Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и методы регулирования междунар торговли. Тарифные м-ды.

Таможенно-тарифные методы – методы регулир междунар торговли, предполагающие установл и взимание тамож-х пошлин. Таможенный тариф - обязательный взнос, взимаемый тамож органами при импорте и экспорте товаров; Виды импортный, экспортный, транзитный; сезонный; минимальный, максимальный, карательный; автономный, договорной; простой, сложный; постоянный, переменный. Тарифная эскалация –увеличении ставок таможенных пошлин по мере роста степени обработки товара. Беспошлинный режим – торгово-полит режим, при кот торговля осущ-ся без взимания таможенных пошлин. Нац режим - торгово-полит режим, при кот ин товары и инвестиции должны обращаться на рынке на тех же условиях, что и отечественные. Режим наибольшего благоприятствования – торгово-полит режим, при кот стране-экспортеру предоставлены условия торговли на рынке страны-импортера, не худшие, чем любой другой стране. льготный режим – торгово-полит режим, при котором стране-экспортеру предоставлены условия торговли на рынке страны-импортера, более благоприятные, чем любой другой стране.

 

 

16.Формы и методы регулирования междунар торговли. нетарифные м-ды. Нетарифные методы – методы регулир-я междунар торговли, не основанные на исп таможенного тарифа, они включ любые распоряжения властей, постановлений и нормативных актов, кот воздействуют на экспорт и импорт товаров. Квотирование – ограничение экспорта или импорта товара определенным кол-ом или суммой на опред период. Лицензирование – выдача гос-ом разрешений на экспорт или импорт товара в установленных кол-ах за опред-й. Запрет, эмбарго, разрешительный порядок ввоза-вывоза - квота, полностью запрещающая внешнюю торговлю теми или иными товарами по соображениям нац безопасности, охраны здоровья и жизни людей, животных и растений. «Добровольное» ограничение экспорта - обязательство одного торгового партнера ограничить или не расширять экспорт. Технические барьеры – комплекс мер по обеспечению соответствия импортных товаров требованиям стандартизации и сертификации, к упаковке и маркировке, медицинским нормам. Сертификат соответствия - письменный док, удостоверяющий соответствие товара требованиям норм. Фитосанитарный сертификат – док, удостоверяющий, что растения, продукция растительного происхождения свободны от карантинных организмов. Ветеринарный сертификат– док, удостоверяющий, что животные, птицы, рыба, рептилии, насекомые и некоторые виды кормов явл безопасными, не заразными. Политика в рамках гос закупок - метод торговой политики, требующий от гос органов и предприятий покупать определенные товары только у нац-х фирм (скрытый нетарифный метод). Требование о содержании местных компонентов - метод, устанавливающий долю конечного продукта, которая д б произведена нац-ми производителями. Налоги и сборы –направлены на повыш цены импортного товара. Демпинг - продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен. Субсидия - ден выплата, направленная на поддержку нац-х производителей. Экспортный кредит –предусматривает финансовое стимулирование государством развития экспорта нац-х предприятий. Особые таможенные пошлины –применяется когда импорт товара причиняет «ущерб» какой-либо отрасли. Таможенные процедуры и формальности - меры, применяемые таможенными органами для вып возложенных на них задач.

17. Междунар торг пол-ка, орг-ии: хар-ка, инструменты и методы. Всемирная торговая орг-я (ВТО) - междунар орг-я 153 гос-в, учрежденная в 1995 г в Марокко для усовершенствования ГАТТ, его распространения на остальные сферы междунар торговли. Генеральное соглаш по тарифам и торговле (ГАТТ) –соглаш-е для развития междунар торговли, содержащее принципы, нормы, правила ведения и гос регулирования торговли стран-участниц. Генеральное соглаш по торговле услугами (ГАТС) – соглаш для торговли услугами, содержит принципы, правовые нормы, правила ведения и регулирования взаимной торговли услугами стран-участниц ВТО. Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллек-ой собственности (ТРИПС) -многостороннее соглашение, для содействия развитию междунар торговли объектами интеллект собст-ти, устанавливает права и обязательства стран-участниц ВТО в отношении международной торговли ОИС, включая вопросы авторских и смежных прав, товарных знаков,, патентов, защиты конфиденц-й инфы. Всемирная таможенная орг-я (ВТО) – междунар орг-я 171 гос-ва, созданная в 1994. (Брюссель, Бельгия) для регулирования трансграничного движ тов-в и людей, для безопасности движения товаров. Принципы ГАТТ/ВТО: • Торговля без дискриминации: • снижение барьеров торговли, Отказ от количественных ограничений (квота, лицензия), Предсказуемость торговой политики (соблюдение норм ГАТТ),Разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров (а не торговых войн). Всемирная орг-я -й собственности (ВОИС) – междунар орг- 184-х гос-в, созданная в 1967 г. (Женева, Швейцария) для сотрудничества в области охраны промышл-й собст-ти и авторского права, урегулировании споров в области интеллект-й собственности. Междунар союз по изданию таможенных тарифов – междунар-я орг-я 50-ти государств, 1890 г. (Брюссель, Бельгия) для быстрой и точной публикации тамож-х тарифов.

