Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Некоторые религиозно-философские особенности «книги Созидания» 12 глава




277 Букв, «сынов выси».

278 Букв. «Могущество», «Сила». Термин тгтш (Гевура) часто употребляется в раввинистической литературе для обозначения Бога. См., например: Вавилонский Талмуд, трактаты Йевамот, 105Ь, Шаббат, 88Ь. (См. также: УрбахЭ. Э. Мудрецы Талмуда / Пер. А. Гинзаи. Иерусалим, 1986. С. 24-43.) Ср. Евангелие от Марка 14:62: «... и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одес­ную Силы (ёк se^ubv... щс, Suva^cwg) и грядущего на облаках не­бесных» (так же Евангелие от Матфея 26:64; ср. Даниил 7:13-13 и Псалом 110:1). Ср. пассаж 5:19 фрагмента апокрифического Евангелия от Петра (обнаруженного в 1886 г. в Египте в могиле средневекового монаха): «И Господь возопил: "Сила моя, Сила, Ты оставила меня!" И, сказав это, он вознесся». В Евангелиях от Матфея (27:46) и Марка (15:34) Иисус произносит слова Псалма 22[21]:2: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Мож-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

но предположить, что обозначение «Сила» в апокрифическом Еван­гелии от Петра употреблено как синоним, эпитет Бога. (Ср. так­же Евангелие от Марка 1:22.) Возможно также, что автор Еванге­лия Петра читал >"?'Х, «Могущество мое» (или «Сила моя»), вмес­то ^к, «Боже мой» (как в Псалме 22[21]:2).

Ср. также кумранский Арамейский апокалипсис (4Q 246) 2:7 и работу: Tantlevskij. Melchizedek Redivivus in Qumran, P. 34.

279 Bap.: «от Славы Шехины».

280 В Синодальном переводе этот термин интерпретируется как «Бодрствующие».

281 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 38Ь: «Святой, будь Он Благословен, не делает ничего, не посоветовавшись со Своим небесным Судом, ибо написано: "Повелением Стражей это определено..."». В приведенном талмудическом пассаже наиме­нование «Стражи и Святые» книги Даниила употребляется для обозначения всех членов небесного Суда; в «Книге небесных Двор­цов» они — определенный класс ангелов.

28: Вар.: «Учат, что один Страж стоит с одной стороны, и один — с другой; и один Святой стоит с одной стороны, и один Святой — с другой».

283 Букв.: «Они понижают надменных до земли, и они возвы­шают низких до высот(ы)».

284 Вар.: «восседает как Судья». Ср. книгу пророка Даниила 7:9; ср. также: / Енох 47:3, 90:20; 4 Эзра [3 Ездры] 7:33; Откро­вение Иоанна 20:11; Ваййикра'1 Рабба 29:3.

285 Ср. Мишку, трактат Киддушин,, IV, 5 и Вавилонский Талмуд, Киддушин, 76Ь; см. также: Тосефта', трактат Санхедрин, III, 9; VIII, 2; также МассехетХехалот, 1.

286 «Поднимают».

287 «Заканчивают».

2SB To есть выносят решение по каждому делу, подводят итог делу.

289 Или: «Тот, Кто Наверху». Данное обозначение Бога встре­чается, например, в Мишне, трактате Рош Хаш-Шана, III, 8; Ва­вилонском Талмуде, трактате Берахот, 19а.

290 Вар.; «некоторые завершают (дела), спускаются и осуще­ствляют приговоры».

291 «Поднимет».

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

292 Соответственно числу народов, упомянутых в Таблице на­родов в книге Бытия, га. 10. Ср. Евангелие от Луки 10:1, 17. См. также примеч. 19.

293 Вар.: «железным огненным пером».

294 Одно из обозначений Венца Бога. Ср. ' Альфа4 бета' дераб-би 'Акта': «Рабби 'Акива' сказал: "Вот 22 буквы, которыми вся Тора была дана коленам Израиля, и они написаны огненным пе­ром на Венце ужаса и страха, Венце Святого, будь Он Благосло­вен"». См. также: Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 13Ь.

