Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сопутствующие заболевания и вторичные нарушения. Речевые и психические отклонения




/. Контрактуры и деформации — если у ребенка с ДЦП не формируются установочные рефлексы, то и не формируются шейный и поясничный лордозы, рано появляется чрезмерно выраженный ки­фоз в грудном отделе позвоночника, что способствует быстрому раз­витию кифосколиоза. При задержке формирования навыка стояния и ходьбы возникает дисбаланс мышц тазобедренного сустава, нару­шается развитие крыши вертлужной впадины и головки бедра, что приводит к дисплазии тазобедренных суставов, подвывиху и вывиху бедер. Дисбаланс мышц голеностопного сустава приводит к эквиноварусной и эквиновальгусной деформации стоп.

2. Гипертензионно-гидроцефальный синдром. При ДЦП повышается внутричерепное давление, что в свою очередь сдавливает клетки и сосуды головного мозга. При этом возможны срыгивания, рвота, вялость, сонливость, апатия, выбухание большого родничка, повышение мышечного тонуса.

3. Судорожный синдром — часто сопровождает ДЦП и в ответ на экзогенные или эндогенные раздражители развиваются эпилептиформные пароксизмы.

4. Нарушение вегетативной нервной системы — в виде снижения аппетита, расстройства сна, беспокойства, периодического повышения температуры, жажды, запоров или поносов, повышенного потоотделения, нарушения иммунологической реактивности и др.

5. Нарушения слуха — чаще возникают при гиперкинетичес­ких формах. Обычно нарушено восприятие высокого тона. Такие звуки как в, к, с, ф, м ребенок просто может не употреблять в своей речи. Недоразвит фонематический слух, возможно снижение остроты слу­ха. Любое нарушение слухового развития приводит к задержке ре­чевого развития.

6. Нарушения зрения — при ДЦП снижается острота зрения, нарушаются поля зрения, могут возникать аномалии рефракции, ко­соглазие, парез взора, изменение глазного дна.

7. Нарушения речи — при очаговом поражении головного мозга, замедлении темпа его созревания, рассогласовании деятельно­сти правого и левого полушария отмечаются разнообразные расстрой­ства формирования речи (Мастюкова Е.М., 1988).

При ДЦП нарушена функция артикуляционного аппарата и преж­де всего фонетическое произношение звуков — звуки произносятся искаженно либо заменяются близкими по артикуляции, что приводит к невнятности речи и ограничению общения со сверстниками и взрос­лыми. Речедвигательные затруднения вторично приводят к наруше­нию анализа звукового состава слов. Дети не могут различить звуки на слух, повторить слоги, выделить звуки в словах.

Лексика у детей с ДЦП увеличивается медленно, не соответ­ствует возрасту, очень сложно формируются абстрактные понятия, пространственно-временные отношения, построение предложений, вос­приятие формы и объема тела.

В связи с нарушениями лексики недостаточно развивается грам­матический строй речи. Нарушение фонетико-фонематического раз­вития ограничивает накопление грамматических средств.

Клинические проявления речевых нарушений при ДЦП:

- дизартрия — нарушение произношения звуков из-за патоло­гической иннервации речевых мышц, поражения речедвигательных механизмов ЦНС;

- алалия — системное недоразвитие речи в результате пора­жения корковых речевых зон (встречается как моторная алалия, так и сенсорная);

- дислексия, дисграфия — нарушения письменной речи вслед­ствие дисфункции речевых зон;

- неврозоподобные нарушения речи, по типу заикания, вслед­ствие нарушения речедвигательной функции;

- анартрия — отсутствие речи.

Нарушения речи нередко сочетаются с расстройствами дыхания и голосообразования. У детей с церебральными параличами преоб­ладает учащенное, аритмичное, поверхностное дыхание. Часто нару­шена координация между дыханием, фонацией и артикуляцией. Ды­хательные нарушения особенно выражены при гиперкинетической форме церебрального паралича, при этом произвольный контроль за дыханием затруднен. Нарушения голоса связаны с парезами и пара­личами мышц языка, губ, мягкого неба, гортани. При этом голос ребен­ка слабый, тихий, глухой, монотонный, эмоционально невыразительный.

Дети с церебральными параличами с трудом овладевают чтени­ем и письмом. Дислексия и дисграфия обычно сочетаются с недо­развитием устной речи и бывают при различных формах дизартрии. Длительное время дети медленно читают по слогам, переставляют буквы, пропускают строчки. В письме искажается графический об­раз букв, с трудом соединяются буквы в слова, а слова во фразы, встречается зеркальность письма.

