Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» - это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи. Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая). -Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы. Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959) Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох. Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965) 1.Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л]. 2.То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает. 3.Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (an), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4.В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки. Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973) 1.Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине. 2.При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967) 1.Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д. Межзубное положение языка можно сохранить на первом этапе при произнесении слогов и слов. Когда звук [л] будет слышаться отчетливо, кончик языка перевести за верхние зубы. 2.При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л]. 3.Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок. 4.Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами. Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979) Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.
Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989) Образец произнесения показывает логопед. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами. Следует привлечь слуховое внимание к тому звуку, который получился в момент его постановки. Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета». Автоматизация звука [л] в слогах Занятие 1. Автоматизация звука [л] в обратных слогах Оргмомент Релаксационные упражнения. «Деревянный Буратино (почувствовать напряжение) и резиновая кукла Лола» (расслабление). Развитие моторики пальцев рук Массаж или самомассаж Развитие артикуляционной моторики Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса -Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка, Он поспешил на пароход. «Пароход гудит». (Произношение звука[л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение. Успел к отходу парохода. (Выразить радость.) Произнесение слоговых сочетаний Игровое задание «Волчонок знакомится со Слоненком». — Ыл-ыл-ыл. (робко)- Ул-ул-ул. (опечалено) — Ал-ал-ал, (смущенно) - Ал-ол-ил-ул. (уверенно) — Ил-ил-ил, (весело)- Ул-ал-ол-ил! (радостно) — Ол-ол-ол. (огорченно) - Ыл-ул-ул-ыл. (сердито) Развитие фонематического восприятия -Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками. Определение позиции звука [л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами. — Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?
— Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив! «Какого слога не хватает?» Вок...(зал), пе...(ная), хо...(дил), во...(зил). Определение позиции звука [л] в словах лампа, кукла, стул, лом. Обозначение места звука в «звуковом домике» или на «звуковой дорожке». Отстукивание ритмического рисунка слов ласточка, стул, лампа. Ознакомление с буквой л Занятие 2 Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение) Оргмомент Развитие пространственного и слухового восприятия. -Откуда показалась летающая тарелка? Определить направление звука (сигнал). Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетян-роботов (напряжение) и живых инопланетян (расслабление). Развитие моторики пальцев рук Массаж или самомассаж Развитие артикуляционной моторики Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса Игровое задание «Приземляется и гудит летающая тарелка». Произнесение звука [л] низким голосом. «Сирена космического корабля» - высоким голосом. Мимические упражнения. Изобразить удивление инопланетян, испуганных детей, оказавшихся рядом с летающей тарелкой. Игровое задание Произнесение слоговых сочетаний от лица инопланетян Аллана и Лолы. — Ала-ала-ала, (испуганно) — Ылы-ылы-ылы. (настороженно) — Алы-алы-алы, (удивленно) — Алы-алу-ало! (радостно) — Ала-ало-алу. (грустно) — Ала алы. (с сожалением)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|