятным, чем предоставляемый товарам другой страны-члена. Другими словами, ни одна страна – член ВТО – не должна устанавливать какие бы то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним дискриминацию. Все страны находятся в равных условиях и пользуются благами, которые дают им любые меры по снижению торговых барьеров.

Национальный режим предполагает выполнение требования, при котором обеспечиваются равные условия на рынке для импортных товаров и эквивалентных товаров отечественного производства. Это означает, что правительства не должны создавать более благоприятные условия отечест­венным товаропроизводителям по сравнению с иностранными компаниями или оказывать предпочтение какому-либо иностранному поставщику, выделяя его из числа других.

Транспарентность (прозрачность, предсказуемость) международной торговли достигается путем, что страны-члены ВТО – обязаны на ре­гулярной основе передавать в секретариат организации информацию об изменении их внешнеторгового режима – экспортных и импортных пошлин, стандартов, а также прочих правил и ограничений. Так, согласно принципу транспарентности, международная торговля должна стать более предсказуемой и тем самым способствовать экономическому развитию и снижению нестабильности во внешнеэкономических отношениях между странами. Таким образом, членство страны в ВТО дает ей отдельные преимущества в темпах и уровнях либерализации торговли.

Заявка на вступление России в ВТО (точнее, еще на присоединение к ГАТТ) была подана в июле 1993г. и только летом 2012г Россия вступила в эту организацию. Сложность этого вопроса заключается в том, что процедура присоединения каждой страны к этой международной организации представляет собой многоэтапный и сложный процесс.

На первом этапе страна-претендент подает обоснованную заявку, которую рассматривает рабочая группа из числа членов ВТО.

На втором этапе проводится сбор информации по всем аспектам экономики и действующего торгового режима страны. По аграрному сектору экономики представляется обширная информация о реформировании сельского хозяйства, внутренней поддержке товаропроизводителей, тарифных и нетарифных барьерах при импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, об использовании экспортных субсидий и пр. Собранная информация оформляется в виде разделов общего Меморандума о присоединении страны к ВТО.

На третьем этапе проводятся многосторонние и двусторонние переговоры с использованием необходимой информации. Представители страны-претендента готовят развернутые ответы на вопросы членов рабочей группы и других участников переговоров.

На четвертом этапе рабочая группа представляет отчет и проект протокола для утверждения Генеральным советом ВТО. Если законодательство страны предусматривает ратификацию подписанного протокола, то эта процедура совершается. Страна тем самым подтверждает готовность выполнять обозначенные в протоколе условия, включая и те, которые определены для сельского хозяйства. Через 30 дней после этого страна-претендент становится членом ВТО.

После вступления в ВТО страна проходит адаптационный период, необходимый для выполнения всех принятых обязательств. Однако практика присоединения к ВТО новых членов свидетельствует о том, что этот процесс определяется не столько уже содержащимися в соглашениях ГАТТ и ВТО правилами и обязательствами, сколько теми обязательствами, которые принимаются в ходе переговоров между страной-претендентом и существующими членами как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Так, содержащиеся в текстах юридических соглашений, одинаковые обязательства для всех членов, и обязательства отдельных членов существенно различаются между собой, поскольку масштаб этих обязательств, принимаемых на себя присоединившейся страной, определяется в ходе процесса присоединения. Обязательства стран, претендующих на вступление в ВТО, оговариваются на основе специального Соглашения по сельскому хозяйству и включают в себя три основных блока вопросов; внутренняя поддержка, доступ на рынок и экспортные субсидии. Страны-претенденты должны предоставить предложения по всем этим вопросам.

Все меры внутренней поддержки, предоставляемые сельскохозяйственным товаропроизводителям, должны быть перечислены в соответствии с системой классификации Соглашения, измерены в денежном выражении и рассчитаны за трехлетний период. Если меры, рассматриваемые в ВТО как «стимулирующие производство» и «искажающие торговлю», использовались сверх пороговых величин, то страны-претенденты должны взять на себя обязательства по их постепенному ежегодному сокращению в течение установленного имплементационного периода (обычно 6 лет).

В части доступа на рынок страна-претендент должна перевести нетарифные барьеры в тарифные эквиваленты, связать эти тарифные ставки на верхнем уровне и потом сократить их посредством постепенного ежегодного уменьшения в течение имплементационного периода. В части экспортных субсидий страны-претенденты должны взять на себя обязательства либо не использовать экспортные субсидии с момента присоединения, либо оценить имеющиеся экспортные субсидии в денежном выражении и принять обязательства по ежегодному их сокращению в течение имплементационного периода.

В целом правила ВТО требуют обязательного сокращения только определенных мер государственной аграрной политики, которые оказывают негативное воздействие на эффективность международной торговли. У каждой из стран остается довольно широкий выбор других мероприятий по поддержке аграрного сектора.

Сложности ведения переговорного процесса по вступлению в ВТО России исходят из следующих обстоятельств: во-первых, при количественном определении внутренних мер поддержки имеют значение результаты, полученные путем сложения объемов предоставляемой помощи в рамках совокупных мер поддержки, а также выбор базового периода для их расчета. Правила ВТО устанавливают, что за базовый период должны быть выбраны три года, предшествующие началу переговоров. Для России этот период приходится на 1992-1994 гг., когда государственная поддержка сельского хозяйства была минимальной. Поэтому ее делегация на переговорах о вступлении в ВТО обосновывала выбор другого базового периода, когда уровень поддержки был выше – дореформенный период 1989-1991 гг., 1995-1997 гг., более широкий временной промежуток – 1993-1997 гг.; во-вторых, трудность при расчете объемов совокупных мер поддержки в России объясняется огромной задолженностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, сформировавшейся вследствие малого дохода от продажи продукции из-за низких цен и падения спроса на нее, на­личия большого невыплаченного долга, основную часть которого составляют налоги, платежи во внебюджетные фонды, штрафы за невыплату долгов; в-третьих, члены ВТО по-прежнему выдвигают малоприемлемые для России требования либерализации внутренних рынков электроэнергии и газа, доступа иностранных компаний на рынок банковских и страховых услуг, телекоммуникаций, снижения пошлин на импортную мебель, самолеты, автомобили, открытия российского рынка рабочей силы (требование Китая) и др.

Так, страны ЕС и США отмечают, что разрыв между экспортной и внутренней ценой на российские энергоносители недопустимо высок, а низкая внутренняя цена – это скрытая дотация отечественным товаропроизводителям. «Газпром» продает газ внутренним потребителям в 6 раз дешевле, чем государствам Западной Европы. Евросоюз оценивает объем таких дотаций в 5 млрд долл. ежегодно. Российская сторона полагает, что внутренняя низкая цена – это естественное конкурентное преимущество, что «мировые цены» на энергоносители, на бензин в Америке в 3 раза дешевле, чем в Европе. В мире же вообще нет стран с нерегулируемым государством энергорынком. Цена на российский газ определяется в большей мере стоимостью его транспортировки, причем эта «услуга» нормами ВТО не регулируется. В связи с этим весь российский газовый сектор надо вывести из сферы обязательств в рамках ВТО.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...