295 Вар.: «мудрости».

296 Букв, «живые создания».

297 Вар.: «на 'Аравот». Небесный Суд часто упоминается в раввинистической литературе. См., например: Иерусалимский Талмуд, трактат Берахот, 14с.16; Вавилонский Таллгуд, трактаты Рош Хаш-Шана, 8Ь; Маккот, 13Ь, 14а; Шаббат, 21а; Терума За-b; Санхедрин, 99Ъ;Бере*шит Рабба \2:\; Кох елет Рабба 2:\2\ Еаййкра1 Рабба 29:4.

298 Букв, «называемые Именем YHWH».

299 Имеются в виду архангелы, в именах которых присутствует Тетраграмматон. Ср.Песикта' деРавКахана 12:22: «Реш Лакиш сказал: "На сердце каждого ангела есть скрижаль, и на ней выгра­вировано Имя Святого, будь Он Благословен, вместе с именем ан­гела — Миха'эл, Гаври'эл, Рафа'эл (компонент имен 'Эл означает Бог.И. Т.)"». (Ср. также Мидраш Техиллим 68:10 (к Псалму 68:17).)

«Книга небесных Дворцов», вероятно, дифференцирует име­на ангелов, «основанные на» Имени YHWH (3:2, 29:1), и имена ангелов, в которых присутствует Имя YHWH. (См.: Alexander. 3 Enoch. P. 284-285, п. d.)

300 В связи с идеей о том, что каждый народ имеет своего ан­гельского представителя в небесном Великом Суде, см., напри­мер: Мехилта1 деРабби Ишма^эл, шира 2; Шемот Рабба 21:5; Ваййикра4 Рабба 29:2; Деварим Рабба 1:22; Таргум Ионатана к Бытию 11:7-18; Пирке деРабби 'Эяи'езер, 24.

Ср. примеч. 19, 140.

301 Согласно Мишне, трактату Санхедрин, I, 6, высший рели­гиозный и судебно-административный орган Иудеи, Синедрион (Сашгедрин), насчитывал 70 или 71 члена; в то же время трактаты

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Мишны Зевахим, I, 3 и Йадайим, IV, 2 говорят о «72 членах коллегии».

302 То есть Метатрона (ср. 10:3).

303 В раввинистической литературе Имя YHWH обычно свя­зывается с Милосердием, а Имя Элохим, букв. Бог, — со Справед­ливостью. (См., например: СифреДеварим 26 (конец); Берёшит Рабба 33:3.) В Талмуде мы встречаемся с образами двух Тронов Бога — Троном Справедливости и Троном Милосердия. (См., на­пример: Вавилонский Талмуд, трактаты Хагига, 14а; Санхедрин, 38Ь; *Авода Зара, ЗЬ; Ваййкра' Рабба 39:3. Ср. примеч. 160 кПре-дислоеию к «Книге небесных Дворцов».) Божественное Милосер­дие в конечном счете преобладает. (См., например: Мехилта' де­Рабби Ишма"эл, Мишпатим, 18; ср.: Тосефта', трактат Cora, IV, 1.) Относительно склонности иудейского Синедриона к снисхо­дительным решениям см., например, Мишну, трактат Санхедрин, I, 6; V, 5.

304 Вар.: «нечестивый человек».

305 Очевидно, сразу же по окончании своего земного пути; ср. 29:10.

306 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 108а.

гот Зтот класс ангелов часто упоминается в раввинистической литературе.

308 Вар.: «Когда они открывают Книгу перед Святым, будь Он Благословен».

309 По поводу огненных книг см. Сефер ха-Раззим 7:7.

310 Букв. «Его Мечом, вынутым из ножен».

311 Вар.: «Один писец стоит над ним, и один керув стоит над ним».

312 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 13Ь; Берегшим Рабба 78:1; 'Эйха Рабба 3:23; Ма'йан Хохма, где говорится о том, что огненная река формируется из пота хашют, поддерживаю­щих Трон.

313 «8766 парасангов» — эмендация (ср. 25:2). В рукописях числа: 8 766 000; 800 766 000; 8 706 000.