18.Внешняя торговля и внешнеторговая политика РБ, перспективы вхождения в ВТО. Основные принципы, цели и задачи внешней политики РБ законодательно закреплены в За-коне «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политии РБ». Международная активность РБ призвана: обеспечивать безопасность гос-ва и защиту нац интересов, содействовать эконом-му развитию страны и повышения благосостояния граждан. Осущ внешнеторговую деят-ть может любая белорусская компания со дня ее гос регистрации. Основой торговой политики явл заключенные РБ междунар соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения сущ с бо-лее чем 80 гос-ми мира. Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Переговоры по присоединению к ВТО ведутся по 4-м направлениям: 1) приведение законодательства в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО; 2) доступ на рынок товаров и услуг, 4) гос поддержка с/х. Преимуществами, которые получит РБ при присоеди-нения к ВТО: • недискриминационный доступ к рынкам более 137 государств.2.обеспечение международной правовой защиты эконом-х интересов; 3. улучш открытости торговой политики;4. наличие правовой основы для устранения дискриминационных мер; 5.создание в стране предсказуемой инвестиционной среды; 6укрепление репутации страны.

19. Междунар миграция капитала. Междун миграция капитала – движение капиталов м/у странами, приносящее их собственникам доход. Междунар-е инвестиции – вложения капитала эк-их субъектов одних гос-в в материальные, нематериальные и фин активы других гос-в для получ дохода. Причины миграции капитала: -Неравномерность эк-го развития стран, -Эк-ая и пол-ая нестабильность, -Стремление к широкому использованию последних научно-технических достижений, -Снижение издержек, -максимизировать прибыль при допустимом уровне риска. Позитивные последствия для принимающих стран. -обновление основных фондов, -рост экспорта, -создание новых рабочих мест, рост занятости, -повыш ЗП до мирового уровня, -более эффективное исп-е факторов пр-ва, -укрепление нац валюты. Негативные последствия: -уклонение от налогообложения части прибыли, -отток большей части прибыли за границу,-создание конкуренции для нац компаний,-монополизация нац рынка -нанесение экологического ущерба, - ущерба здоровью населения, приток криминального капитала. Позитивные последствия для стран базирования -рост конкуренции м/у отечественными предприятиями, -увелич нац продукта за счет доступа к зарубежным ресурсам, - возможности для роста экспорта товаров, услуг, модернизации пр-ва. Негативные последствия -утечка капитала, сниж ур занятости внутри страны, угроза нац безопасности, уменьшение налоговых поступлений в бюджет. Формы: по источникам происхожд капитала: гос-е, частные; по характеру использ-я: предпринимательский, ссудный; по функциям и объектам влож: портфельные и прямые; по сроку вложения: кратко, средне, долгосрочные, бессрочные; по форме вывоза: в ден форме, в товарной форме; по объекту вложения: в физический, фиктивный, человеческий, технологический капитал; по степени риска: с меньшей и с большей степенью риска. Зарубежные инвестиции – вложение инвестором из страны-донора капитала за рубежом, которое по отношению к данной стране является исходящим потоком капитала. Иностранные инвестиции – вложение зарубежным инвестором капитала в страну-реципиент, которое по отношению к данной стране является входящим потоком капитала.

20. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ). ПИИ –форма экспорта частного предпринимательского капитала с целью приобретения долгосрочного экономич интереса, кот-я позволяет установить эфф-й контроль и дает право непосредственног управления объектом инвестирования. Формы: уставный капитал, реинвестированные доходы, прибыли, прочий капитал. Предприятие прямого инвестирования - корпоративное или некорпоративное предприятие, в котором прямому инвестору принадлежат 10 % и более простых акций или голосов. Формы: 1) филиал (отделение), дочерняя компания, ассоциированная компания; 2) основание нового подразделения и филиала в другой стране, расширение филиала, покупка зарубежного предприятия.

21. Динамика, структура и особенности движения ПИИ. рост ПИИ в 2000 г. достиг своего пика - 1,39 трлн дол. в 2001 г. объемы ПИИ сократились более чем на 40%. факторы, обусловившие падение мирового объема ПИИ: 1.низкие темпы эконом-го роста в большинстве регионов мира. 2. падение рыночной стоимости компаний.3. сниж прибыльности корпораций. 4. замедление реорганизации корпораций. 5. завершение программ. К 2005 г. ПИИ выросли на 29% и составили 9,9 трлн дол.. Географическая стр-ра ПИИ: 1. ПИИ концентрируются в странах, наиболее широко участвующих в глобализации. 2. крупнейшие страны-реципиенты: США, Великобритания, Китай. 3. крупнейшие страны-доноры: США, Великобритания, Люксембург. 4. развитые страны остаются крупным чистыми экспортерами ПИИ. 5.Доля РС в получении и экспорте ПИИ растет. 6. Азия и Океания становится важнейшим источником ПИИ 7. доля Африки в потоках ПИИ - 3%, в основном в разработку прир-х рес-в. Страны с переходной экономикой (ЦВЕ и СНГ) единственными избежали трехлетнего спада 2001-2003 гг. Отраслевая стр-ра ПИИ: с 1970 г. доля ПИИ в сырьевой сектор снизилась на 3%, в обрабатывающую промышленность на 8 %. Происходит переориентация ПИИ на сектор услуг. Причины переориентации:1. роль услуг в мировой экономике растет. 2. большинство услуг должны производиться в месте их потребления и в момен потребления.

 

 

22. Роль междунар компаний в междунар движ капитала. ТНК и МНК. Междунар компания - крупная компания осущ-щая основную часть своей эконом-й деят-ти за пределами страны, в которой она зарегистрирована. Виды международных компаний :- Транснациональные (ТНК) - головная компания принадлежит одной стране, а процесс производства, размещается в раз-ных странах. - Многонациональные (МНК) - головная компания принадлежит разным странам, а процесс пр-ва полностью переносится в принимающие страны. Современные ТНК и МНК -насчитывается 79 тыс. МК и 790 тыс. их подразделений. Транснационализация – это созд и развитие междунар-х корпораций за счет перенесения части воспроизв-го процесса из одной страны в другую на основе международного разделения труда и интернационализации пр-ва и капитала в форме ПИИ. Трансфертная цена – цена, применяемая корпорациями в сделках м/у филиалами, кот-е явл предметом коммерч тайны и исп-ся для перевода прибыли и ухода от уплаты налогов. Трансфертное ценообразование - процесс установл трансфертной цены.

23. Портфельные инвестиции(ПИ). Ценные бумаги(цб) –документы, удостоверяющие право собственности на активы. Междунар ПИ – это вложения капитала в иност цб, не дающие инвестору права контроля над объектами инвестирования, а получение дохода происходит за счет роста курсовой стоимости и дивидендов. Виды: 1) по цб: в акционерные цб (акции, паи,); долговые цб (облигации, простые векселя); инструменты ден-го рынка (казначейские векселя, депозитные сертификаты); 2) в зависимости от страны происхождения: в цб нац-х эмитентов в нац валюте, в цб иностранных эмитентов в нац валюте; в цб нац-х эмитентов в иностр валюте. Причины ПИ: - стремление разместить капитал в той стране и в таких цб, кот-е принесут прибыль.- стремление диверсифицировать риски вложения капитала и получить спекулятивный до-ход, - желание защитить д/с от инфляции. Препятствия роста международных ПИ: сложность получ информации об ин-х рынках, -двойное налогообложение, -более высокие издержки, по сравнению с внутренними ПИ -риски различных нац-х рынков, -доп риски для нерезидентов, -риски падения курсов ин валют.