Нарушение чтения и письма связано с оптико-гностическими расстройствами, спастичностью мышц кисти, глаз, сужением полей зрения, нарушением взаимодействия речеслуховой, речедвигательной и зрительно-моторной систем.

Мозжечковая дизартрия приводит к гипотонии мышц языка, губ; При этом речь замедленная, толчкообразная, затухающая к кон­цу фразы.

Экстрапирамидная дизартрия возникает при гиперкинетичес­кой форме ДЦП. Гиперкинезы распространяются на мышцы языка, губ, диафрагму; при этом нарушается плавность и размеренность речи.

8. Психические нарушения при ДЦП обусловлены ранним органическим поражением головного мозга, ограничением двигатель­ной активности, социальных контактов, а также условиями воспита­ния. Познание окружающей действительности с первых месяцев жизни нарушено, а познавательная деятельность является основой памяти, мышления, воображения. Отрицательное воздействие на нервную сис­тему может оказать психологическая обстановка в семье, невозмож­ность полноценной игровой деятельности, педагогическая запущенность.

Психические нарушения при ДЦП проявляются в виде рас­стройств эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельно­сти и личности.

Нарушения познавательной деятельности проявляются в от­сутствии интереса к занятиям, плохой сосредоточенности, медлитель­ности, низкой умственной работоспособности и концентрации внима­ния, снижении памяти, мышления. При спастической диплегии и гемипаретической форме нарушены пространственные представле­ния, конструктивный праксис; при гиперкинетической форме нару­шены вербальное мышление, память, внимание. Психические нару­шения могут быть от задержки психического развития (ЗПР) до олигофрении в легкой и умеренной степени. / Нарушение эмоционально-волевой сферы проявляется чаще все­го в виде повышенной эмоциональной возбудимости в сочетании с неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью нервной системы. В дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, двигатель­ной расторможенностью, повышенной эмоциональной возбудимостью (Мастюкова Е.М., Исаев Д.Н., 1988).

Особенности личности — нередко отмечается задержанное раз­витие по типу психического инфантилизма. В своих поступках дети в основном руководствуются эмоциями удовольствия, они эгоцент­ричны, не подчиняются требованиям коллектива, волевые усилия не­достаточны. Больные эмоционально неустойчивы, легко истощаемы, инертны, игровая деятельность их бедна и однообразна, отмечаются ранние проявления сексуальности. Наблюдается дисгармония разви­тия личности с неустойчивым настроением и сложной школьной и социальной адаптацией. На тяжесть психических нарушений влия­ют тяжесть и характер двигательных нарушений.

Двигательные нарушения

Нарушения функции мышц

При ДЦП двигательные расстройства проявляются в патологи­ческом перераспределении мышечного тонуса, снижении силы мышц, нарушении взаимодействия между мышцами-агонистами и синергистами. Существует условное деление мышц на тонические, обеспечива­ющие поддержание поз, и фазические, осуществляющие динамичес­кие движения. Разные функции мышц обеспечиваются составом вхо­дящих в мышцу разных двигательных единиц (ДЕ).

Большинство мышц участвует как в статических, так и в дина­мических движениях.

При ДЦП вследствие мышечного дисбаланса формируются ти­пичные порочные позы. Так, например, при гемипаретической форме ДЦП большая опора происходит на пораженную ногу с акцентом на носок. При этом ограничено разгибание стопы, туловище запрокину­то назад, а таз смещен вперед и в сторону пораженной ноги. С этой же стороны ослаблены ягодичные мышцы и мышцы брюшного прес­са. В результате формируется нарушение осанки во фронтальной плоскости или сколиоз.

При спастической диплегии, двойной гемиплегии ребенок стоит с согнутыми в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах ногами. Эквинусная установка стоп приводит к изменению положе­ния туловища и головы — они наклоняются вперед. Если туловище остается прямым, тогда компенсаторно происходит сгибание ног в тазобедренном и коленном суставах, — это снижает центр тяжести и условия равновесия улучшаются. Таким образом, изменение в по­ложении одной части тела приводит к изменению, приспособлению в другой. Все эти изменения проявляют большое разнообразие и индивидуальность при различных формах ДЦП.

Вследствие длительного и выраженного дисбаланса мышц по­степенно формируются различные деформации и контрактуры, появ­ляются ортопедические нарушения. Наиболее частые — кифоз и кифосколиоз грудного отдела позвоночника, дисплазия тазобедренно­го сустава, подвывих и вывих бедер, эквиноварусная, эквиновальгусная и плосковальгусная установка стоп и др.

