Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

Нижний Тагил


Методические указания по выполнению курсовых работ по педагогике и психологии утверждены на заседании кафедры педагогики и психологии 25 сентября 2015 года, протокол №1.

 

Зав. кафедрой И.К. Прохорова

 

 

Предлагаемые материалы знакомят студентов с требованиями к структуре и содержанию курсовой работы по педагогике и психологии, а также с правилами их оформления.

Цель методических указаний — обучение будущих педагогов технологии написания и защиты курсовой работы по психолого-педагогическим дисциплинам. Адресованы материалы студентам, обучающимся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование дневного и заочного отделений.

 

 

Введение

Одной из ведущих тенденций, определяющих развитие образования, является изменение требований к деятельности работников системы образования и ее результатам - выдвижение на передний план вопросов профессиональной педагогической компетентности и общей культуры в связи с изменениями, происходящими в Российском образовании. Достижение профессиональной компетентности всеми субъектами образования является ключевым приоритетом, так как именно функциональная грамотность и профессиональная компетентность являются решающим фактором обеспечения качества результата образования.

Современные нормативные требования к педагогу в области профессиональной компетентности предполагают владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование), технологией научной деятельности, использование методологического подхода к решению профессиональных проблем, проведение педагогических исследований, поиск и формирование собственной гуманистической педагогической философии. Все эти компоненты в совокупности определяют методологическую культуру педагога, составными частями которой являются: конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методологическая рефлексия.

Сформированность этих компонентов методологической культуры у будущего учителя позволяет судить о готовности творчески, самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность. Кроме этого методологическая культура учителя предполагает: знание основных признаков научного исследования, умение формулировать его методологические характеристики, владение логикой и методами педагогического исследования, основными исследовательскими подходами и умениями.

Основы методологической грамотности у студентов формируются в ходе изучения спецкурсов «Методология и методика психолого-педагогического исследования» и «Методология и методика исследования в предметной области». Важнейшим этапом закрепления и практического применения полученных знаний является написание курсовых работ как начальной формы представления результатов научного исследования в письменном виде.

Цель методических указаний заключается в том, чтобы познакомить студентов с требованиями к выполнению курсовой работы; структурой, содержанием, подготовкой к написанию.

 


I. Структура и содержание курсовой работы

По педагогике и психологии

Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов исследовательской деятельности студентов. В результате выполнения курсовой работы студенты должны показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам необходимо:

· научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

· изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

· грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

· собрать, проанализировать и обобщить передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);

· выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, сделать выводы.

К курсовой работе, как и другим видам научно-исследовательской продукции, предъявляются следующие основные требования: четкость построения; логическая последовательность изложения материала; убедительная аргументация; краткость и точность формулировок; конкретность изложения результатов работы; доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

 

Структура курсовой работы:

1. Содержание (с указанием страниц, глав, параграфов).

2. Введение (включающее обоснование актуальности выбранной темы, характеристику методологической основы исследования, формулировку основных методологических характеристик исследования).

3. Теоретическая часть (как правило, глава с разбивкой на параграфы).

4. Практическая часть (как правило, глава с разбивкой на параграфы).

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложения (тесты, анкеты, таблицы, схемы и т.д.)

Содержание курсовой работы

Введение

Во введении определяется актуальность темы (отражение важности, значимости и современности выбранной темы исследования); обосновывается методологическая основа исследования; формулируются основные методологические характеристики исследования - объект, предмет, цель, гипотеза и задачи исследования.

Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта, то, что выступает для познающего индивида в формах его деятельности.

Предмет — стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах.

Цель - предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его достижения с помощью определенных средств.

Задача - определенные действия, которые требуют исполнения, разрешения цели, таким образом, задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки гипотезы

Гипотеза - (основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; обоснование задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.

 

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

 

Проблема Что надо изучить из того, что

ранее не было изучено?

 

Тема Как это назвать?

 

Актуальность Почему данную проблему

нужно в настоящее время

изучать?

 

Объект исследования Что рассматривается?