 

24.Миграция ссудного капитала. Международный рынок ссудного капитала: особенности, участники, организационные формы. Ссудный (кредитный) капитал – ср-ва ин банков, междунар-х корпораций, международных фин орг-ий, а также частных лиц и компаний для финансирования инвестиц-х проектов в стране-реципиенте, на некоторый срок с целью получения процента. Междунар рынок ссудного капитала — сфера рыночных отношений, где осущ-ся движение ссудного капитала м/у странами на условиях возвратности и уплаты процента и формируются спрос и предложение. Формы международного рынка ссудного капитала: 1. денежный рынок - краткосрочные депозитно-ссудные операции (от 1 дня до 1 года), 2. рынок капиталов - средне- и долгосрочные ин кредиты. 3. Фондовый рынок - эмиссия, купля-продажа, кредитные операции с цб 4. ипотечный рынок - рынок ипотечных ссудных капиталов. Особенности рынка: -Огромные масштабы и неподконтрольность нац органам. -Отсутствие четких пространственных и временных границ.-Использование евровалют и региональных валют для сделок. Особенности сделок: - автономность от нац-х рынков, - упрощенная процедура совершения, - использование новейших комп-х технологий, - стоимость кредита включает проценты и различные комиссии, самостоятельные по отноше-нию к нац-м ставкам. Участники рынка: 1. Первичные инвесторы (владельцы свободных финансовых ресурсов).2. Институциональные инвесторы (-инвестиционные, пенсионные, взаимные, благотворительные фонды, -инвест компании,-транснациональные банки,-девизные банки,-евробанки -фондовые биржи, -международные фине орг-ии).3. Заемщики (ю,ф/ла и гос-ва,)

 

25.Рынок международного кредита: понятие, классификация международных ссуд. Международный кред рынок -сфера и форма орг-ии движ кред рес-в м/у странами на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере междунар-х эк-х отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возврат-ности, срочности и уплаты процента. классификация международных ссу д: По источникам: внутренние, внешние. По назначению: К оммерческие - связаны с внешней торговлей и услугами, Финансовые - прямые капиталовложения, строительство объектов, приобретение цб, Промежуточные - для выполнения подрядных работ. По видам: Товарные - предоставляются в виде отсрочки платежа за проданные товары или оказанные услуги, Валютные - предоставляются банками в денежной форме. По форме предоставления: Наличные, Акцептные, Депозитные сертификаты, Консорциальные кредиты, Облигационные займы По валюте займа: В валюте страны-должника, В валюте третьей страны, В валюте страны-кредитора, В международной валюте. По обеспеченности: Обеспеченные - товарными документами, векселями, цб, недвижимостью и др., Бланковые - под обязательства должника. По срокам: Сверхсрочные - до 3 месяцев, Среднесрочные - от года до пяти лет, Кратко-срочные - до одного года, Долгосрочные - более пяти лет

 

26. Международные финансовые центры. Транснациональные банки (ТНБ): характерные черты, организационная структура. Ведущим международным финансовым центром по праву считается Нью-Йорк. Особенно велика его роль в эмиссии акций и облигаций, в торговле цб.

Главным европейским фин центром явл Лондон. Он занимает 1 место в мире по объему международных вал-х, депозитных и кредитных оп-ий. В области традиционных долгосрочных займов в Западной Европе выделяют Цюрих и Франкфурт-на-Майне. ТНБ – это крупные кред-фин компании универсального типа, имеют широко разветвленную систему зарубежных предприятий, тесно сотрудничающих друг с другом и контролируют осущ фин операций в международном масштабе. ТНК сосредоточены в основном в трех регионах: США, Западная Европа, ЮВА. Структура ТНБ: 1 Представительства -не имеют права заниматься коммерческой деятельностью. Они осуществляют рекламу, сбор инфыи. 2. Филиал - самостоятельный банк, зарегистрированный в соответствии с местным зак-вом страны пребывания. 3.Дочерние банки – это те ин банки, в которых родительская компания владеет контрольным пакетом. 4.Совместные банки – это ин банки, в которых родительский банк не владеет контрольным пакетом акций, он учреждается несколькими различными банками.ТНБ обеспечивает высокую степень защиты от возможных рисков.