314 В Вавилонском Талмуде, трактате Хагига, 13Ь и Масссхет Гехинном, 4 зафиксировано представление об огненных реках, падающих на головы нечестивцев. Ср.: Даниил 7:10; 1 Енох 17:5-6; 2 Енох 10:2.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

Ср. греческое представление о Пирифлегетоне (6 ПирирХеуе-Gfov; букв, «огненный поток»; лат. Pyriphlegethon) — реке подзем­ного царства, текущей вокруг Тартара. (См.: Гомер, Одиссея, X, 513; Платон, Федон, 114а.)

315 Заметим в связи с этими цифрами, что из 613 заповедей раввинистического иудаизма 365 — «запретительных» (т. е. не делай то-то и то-то) и 248 — «позитивных» (т. е. делай то-то и то-то); см. Вавилонский Талмуд, трактат Маккот, 23Ь. (Ср. 21:3.) 248 — традиционное число «членов» человеческого тела.

316 Ср. Вере"шит Рабба 4:8: «Некоторые говорят, что мир (т. е. земля. — И. Т.*) шарообразен, и Море облегает мир как своего рода купол (поз рэ)».

317 Букв, «падают».

318 Здесь перечислены шесть из семи небес. Шестое небе — Мохон — пропущено. В тексте «Книги небесных Дворцов» 17:3 первое небо обозначается как Вилон; здесь же оно названо Ша-майим (букв, «небеса», «небо»). Как отмечалось выше, Вилон — это термин для обозначения первого неба, распространенный сре­ди вавилонских евреев; Шамайим же — палестинский термин. (Ср. 17:3 (Ватиканская рукопись), где термин Вилон рассматри­вается либо как синоним Шамайима, либо обозначает часть Ша-майима.)

319 Ср. примеч. 314.

320 Здесь и далее выражается представление о концентричес­ких кругах вокруг Мертвы.

321 Или: «каменных градин», «камней града». Выражение за­имствовано из книги пророка Иезекиила 13:11, 13.

322 Возможно, метафорическое обозначение града.

323 Или: «тучами» (ср. Псалом 104[103]:3).

324 Вар.: «стенами огня и воды».

325 Имеются в виду ангелы, исполняющие небесную Кедушшу в форме рецитации краткого стиха (versiculus) и ответа.

326 Вар.: «506 000».

327 Имеется в виду (первобытный) Океан или же Средиземное море (ср. Числа 34:6 f.).

328 То есть они рецитируют небесную Кедушшу.

329 Синодальный перевод: «тьмы тем». Тьма=мириада=10 000.

330 Эмендация; в оригинале: «лагерь».

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

331 «Особями мужского пола». з:'2 «Особями женского пола».

333 Вар.: «Царства Небесного».

334 Или: «перед ними».

335 Имеется в виду Кедушша.

336 Весь стих т Исайи звучит следующим образом: «И взыва­ли они друг к другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь воинств! Вся земля полна Славы Его!»

337 Данный текст можно понять в том смысле, что на каждом небе есть Трон Славы. Ср. пассаж 37:1, согласно которому Мер-кава есть на каждом из небес. Ср. также фрагмент Вознесения Исайи 7:13-9:2, согласно которому на каждом небе, кроме шесто­го, существует Трон (принадлежащий Богу или же ангельскому князю, управляющему данным небом [ср. гл. 17]).

338 «Сбегают».

339 Вар.: «их пения».

340 Вар.: «от их ликов».

341 Имеется в виду Тетраграмматон YHWH, многократно выг­равированный на Троне Славы, либо Имена Бога, составляемые из перестановок букв Тетраграмматона.

342 То есть не в унисон.

343 Ср. «Книгу небесных Дворцов» 18:4, 37:1 и 35:1.

344 Имеются в виду 22 буквы еврейского алфавита (см. также гл. 13). Ср. Сефер Йецира, passim. См. также примеч. 101.

345 Вар.: «потребности (надобности) миров».

346 Вар.: «всех обитателей»; «все великолепие».

347 Сокращенная форма Тетраграмматона. См. примеч. 3 к пе­реводу Сефер Йецира.