 

Предмет исследования Как рассматривается объект,

какие новые отношения,

свойства, аспекты, функции рас-

крывает данное исследование?

 

Цель Какой результат исследователь

намерен получить, каким он его

видит?

 

Задачи Что нужно сделать, чтобы цель

была достигнута?

 

Гипотеза и защищаемые Что не очевидно в объекте, что

положения исследователь видит в нем такого,

чего не замечают другие?

 

 

Приведем ряд примеров формулирования основных методологических характеристик исследования:

Пример 1

 

· Тема исследования «Педагогические принципы обучения и воспитания в вальдорфской школе»

Объект исследования: становление вальдорфской педагогики как направления гуманистического воспитания.

Предмет исследования: становление и развитие теории и методики вальдорфской педагогики

Цель исследования: раскрыть и обосновать теоретическую сущность и практическую значимость вальдорфской педагогики и их значение для разработки основ теории педагогики в современных условиях.

Задачи исследования:

ü Проанализировать идеи Р. Штайнера как основы организации вальдорфской

школы;

ü Выявить противоречия, а так же позитивные и негативные явления в идеологии и деятельности вальдорфских школ;

ü Обосновать принципы подготовки учителей к работе по системе вальдорфских школ.

Гипотеза:

Можно предположить, что сравнительный анализ реализации идей вальдорфской педагогики на Западе и в России в современных условиях позволяет определить ее место в реальной педагогической действительности и возможности ее конструктивной интеграции в российскую воспитательно-образовательную практику.

 

 

Пример 2

· Тема исследования «Педагогические условия развития самоуправления старшеклассников в образовательном процессе»

Объект исследования: управление процессом учения школьников

Предмет исследования: деятельность учителя по созданию условий развития самоуправления старшеклассников процессом учения.

Задачи исследования:

ü проанализировать социально-психологическую и педагогическую природу процесса учения с точки зрения реализации возможностей управления им учащимися;

ü раскрыть сущность самоуправления школьников процессом учения;

ü обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие самоуправления школьников процессом учения и экспериментально проверить их эффективность;

ü разработать методику формирования умений самоуправления старшеклассников в образовательном процессе школы.

 

Гипотеза:

Самоуправление старшеклассников процессом учения будет развиваться эффективнее, если в личностно ориентированном обучении учителем будет организовано субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса, обеспечено совершенствование субъект-объектного отношения, осуществлено целенаправленное формирование у учащихся умений самоуправления.

Пример 3

· Тема исследования «Поведенческие предпосылки девиантного поведения подростков

Объект исследования - учащиеся подросткового возраста

Предмет исследования – поведенческие предпосылки девиантного поведения подростков

Задачи исследования:

1. Описать психологические и анатомо-физиологические особенности детей подросткового возраста;

2. Выявить причины и предпосылки девиантного поведения подростков;

3. Определить научные подходы к диагностике и коррекции девиантного поведения подростков;

4. Провести эмпирическое исследование на выявление причин девиации подростков;

5. По результатам исследования сформулировать выводы и разработать практические рекомендации по профилактике отклоняющегося поведения в рамках образовательного учреждения.

Гипотеза – в поведении подростков присутствуют типичные реакции, обуславливающие склонность формирования девиантного поведения.

 

Основная часть

Как правило, основная часть курсовой работы включает теоретическую и практическую главы, содержание которых определяется сформулированными объектом, предметом, целью и задачами исследования.

В теоретической главе дается анализ философской, психолого-педагогической литературы и первоисточников по теме исследования: обосновываются подходы теоретиков и практиков образования к изучению рассматриваемой проблемы, рассматриваются идеи, теории, концепции определяющие вектор развития современной образовательной практики.

Вторая глава (практико-ориентированная) включает описание методик работы; обоснование форм и методов организации деятельности личности, детского коллектива; анализа технологий используемых в дидактической, воспитательной, управленческой подсистемах образовательного учреждения и т.д.

Вторая глава курсовой работы по психологиипосвящена описанию опытно-поисковой (исследовательской, экспериментальной) работы.

