Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспект НОД по экологии «извержение вулкана» в старшей группе

Тема: Извержение вулкана

Возрастная группа: старшая

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Задачи:

Образовательная

- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.

Развивающая

- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме.

Воспитательная

- воспитывать аккуратность, взаимопомощь.

Оборудование: картинки с изображением вулканов; карты России на каждую парту; поддоны; картон, сода; уксус; сухая красная краска; моющая жидкость; чайные ложки; пипетка; глобус.

Предварительная работа: изготовление макета горы, конуса из картона и монтажной пены.

Логика НОД:

Вводная часть

Воспитатель предлагает детям встать в круг и показывает глобус.

Воспитатель рассказывает детям о том, что сначала планета Земля была покрыта водой, а потом только начала зарождаться суша. Появились равнины, пустыни, горы. Но многие участки суши до сих пор не могут найти своего места и передвигаются под землёй. Из-за этого происходят землетрясения и извержения вулканов.

Воспитатель: А вы хотели бы посмотреть на извержение вулкана? Знаете, как раз сегодня, заглянув в почтовый ящик, я обнаружила там письмо из туристической фирмы, в котором говорится что нам предлагают бесплатно посетить горы на Камчатке и посмотреть извержение вулкана «Ключевская сопка». Ну что согласны? (Да) Тогда давайте рассмотрим наш маршрут по карте, которые лежат у вас на столах.

Основная часть

Дети садятся за столы и рассматривают карты. На карте отмечен маршрут путешествия, который начинается с равнины и проходит через моря, плоскогорья и заканчивается в горах на Камчатке.

Дети по ходу исследования отвечают на вопросы:

- Какие растения растут на равнинах? Какие животные обитают?

- Какие растения растут в пустынях? Какие животные обитают?

- Какие растения растут в горах? Какие животные обитают?

- Какие растения есть в морях? Какие животные обитают?

- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озёрах?

- Где удобнее жить человеку и почему?

На половине пути следования проводится физкультминутка.

Физкультминутка.

Мы шагаем по равнине

Раз-два, раз-два.

А теперь плывём на льдине

Раз-два, раз-два.

Вот идём по плоскогорью

Раз-два, раз-два.

Забираемся на горы

Раз-два, раз-два.

А теперь мы отдохнём

Раз-два, раз-два.

(дети сели на свои места)

Воспитатель: Ну вот мы и добрались до гор. Ребята посмотрите на них есть маленькие чёрные точки. Этими точками отмечают вулканы.

Как вы думаете, что такое вулканы?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята сейчас я расскажу вам одну легенду о вулкане.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.”

Воспитатель: Ну что интересная легенда? (Да)

Давайте, ребята, рассмотрим с вами картинки с изображением вулканов. Ведь разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как- будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает “спокойно”.

Посмотрите внимательно какой формы вулкан, на что он похож?

Дети: Похож на пирамиду, конус.

Воспитатель: Правильно, ребята, вулкан конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть, на что она похожа?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верно. Как называется эта часть вулкана?

Дети: Вершина горы из которой извергается вулкан, называется кратер вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Вот сейчас я покажу вам как происходит извержение вулкана…

Посмотрите на эти горы. На них тоже есть вулкан и кратер и сейчас я попробую запустить этот вулкан. А вы внимательно смотрите что я делаю.

Воспитатель: Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующая жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Посмотрите, что происходит? Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Заключительная часть

Воспитатель: Но сначала нам надо повторить правила безопасности при проведении опытов.

Воспитатель: Хотите попробовать повторить этот опыт сами?

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: Ну вот ребята, а теперь нам пора возвращаться. Понравилось вам путешествие?

А сейчас я приглашаю посетить выставку ваших рисунков про вулканы, которые вы рисовали на прошлом занятии.

Дети рассматривают рисунки и вспоминают о том, что было на сегодняшнем занятии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...