 

27. Междунар рынок цб. Междунар рынок цб – это механизм, способствующий обмену финансовыми активами. Особенности: цб отличаются обратимостью, т.е. возможностью для держателя в любой момент обратить их в деньги. Виды по субъектам предложения: первичный рынок - предложение цб осущ-т только их эмитент – индивидуальный или институциональный инвестор; вторичный рынок: предложение цб осущ другие участники рынка цб. Виды по срокам обращения: рынок краткосрочного ссудного капитала – ден рынок, на котором размещаются финансовые активы со сроком обращения до года; рынок долгосрочного ссудного капитала – рынок капитала, на котором размещаются фин активы со сроком обращ больше года.

28. Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды. Евробумаги и еврорынки. Мировой рынок ценных бумаг – часть рынка капиталов, где осущ эмиссия, а также купля – продажа цб. Иностранные облигации - разновидность нац облигаций. Негативные аспекты, связанные с выпуском ин облигаций- они деноминируются в инвалюте, а потому подвергаются риску, связанному с обменным курсом. Рынки ин облигаций: США, Германия. Швейцария, Япония. Еврооблигации выпускаются в евровалюте, и размещаются одновременно на рынках ряда стран. Обычный срок погашения еврооблигаций - 10-15 лет. Они выпускаются на предъявителя, поэтому обладают высокой ликвидностью. Выпусками еврооблигаций занимаются только заемщики с высоким кредитным рейтингом. Рынок еврооблигаций состоит из первичного и вторичного рынков. На вторичном рынке осущ перепродажа цб. Типы еврооблигаций: - облигации с фиксированной ставкой доходности; с плавающей ставкой; - облигации, связанные с акциями эмитента. Еврокоммерческие обязательства - сравнительно новый инструмент рынка цб. Составной частью мирового рынка акций являются евроакции. Они продаются на еврорынке и котируются в каком-нибудь центре - оффшор.

29. Внешнеинвестиционная политика: «инвест режим» и «инвест климат». Внешнеинвестиционная политика -система форм и методов гос воздействия на потоки междунар-х инвест-й с целью возрастания положительных экономич- и соц-х эффектов в нац экономике. Виды на национальном уровне: 1) политика привлеч ин-х инвестиций: а) установление инвестиц-х режимов, б) политику сдерживания, ограничения. в) политику стимулирования максимального притока иностр-х инвестиций (методы: улучшение имиджа страны, предоставление инвестору комплексного пакета услуг); 2) политика содействия зарубежным инвестициям (методы: либерализация вывоза инвестиций, содействие зарубежным прямым инвестициям, создание соответствующих). Виды на интернациональном уровне: 1) регулирование двусторонними соглашениями о взаимной защите инвестиций и об избежании двойного налогообложения, 2) регулир-е региональными экономическими орг-ми 3) регулирование международными экономическими орг-ми. Инвест режим -законодательно закрепленный тип взаимоотношений принимающей страны и иностранных инвесторов. Инвест климат - совокупность политических, соц-эк-х, финансовых, географических факторов привлекающих или отталкивающих инвесторов. Инвест потенциал страны – это состояние накопленных факторов пр-ва или потенциалов в стране: ресурсно-сырьевого, производственного, потребительского, трудового, финансового. Риски ин-го инвестирования –угроза фин-х потерь или недополучения доходов от инвестиций.

 


30.Внешнеинвестиционная политика и проблема привлечения ин. инвестиций в РБ. Основное направление инвест д-ти для РБ – привлечение прямых ин инвестиций. В связи с этим, необходимо привлекать инвесторов, которые будут иметь долгосрочный интерес к хоз д-ти в РБ. Для привлечения подобных инвесторов необходимо обладать более дешевой по сравнению с другими странами рабочей силой, научно-техническим потенциалом, занимать удобное для инвестора географическое положение, иметь большой рынок конечной продукции. Сущ и ряд факторов отталкивающих ин инвесторов:- нестабильность валютного режима;- низкая покупательская способность населения; - остановка многих промышленных предприятий; Практически отсутствуют долгосрочные инвест проекты. Основные инвесторы: - Россия (47,8% от всех поступивших инвестиций). - Соединенного Королевства (21,3%)- Кипра (7,8%) - Австрии (6%). Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в 2011 в организации: - торговли (33,7% от всех поступивших инвестиций). - транспорта (32,1%). - промышленности (25,7%).