Под опытной работой в педагогическом исследовании понимается ор­ганизация автором практической деятельности в соответствии с имеющимся в научной литературе и практике опытом без каких-либо конструктивных авторских изменений, направленная на реализацию цели и задач работы, (установление закономерной связи между предметом и объектом, выявление психологических особенностей, качеств, свойств предмета исследования)

В связи с этим она включает описание методов исследования, обоснование их использования, организацию и ход работы, анализ и интерпретацию полученных данных.

Опытно-поисковая работа опирается на различные практические ме­тоды исследования: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, проективные методы, анкетирование, интервьюирование, социо­метрические методы, анализ продуктов деятельности, анализ документальных источников и другие. Достаточно использование 3 (?) или более методов с единой диагностической целью.

При организации исследования по проблеме в рамках педагогической психологии целесообразно его проведение на выборке равной классу средней общеобразовательной школы (25 человек), при организации исследования на выборке других возрастных периодов количество испытуемых уточняется с руководителем в зависимости от целей работы.

Для студентов дневного отделения не целесообразно проводить исследование на испытуемых младше 7 лет, так данная возрастная категория требует высокой квалификации исследователя и достаточного опыта работы.

Работа может носить как констатирующий характер так формирующий.

Различают констатирующий и формирующий этапы опытно-поисковой работы.

Цель констатирующего этапа - измерение наличного уровня развития (напр., уровня развития абстрактного мышления, морально-волевых качеств личности и т. п.). Таким образом, получается исходные данные, которые помогают простроить программу педагогических действий и психологиче­ских коррекций для формирующего этапа эксперимента.

Формирующий (преобразующий, обучающий) этап ставит своей целью не простую констатацию уровня сформированности той или иной деятельно­сти, развития тех или иных сторон психики, а их активное формирование или воспитание. В этом случае создается специальная экспериментальная ситуа­ция, которая позволяет не только выявить условия, необходимые для органи­зации требуемого поведения, но и экспериментально осуществить целена­правленное развитие новых видов деятельности, сложных психических функций и глубже раскрыть их структуру.

В таком эксперименте доказательство опирается на сравнение состоя­ний двух объектов наблюдения - экспериментальной и контрольной группы. Экспериментальной является группа, на которую оказал воздействие экспе­риментальный фактор, контрольной - та группа, где его воздействия не было. Во всем остальном условия деятельности этих групп уравнены, уравнен и состав групп. Если в экспериментальной группе после воздействия иссле­дуемого фактора наблюдаются определенные изменения, а в контрольной группе - нет, гипотезу можно считать подтвержденной.

Возможно проведение эксперимента на одной группе, без выделения контрольной. В этом случае замеряется уровень обученности или воспитан­ности, или каких-то других параметров (в зависимости от целей эксперимен­та) до и после его проведения.

Подводя итоги опытно-поисковой работе, очень важно для начинающе­го исследования не только установить внешние изменения, которые фиксируются при сравнении исходных и результирующих данных, но попытаться дать им объяснения, установив зависимость между предметом исследования своей работы и ее объектом. В этом случае практическая работа, действи­тельно, может выступить критерием «истины».

При невозможности выполнить опытно-поисковую часть курсовой работы (особенности темы к/р, специфический предмет исследования, отсутствие реальной возможности студента проводить исследование и др. причины) структура вто­рой (практической) главы курсовой работы может включать программу диагностики изучаемого предмета (описание и обоснование диагностирующих методик), проекта психолого-педагогической деятельности по решению поставленной проблемы (упражнения направленные на развитие изучаемого предмета, например познавательных процессов; систему коррекционных или развивающих упражнений, игр, воспитательных мероприятий и т.д.), а также психолого-педагогические рекомендации. Если вышеперечисленные структурные компоненты значительны по объему материала, то целесообразно поместить их в приложение к работе.