348 Вар.: «и от нее спускается дождь». Ср. Вавилонский Тал­муд, трактат Та'анит, 10а: «Верхние воды подвешены ("висят". — И. Т.) Словом Бога, и их плоды — дождевые воды».

349 Ср. Исход 9:24: «И был град и огонь между градом...»

350 Ср. Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12Ь: «'Аравот, на которой... души праведников и духи и души тех, кто еще должен быть сотворен»; Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат, 152Ь: «Души умерших праведников сокрыты под Троном Славы»; Ко-хелет Рабба 3:21: «Души праведников восходят после смерти и помещаются в Божественную сокровищницу».

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

351 Ватиканская и Оксфордская (Bodleian Library 1656/2) руко­писи содержат дополнение: «к Обители Шехины, и он явил мне Трон Славы».

352 Или: «изнеможет».

353 Или: «дыхания».

354 В связи с рассуждениями о душе этот стих из книги проро­ка Исайи рассматривается в Вавилонском Талмуде, трактатах Ие-еамот, 62а, 63Ь; Нидда, 5а; Хагига, 12Ь.

355 Вход души в тело называется сотворением: души были со­зданы уже в шесть дней Творения, но еще не были сотворены в теле. (Замечание М. Шнейдера.) Ряд исследователей интерпрети­руют фразу гтэл фд как «Хранилище сотворенных душ». Данное истолкование, как кажется, предполагает, что рабби Ишма"злу, вероятно, являются не предсуществующие души, а своего рода «идеи» душ праведников, которые (души) будут сотворены в пе­риод создания их (праведников) тел.

356 «Стоят».

357 Отза'аф, «гнев».

358 qt семех^ «поддержка».

359 Вар.: «от великолепия Шехины».

360 Вар.: «огнем Геенны».

361 Таким образом, в потустороннем мире у души также есть тело («спиритуальное»), которое отличается от физического, земного тела. Ср. 2:1, 26:3, где «тела» ангелов уподобляются орлам.

362 Таким образом, здесь выражено представление о Чистили­ще для тех, кто находится в промежуточном состоянии между пра­ведностью и нечестием.

зьз Букв, «твердь».

364 Имеются в виду евреи.

365 Ср. книги пророков Исайи 42:5,48: [3; Иеремии 10:12; Иезе-киша 1:22.

366 рао- Господа __ одно из Мессианских обозначений.

367 По традиции, существует 36 грехов, за которые полагается «истребление».

Предлог прямого дополнения пк интерпретируется как от к ('алеф; первая буква еврейского алфавита) до л (тава; последняя буква еврейского алфавита).

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

368 Ср., например, книгу Даниила 12:1; также Вавилонский Талмуд, трактат Йома', 77а.

369 Или: «Покрывало».

370 «Выгравированы».

371 Идея такой Занавеси встречается уже в отрывках из Агга-ды, датирующихся II в. н. э. О занавесях и мирах света эонов упо­минается в гностическом коптском сочинении «Пистис София». (Шолем. Основные течения в еврейской мистике. С. 109.)

372 О Нимроде см. книгу Бытия 10:8-10. В еврейских мидра~ шах Нимрод обычно связывается со строительством Вавилонс­кой башни.

373 Имеется в виду Вавилонское столпотворение и смешение языков (Бытие 11:1-9).

374 Сын Авраама от наложницы Агари; арабы рассматривают его как своего праотца.

375 Отец Моисея, Аарона и Мириам.

376 Имеется в виду Иисус Навин.

377 Имеются в виду Судьи Израилевы, о которых говорится в библейской книге Судей.

378 Внук Аарона, сын 'Элазара, первосвященник.

379 Имеется в виду первосвященник Святилища в Силоме (Шило). См. Первую книгу Самуила, гл. 1-4.

380 Отец пророка, священника и судьи Самуила.

381 Букв, «народов мира».

382 «Ходатаев»; «посредников»; «толкователей».