!!!!31. Международная миграция трудовых ресурсов. Междунар миграция труд в – перемещ, переселение трудоспособного насел из одной страны в др, вызванное причинами эконом-го и др характера, сопровожд сменой пост-го места жит-ва или возвращ к нему. Виды по времени: постоянная, временная, сезонная, маятниковая; по степени законности: легальная, нелегальная; по террит: меж- внутри-континентальная; по ур квалификации: высоко-низко -квалифицированная; по направлениям: из развивающихся стран в развитые, м/у развитыми странами, м/у развивающимися. Междунар рынок труда – рынок, который объединяет нац-е и региональные рынки рабочей силы и сущ в форме международной трудовой миграции. Страна – импортер труд рес (страна-реципиент) –постоянно принимает труд рес из других стран. Страна – экспортер раб силы (страна-донор) – страна, из которой постоянно выезжают труд рес в др страны. Эмиграция – выезд трудоспособного насел из страны. Иммиграция – въезд. Реэмиграция – возвращ эмигрантов в свою страну. Миграционное сальдо – разность м/у кол-м иммигрантов и эмигрантов. Последствия эмиграции из страны-донора. Положительные: денежные переводы эмигрантов из-за рубежа на родину; снижение нагрузки на гос бюджет за счет сокращ трансфертных платежей и соц расходов; повыш квалификации за рубежом; приобретение деловых связей за границей, уменьшение безработицы. Отрицательные: утечка умов, сдерживание эконом развития; потеря бюджетных средств, потраченных на образование; потеря подоходного налога, налога на собственность, НДС. Последствия иммиграции в страну-реципиента. Положительные: иммигранты привносят новый опыт и знания; страна получает готовую раб силу, не неся затрат на образование; в бюджет поступают доп налоги; иммигранты не обеспечиваются пенсиями. иммигранты заполняют вакансии, снижают издержки на ЗП; иммигранты улучш демографическую ситуацию. Отрицательные: иммигранты создают конкуренцию коренному населению; рост недовольства и напряженности со стороны коренного населения вследствие этнических предрассудков и религиозной нетерпимости; увеличение расходов гос бюджета на соц трансферты семьям мигрантов, депортацию нелегальных мигрантов.

32. Миграционная политика. Формы и методы гос регулир. Гос миграц-я политика – это целенаправленная деят-ть гос-ва по регулированию процессов экспорта и импорта раб силы в данную страну или из нее с целью защитить интересы трудящихся-мигрантов, и обеспечить защиту интересов самих стран-доноров и стран-реципиентов. Эмиграц-я политика –направленная на созд благоприятного эмиграц-го климата и регулирование эмиграционных потоков. Иммиграц-я политика - направленная на защиту нац рынка труда от неконтролируемого притока мигрантов. Виды: ограничение пребывания иммигрантов в стране Методы: ограничения по срокам пребывания, запреты, санкции. Междунар орг-я труда (МОТ) – 123 государств, учрежденная по Версальскому договору в 1919 г. Цели - продвижение и реализация труд-х принципов и прав, создание лучших возможностей для женщин и мужчин, сохр достойного уровня занятости и дохода, увелич эфф-ти соц защиты, решении проблем на мировом рынке труда. Международная орг-я по миграции (МОМ) -127 гос-в, учрежденная в 1951 г. цель - в помощи странам в осущ миграционной политики, развитии международного сотрудничества, оказании поддержки в решении проблем миграции и гуманитарной помощи мигрантам. Рынок труда РБ. Беларусь выступает как потенциальный экспортер рабочей силы.. Белорусская рабочая сила конкурентоспособна на мировом рынке труда. С 2000 г. резко увеличился выезд белорусских трудовых мигрантов в США. По разным оценкам, около 50 тыс. белорусских работников трудятся за рубежом нелегально.С конца 90-х гг. широкое распространение получила студенческая.Труд студентов исп-ся в основном на сезонных с/х работах, в сфере услуг и досуга. Кроме материальных мотивов, студентов влечет языковая практика. 7.Число мигрировавших научных работников не превышает 0,2% от общего числа научных кадров.