Диагностические материалы демонстрируются руководителю в ходе консультаций, в приложение к работе включаются только обобщенные данные в виде таблиц. Допускается только указание пола, возраста, группы и фамилии испытуемого, без указания инициалов и другой личной информации. При малом объеме выборки и применения методов, опирающихся на качественную обработку полученных данных (например: анализ продуктов деятельности, составление психологического портрета испытуемого и др.) допускается указание имени испытуемого и инициала.

В зависимости от подготовленности студентов, специфики темы исследования, уровня квалификации преподавателя-руководителя и учитывая возможную ориентированность исследования на выполнение выпускной квалификационной работы, обоснование эксперимента, описание последовательности его проведения согласовываются с научным руководителем.

Описание методик, технологий, приемов, как и обработка результатов эксперимента, могут быть представлены в технологических картах, таблицах, графиках, диаграммах, как по тексту курсовой работы, так и в приложениях к ней. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками пояснить пояснения, расшифровку сокращений.

Заключение

В заключении содержатся основные выводы исследования, формулируемые в максимально обобщенной форме в соответствии с поставленными целью и задачами исследования. Как правило, заключение дает ответы на вопросы, сформулированные во введении курсовой работы. Указывается теоретическая и практическая значимость проблемы для практики современного образования, предлагаются возможные пути ее решения в образовательном процессе.

Список литературы

Библиографическое описание источников осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Документы в списке источников и литературы должны быть расположены в следующей последовательности:

– правительственные документы федерального уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– правительственные документы краевого и областного уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– стандарты и технические регламенты;

– книги и статьи на русском языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

– книги и статьи на иностранном языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора);

– электронные ресурсы локального доступа,

– электронные ресурсы удаленного доступа.

 

II. Требования и критерии оценки курсовой работы по педагогике и психологии

1. Обосновать актуальность выбранной темы.

2. Указать теоретические положения темы исследования.

3. Определить цели и задачи курсовой работы.

4. Определить предмет, объект и гипотезу исследования.

5. Выбрать методы научно-педагогического (научно-психологического) исследования.

6. Проанализировать используемую в курсовой работе литературу с выделением основных идей и положений.

7. Сделать обобщенные выводы.

8. Оформить курсовую работу в соответствии с предъявляемыми требованиями.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оценка «ОТЛИЧНО» ставится, если курсовая работа:

- отражает широкий кругозор, эрудицию и самостоятельность исследовательской позиции и выводов, учитывающих последние достижения в области педагогики и психологии;

- показывает умение осветить проблему с теоретических позиций; демонстрирует навыки анализа материала, пользуясь понятийным аппаратом избранной области исследования;

- отличается логичностью, обоснованностью выводов, четким изложением, ясностью оценки результатов;

При этом в процессе защиты студент демонстрирует:

- умение представить содержание работы в краткой и емкой форме;

- умение оперировать иллюстративным материалом;

- уверенностью и последовательностью в ответах на вопросы и замечания;

Оценка «ХОРОШО» ставится, если:

- в курсовой работе допущены отдельные неточности в выборе обоснования и методики исследования, постановке задач, формулировке выводов;

- в процессе защиты студент демонстрирует неуверенность в ответах на вопросы и замечания;

- имеются незначительные упущения в библиографическом аппарате и/или оформлении работы;

При этом в процессе защиты работы студент проявляет неуверенность в ответах на вопросы и замечания.

Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:

- в курсовой работе слабо представлен анализ теоретический литературы по проблеме;

- имеет место несоответствие теоретической концепции и практических результатов;

- допущены ошибки в интерпретации исходного материала и полученных результатов;

Оценка «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится, если:

– в работе выявлены случаи плагиата;

- неудовлетворительно представлена теоретико-методологическая база исследования;

- имеет место несоответствие теоретической концепции и практических результатов;

- допущены многочисленные грубые ошибки в интерпретации исследуемого материала;

- продемонстрировано плохое владение терминологией;

– в работе имеются серьезные ошибки в оформлении текста; речевые, стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки;

– работа не представлена научному руководителю в срок;

– выводы автора противоречивы и неубедительны, поскольку базируются на нерепрезентативном материале.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...