Нарушения регуляции мышечного тонуса возможны по типу:

• спастичности - повышение мышечного тонуса; характерно для спастической диплегии, двойной гемиплегии, гемипаретической формы;

· ригидности - чрезмерное повышение мышечного тонуса при двойной гемиплегии;

· гипотонии – снижение мышечного тонуса; характерно для атонически-астатической формы;

· мышечной дистонии – переменный тонус; характерно для гиперкинетической формы.

У детей с церебральным параличом степень нарушения мышечного тонуса зависит от влияния тонических рефлексов. По мере созревания тех или иных структур мозга и под воздействием лечебных мероприятий мышечный тонус может изменяться. Кроме нарушения мышечного тонуса характерны патологические синергии – включение различных мышц в одно движении или позу. При повышении тонуса одних мышц повышается тонус других мышц, включающихся в патологическую синергию, и в конечном итоге формируются порочные позы и установки.

К двум-трем годам у ребенка уже формируются стойкие патологические синергии и порочные позы.

Двигательные нарушения обусловлены действием ряда фак­торов, непосредственно связанных со спецификой заболевания:

1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии, дистонии). Регулирование мышеч­ного тонуса обеспечивается согласованной работой различных звеньев нервной системы.

Часто при ДЦП наблюдается повышение мышечного тонуса — спастичность. Характерным является нарастание мышечного то­нуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела).

При ригидности мышцы напряжены и находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Наруша­ются плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечно­стей и туловища дряблые, вялые, слабые. При гипотонии объем пассивных движений значительно больше нормального.

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мы­шечный тонус в этом случае отличается непостоянством, измен­чивостью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движе­нию тонус резко нарастает, в результате чего движение может ока­заться невозможным.

При осложненных формах ДЦП может отмечаться сочетание различных вариантов нарушений мышечного тонуса. Характер это­го сочетания может меняться с возрастом.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). В зависимости от тяжести по­ражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутст­вие тех или иных движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей, называется центральным параличом, а ограничение объема движений — центральным парезом. Ограничение объема произвольных движений обычно сочетается со снижением мышеч­ной силы.

3. Наличие насильственных движений. Для многих форм ДЦП характерны насильственные движения, которые могут проявляться в виде гиперкинезов и тремора.

4. Нарушения равновесия и координации движе­ний (атаксия). Наблюдается туловищная атаксия в виде неустой­чивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребе­нок не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неус­тойчивость походки: дети ходят на широко расставленных ногах (с целью компенсации дефекта), пошатываясь, отклоняясь в сто­рону. Нарушения координации проявляются в неточности, несо­размерности движений (прежде всего рук). Нарушена координа­ция тонких, дифференцированных движений. В результате ребе­нок испытывает трудности в манипулятивной деятельности и при письме.

5. Нарушение ощущений движений (кинестезии). Ощущение движений осуществляется при помощи специальных чувствительных клеток (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в централь­ную нервную систему информацию о положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц. Эти ощу­щения называют мышечно-суставным чувством. При всех формах церебрального паралича нарушается проприоцептивная регуляция движения. У детей с церебральным параличом бывает ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления дви­жения (например, движение пальцев рук по прямой может ощу­щаться ими как движение по окружности или в сторону). Наруше­ние ощущения движений еще более обедняет двигательный опыт ребенка, способствует развитию однообразия в совершении от

дельных движений, задерживает формирование тонких координи­рованных движений.

6. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов статокинетических рефлек­сов). Статокинетические рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной мотори­ки. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испыты­вает трудности в овладении навыками самообслуживания, трудо­выми операциями.

7. Синкинезии. Синкинезии —это непроизвольные содру­жественные движения, сопровождающие выполнением активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согну­тые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются).

8. Наличие патологических тонических рефлексов. При ДЦП отмечается запаздывание в угасании врожденных без­условно-рефлекторных двигательных автоматизмов, к которым и относятся позотонические рефлексы. Патологически усиленные позотонические рефлексы не только нарушают последовательный ход развития двигательных функций, но и являются одной из при­чин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций. Развитие моторики при ДЦП чаще всего останавли­вается на той стадии, где тонические рефлексы оказывают решаю­щее влияние. Ребенку может быть 2 года, 5,10 лет и более, а его двигательное развитие будет находиться на уровне 5-8-месячного здорового младенца.

Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности. При тяжелой сте­пени двигательного нарушения ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, не может обслуживать себя. При средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей, трости и т.д.). Они не состоянии само­стоятельно передвигаться по городу, ездить на транспорте. Навы­ки самообслуживания у них развиты плохо. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещении, так и за его пределами, могут самостоятельно ездить на городском транспорте, полностью себя обслуживают, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться неправильные позы и положения, нарушение походки, движения неловкие, замедленные, снижена мышечная сила.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...