 

33. Интеграция, формы, экономические последствия. Междунар эконом-я интеграция (МЭИ) –процесс эконом-го взаимодействия стран, приводящий к сближению, сращиванию нац-х хоз-в в единую систему эконом-х отнош. Формы: Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары. Зона свободной торговли -предполаг отмену таможенно-тарифных барьеров в торговле товарами и сохр нац таможенных тарифов в отнош третьих стран. Таможенный союз -предполаг отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров и введение общих торговых барьеров в отнош третьих стран. Общий рынок – предполаг созд условий для свободного движ товаров, услуг, капиталов и труд рес- в м/у странами-участницами. Экономический и валютный союз – предполаг после создания зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, созд единого -го пространства и проведение единой макроэкономической политики. Политический союз - предполаг образов наднац-го союза гос-в с единой конституцией, единой политикой. Экономические последствия. Положительные: увеличение размеров рынка; возрастает конкуренция м/у странами; улуучш условий торговли; распространение новейших технологий. Отрицательные последствия: для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов, идет перераспределение в пользу более сильных партнеров;

 

34. Интеграция в Западной Европе. ЕС. Европейский союз (ЕС) Развитие европейской интеграции началось с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти же 6 стран подписали в 1957 г. Римские договоры об образовании Европейского эк-го сообщества (ЕЭС) и Сообщества по атомной энергии (Евратом). Сильнейшие импульсы для углубления интеграции в Европе дал Маастрихстский договор (1993 г.). Он включал три новых качественных момента: - введение с 1993 г. единого гражданства ЕС параллельно с национальным; - формирование полит союза; - формиров экономико-валютного союза во главе с единой валютой. ЕС дорос до 27 стран. суктуры ЕС: - Совет министров; - Европейский совет, состоящий из глав государств и правительств стран; - Европейская комиссия– исполнительный орган; - Европейский парламент избирается всеобщим прямым голосованием во всех странах-членах сроком на 5 лет. Европарламент получает больше полномочий в области законодательства по легальной миграции, сотрудничеству судов и полиции, - Европейский суд – высший судебный орган, обеспечивает соблюдение законности. К ЕС может присоединиться любое европейское гос-во, отвечающее критериям: 1) необходимо обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права человека, верховенство Закона в защите меньшинств; 2) обладать работающей рыночной экономикой; 3) принять общие правила, стандарты и политику. Таким образом, неоднородность ЕС выросла. Она увеличивается пр размерам, уровням экономического развития;

 

35. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Соглашение о НАФТА было подписано в 1994 г. США, Мексикой и Канадой. Территориально – это практически вся Северная Америка, Ее специфика: - соглашение: либерализацию торговли, инвестиции, сферы услуг, экологические проблемы, трудовое сотрудничество. В Латинской Америке существует 6 интеграционных группировок, включающих 29 стран из 33 стран региона. 1. Латиноамериканская ассоциация 1980 г. включает 11 стран. 2. Центральноамериканский общий рынок 1961 г. 5 стран. 3. Андское сообщество наций (1969 г.). включает 5 стран. 4. Сообщество Карибских гос-в 1973 г. 14 стран. 5. Общий рынок стран Южного Конуса (МЕРКОСУР) 1991 г. 4 страны. 6. Организация восточнокарибских государств (1981г.). Включает 7 государств.

 

36. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС). АТЭС АТЭС – Азиатско-тихоокеанское эконом-е сотрудничество входит 21 страна, включая США, Китай, Японию, Россию. На них приходится 60% мирового ВВП, 50% объема международной торговли, 40% населения. Особенности: - обходится без Устава и учред-х док-в; - входят страны с большими различиями в уровнях развития и культуры и с разной степенью участия. - многие страны, входящие в АТЭС, одновременно представлены в других группировках (НАФТА, ЛАИ, АСЕАН, СНГ и др.). либерализация в АТЭС – явление менее согласованное и менее обязательное, чем глобальная либерализация в рамках ВТО.

