Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задачи, признаки и социальные функции школьного музея.




Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения. Основным направлением деятельности школы в настоящее время является " Организация образовательного пространства, способствующего саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности". Школьный музей расширяет это пространство в процессе организации своей работы, которая способствует развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

1. Организовать поисково- исследовательскую деятельность учащихся

2. Провести экскурсионно - просветительскую работу с детьми и взрослыми

3. Осуществлять сотрудничество с учителями - предметниками в школе и успешно реализовывать межпредметные связи

4. Проводить оформление собранного материала

5. Изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение

6. Пополнять фонд музея

7. Осуществлять создание экспозиций, стационарных и передвижных выставок

8. Оказывать содействие учителям в использовании музейных материалов в учебном процессе

9. Проводить сборов необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике

10.Проводить научно - лекционные занятия по различной тематике

11.Для работы в музее приглашались и приглашаются люди связанные с педагогической

деятельностью 12.Обучить актив музея, проводить экскурсии, вечера, конференции, оформлять собранный

материал, классифицировать его, вести учет, прививать учащимся заинтересованность в

работе школьного музея.

ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Школьный музей является своеобразным музейным учреждением. Поскольку он ведет в меру своих возможностей поисково - собирательную работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с учебно - познавательными задачами школы.

Школьный музей имеет ряд признаков:

1. Основной признак любого музея, в том числе и нашего школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники об истории нашей школы. Эти предметы и документы составляют основу музея.

2. Музей предполагает наличие экспозиций. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

3. Музей имеет помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных материалов.

4. Обязательное условие функционирования школьного музея - постоянный актив учащихся - Совет музея, способных вести под руководством систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.

5. В деятельности музея прослеживаются элементы социального партнерства.

6. Специфична и образовательно - воспитательная деятельность школьного музея. Она реализуется через различные формы экспозиционно - выставочной и массово

- просветительской работы и ставит передачу знаний посетителям музея и идейно

- нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея.

7. Главное отличие образовательно - воспитательного эффекта в деятельности школьного музея в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его созидатель. Участвуя в поисково -собирательской работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, независимо от того, какую тему они изучают.

8. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно- воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково - собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в развитие образования, культуру края, частью которого является школа.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Много практических навыков приобретают они в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты...

Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность зависит целиком от слаженной творческой работы коллектива учащихся и педагогов. Музейная работа - своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной работы, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического самоуправления, прививает участникам управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.

Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Ее осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.

Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных событий, происходящих в ее стенах. Таким образом. Школьный музей школы №5 взял на себя «летописную функцию», чем не занимается ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения, описания, реставрации собранных документов и предметов. Исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.

Овладение основами музейного дела. Знакомство со спецификой различных профессий, в процессе изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...