383 Имеется в виду потомок Иосифа, сына Иакова-Израиля, из колена Эфраима. Мессия, сын Иосифа — предтеча победоносно­го Мессии, сына Давида. В конечные дни он будет вести войны с врагами Израиля и падет в сражении. См, например: Вавилонский Талмуд, трактат Сукка, 52а-Ь; Бере'шит Рабба 75:6, 95, 99:2; Бе-мидбарРабба 14:1; Ширхаш-Ширим Рабба 2:13 А; Песикта* де-Рав Кахана 5:9; Мидраш Техиллим 87:6 (к Псалму 87:5). Ср. Тар-гум Псевдо-Ионатана к книге Исхода 40:11: «Мессия, сын Эфра­има... под водительством которого Израиль одержит верх над Гогом и его союзниками в Конце дней».

зм То есть потомок израильского царя Давида из колена Йехуды.

385 В главах 38-39 своей книги пророк Иезекиил (первая треть

VI в. до н.э.) говорит о могучей в военном плане и агрессивной в

8 Книги иуд. мудр. 201

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

отношении Святой Земли державе, во главе которой стоит Гог. Последний характеризуется следующим образом: «Гог, князь ((пи), глава (тип) Мешеха (*]1Р») и Тувала». Переводчики Септуагинты приняли слово или, Рош (здесь «глава») за наименование страны (или народа) и перевели пассаж следующим образом: «Гог, князь Роса (Рох;), Мосоха (Мооох) и Фобела». Когда византийские исто­рики и анналисты стали соотносить страны и языки своего време­ни с народами и землями, упомянутыми в Библии, Рсо<; Септуагин­ты (официальной Библии Греко-православной церкви и Византий­ской империи), естественно, был идентифицирован с норманнской (варяжской) династией Rus, правившей в Новгороде и Киеве. Пос­ле падения византийской столицы, Константинополя, под ударами турок в 1453 году, когда на Руси стала разрабатываться доктрина «Москва — Третий Рим» (после собственно Рима и Царьграда-Константинополя), а Великие князья московские принимают им­перский титул caesar (в славянской форме — царь), они также принимают византийскую форму наименования своей страны — Рсо<;(<;)ш, Рос(с)ия, а русский стал обозначаться как росс в поэти­ческом языке. Кроме того, само выражение Рас, Мооо/, евр. Рош Мешех могло интерпретироваться как Русь Московская (т.е. Мооо%-Мешех = Москва; Москва в новогреч. — Моа%а). [В дей­ствительности «Гог» — это Гиг, основатель лидийской династии в Малой Азии (ср. Иез. 38:2: «земля Магога» (= *mat Guggi [или *Gugi], т. е. «страна Гига» — Лидия; ср. также 39:6)), «Мешех» — Фригия, а «Тувал» — Каппадокия.]

В Вульгате (официальной Библии Римско-католической церк­ви) еврейское впп понято и переведено правильно — caput («гла­ва», «голова»), и в западной (католической) традиции великая во­сточная славянская империя называлась Russia. Напомним, что Rus, во главе с Рюриком, происходили из мест, относящихся к тер­ритории нынешней Швеции. Один из районов в северной Шве­ции называется Roslagen («округ русое»), а по-фински Швеция называется Ruotsi. (Diakonoffl. M. Naval Power and Trade of Tyre // The Israel Exploration Journal. 42 (1992). P. 179, n. 49.)

386 Ср. книгу пророка Иезекиша 39:6.

В эпоху эллинизма и позднее Гог и Магог рассматривались как предводители языческих народов, которые в Конечные дни будут атаковать Израиль; их разгром будет знаменовать собой ус-

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

тановление Мессианского царства. Ср.: Откровение Иоанна 20:8; ср. также Сифре Деварим, 343; Мишна, трактат 'Эдуййот, II, 10; Вавилонский Талмуд, трактат 'Авода Зара, ЗЬ; Вавилонский Тал­муд, трактат Берахот, 7Ь.

387 То есть до Конца дней (Эсхатона).

388 Вар.: «Как велики деяния Твои, Господи!»

389 Вар.: «... вокруг Колесницы Вездесущего».

390 Букв, «твердь».

391 Букв, «по подсчету».