37. Интеграционные объединения развивающихся стран. Если для развитых стран интеграция – это функция уже достигнувшего ими высокого уровня развития, то для развивающихся стран – это средство, с помощью которого они стремятся облегчить проведение индустриализации. ЦЕЛИ: - ускорение эко-го роста; - изменение своего подчиненного положения в международной экономике.Процесс интеграции в развивающихся странах идет крайне медленно, Все интеграционные группировки Латинской Америки имеют конечной целью создание общего рынка. В Африке существует огромное разнообразие интеграционных группировок. Наиболее крупными и значительными являются 5: Экономическое сообщество стран Западной Африки, Таможенный и экономический союз Центральной Африки, Южноафриканское сообщество развития, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Западно-африканский экономический и валютный союз.

.

38. Развитие интеграционных процессов в СНГ. Содружество независимых гос-в СНГ было создано в 1991 г. До последнего времени в его состав входило 12 гос-в (в 2008 г. Грузия подала заявку на выход из СНГ). Процесс формирования СНГ прошел ряд этапов: 1-й этап-1992 г. - становление СНГ; 2-й этап – 1993-1994 гг. – формирование СНГ. Главным на данном этапе было подписание Договора о создании Экономического Союза СНГ (сентябрь 1993 г.) 3-й этап в - подписание в апреле 1994 г. соглашения о создании зоны свободной торговли. 4-й - созданием ряда группировок:1)Таможенного Союза 1996г:РФ, РБ, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, преобразованного в 2000г. в ЕврАЗэс; 2)Союза РБ и РФ; 3)Центральноазиатского Союза (1994) в составе Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении; 4)ГУАМ - в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы; 5)Организации региональной интеграции (2003г.) в составе РБ, Казахстана, России и Украины. Оценивая СНГ в целом, можно отметить, что в его рамках с той или иной степенью эффективности решаются многие социально - экономические проблемы развития и безопасности государств-участников. У СНГ существует хорошая документальная база: принят устав, различные акты и другие учредительные док-ты. Созданы соответствующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический комитет, Экономический суд и др.

!!!!!39. Платежный баланс. Платежный баланс —запись итогов всех эконом-х сделок м/у резидентами данной страны и остальным миром в течение опред-го периода времени. Принципы составления: двойная запись; учет экономической террит; учет резидентности; оценка экономических сделок по рыночным ценам; учет времени регистрации сделки. Структура: счет текущих операций, счет оп-ий с капиталом и фини не фин активами. Факторы: неравномерность эконом-го развития стран; междунар конкуренция; рост заграничных гос расходов; инфляция; торговые ограничения. Кредит – это активные операции, в результате которых происходит отток ценностей, за которым следует компенсирующий приток валюты (записываются со знаком «+»). Дебет – это пассивные операции, в результате кот-х страна расходует валюту в обмен на приобретенные ценности («-»). Счет текущих оп-ий — счет ПБ, который отражает все поступления от продажи товаров и услуг нерезидентам и все расходы резидентов на товары и услуги, а также чистые доходы от инвестиций и трудовой. Торговый баланс — раздел ПБ, который отражает стоимость экспорта товаров за вычетом их импорта. Баланс услуг и некоммерческих операций – раздел ПБ, отражает стоимость экспорта коммерч и некоммерческих услуг за вычетом их импорта. Баланс доходов – раздел ПБ, который отражает чистые доходы от инвестиций и трудовой миграции и военные расходы за рубежом. Баланс трансфертов – раздел ПБ, отражает трансфертные платежи. Счет оп-ий с капиталом и фин активами - счет ПБ, отражает все международные сделки, связанные с покупкой и продажей активов. Счет операций с капиталом -раздел ПБ, отражает операции, связанные с получением капитальных трансфертов. Финансовый счет -раздел ПБ, операции: прямые, портфельные, прочие инвестиции, операции с ликвидными валютными активами, в которых участвует государство, в результате чего происходит изменение величины и состава официальных золотовалютных резервов. Чистая международная инвестиционная позиция страны - расчетный баланс, составляемый по состоянию на определенную дату, который показывает накопленные запасы внешних финансовых активов и обязательств страны.

40. Макроэконом значение, равновесие платежного баланса. Факторы. Макроэкономич знач ПБ: показывает соотнош ин. валютных платежей и поступлений, срок кот-х наступил и требуется их погашение наличностью; включается в нац счета; исп для определения ВВП; показывает спрос и предложение ин валюты; исп для регулирования внутреннего вал рынка; предоста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...