392 Ср. 14:4, 17:6.

393 Имеется в виду, что каждый вечер звезды восходят на небеса Ракиа', чтобы давать свет миру; в дневное время они стоят вокруг Трона, восхваляя Бога. Ср. Мидраш Техиллим 19:7 (к Псалму 19:3).

394 То есть, по-видимому, в Конце дней.

395 Вар.: «души и духи служителей».

396 То есть, судя по данному тексту, ангелы обладают и «духом и душой» (или «духом/душой»; руах/нешама), а также «телом» (гуф). Ср. гл. 43 и ел. о людях.

397 То есть их тела. ш То есть их тела.

399 То есть на их сожженные тела.

400 Букв, «над крыльями урагана, бури».

401 Первый Храм, построенный царем Соломоном ок. 966-959 гг. до н. э., был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. Вто­рой Храм, построенный ок. 520-516 гг. до н. э., был разрушен рим­лянами в 70 г. н. э.

402 Ср. Maccexem Xexanom, 7: «Святой, будь Он Благословен, спускается с вышнего неба небес, с 955 небес, и восседает на 'Ара-вот на Троне Своей Славы». Число 955 произведено по принципу гиматриййи (сложение цифровых значений букв, составляющих слово) от слова «небеса» (отнят; л = 5; ip = 300; в = 40; •> = 10; ко­нечная D = 600).

Ср., однако, 17:3 и 18:1 и ел., где говорится о семи небесах.

403 Вероятно, имеется в виду небесный Иерусалим, который в Конце дней опустится в великой славе на землю. Ср., например: У Енох 90:28 Г.; 2 Баруха 4:2-7; 4 Эзра [3 Ездра] 7:26; Послание к галатам 4:26; Откровение Иоанна, гл. 21; Вавилонский Талмуд, трактат Та'анит, 5а; Вавилонский Талмуд, трактат Хагига, 12.

Книга небесных Дворцов («Еврейская книга Еноха»)

404 В агтадической литературе Самуил часто сравнивается с Моисеем.

405 Таким образом, по мысли автора, Великое Избавление нач­нется в век апогея нечестия. Ср., например: Мишна, трактат Cora, IX, 15; Вавилонский Талмуд, трактат Санхедрин, 97а; Шир хаш-ШиримРабба2:13А.

406 Вар.: «постановления».

407 Или: «ходатая».

408 Букв, «предвидено».

Ср. сентенцию рабби 'Акивы': «Все предвидено, но свобода воли дана, и мир судится Благостью Божиейл ('Авот, III, 19). ш Имеется в виду Самуил.

410 Вар.: «Кроме того, он связан с Моисеем в каждом месте».

411 Ср. Коран 5:69(64): «И сказали иудеи: "Рука Аллаха привя­зана"». (Замечание М. Шнейдера.)

412 Букв, «свет солнца в его силе (ср. книгу Судей 5:31. — И. Т.) в период его поворота в таммузе» (июнь-июль).

413 Вар.: «Более того, их царство расширится до конца мира».

414 Здесь, вероятно, имеется в виду Мессианская трапеза. Ср. книгу Исайи 25:6. В качестве возможной ранней параллели мож­но указать на кумранский Текст «Двух колонок» (1Q Sa) 2:17-23, где описывается Трапеза, которая будет иметь место в Конце дней по пришествии Мессии Израиля, т. е. светского Мессии-Царя. Отметим, что, согласно данному произведению, приоритетное положение на этой эсхатологической Трапезе будет занимать Мес­сия-Первосвященник, он же лидер Кумранской ессейской общи­ны: именно он «благословляет начатки хлеба и (молодого) вина» и первым «протягивает руку свою за хлебом», и лишь «затем про­тягивает руку свою за хлебом Мессия Израиля». По поводу Мес­сианской трапезы см. также, например: 1 Енох 62:14; 2 Барух 29:3-4; Песикта1 деРав Кахана, 29. Ср.: Евангелие от Матфея 8:11; Евангелие от Луки 22:30; Откровение Иоанна 19:9.

415 То есть мощь Свою.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...