Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Катехизация: принципы, задачи, цели.




Катехизация: принципы, задачи, цели.

Доклад на епархиальном собрании духовенства Луганской епархии УПЦ (МП)]. Чугинка, 30. 12. 2017.

архимандрит Феогност (Пушков)

кандидат богословия,

настоятель храма свт. Николая

с. Курячевка (Марковское благочиние)

Ваше Высокопреосвященство! Боголюбивые отцы и братия!

В III веке церковный писатель и священник Тертуллиан говорил про еретиков и вероотступников, отделившихся от Церкви и создавших свои секты: «Оглашенные у них принимают крещение прежде, чем научаются вере»[1]. Такое положение дел было ярким признаком отступления от Церкви и ее Веры. К сожалению, сегодня мы это видим в нашей Православной Церкви, а не у еретиков. Сегодня сектанты куда серьезней относятся к своей вере. Они хоть во что-то пытаются «обратить» свою жертву. Мы же стали даже хуже, чем те, о ком писал Тертуллиан. Мы даже не спрашиваем, кто во что верит и кто с какими намерениями явился к церковному порогу и собирается ли он дальше жить по-христиански? У нас нет даже «формального» периода оглашения. Мы просто банально берём иудины сребреники и за них продаём бесценный дар веры тому, кто им не дорожит.

Прежде всего я позволю себе напомнить себе и всем нам основные принципы Крещения, как они изложены в Священном Писании:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28: 19). Почему то большинство современных священников и мирян упускают из виду, что крещение здесь указано совершать после научения. Научение же – это никак не одна-две беседы!

«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16: 15-16). И сова мы видим четко установленный порядок: Сначала проповедь Евангелия, затем – ответ на нее человека (принимает с верой или не принимает и отвергает), и лишь как результат принятия проповеди Евангелия с верой – Крещение. Задумаемся о великой и страшной ответственности, которую мы берем на себя, крестя тех, кто даже понятия не имеет ни о Христе, ни о Евангелии! Перед Крещением человек должен не только услышать слова проповеди, но осмыслить, обдумать сказанное вами, и лишь когда «примет с верою всем сердцем» и покажет это делами своей жизни – тогда креститься.

«Так и для нас ныне …крещение – не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа» (1Пет 3: 21). Насколько глубоким и осознанным является такое «обещание» у всех, кто нами крещен, возлюбленные во Христе пастыри?

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? » (Рим 6: 3). Знают ли крещаемые нами эту истину и что она означает не иное что, а только то, что отныне, с момента Крещения, «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (Рим 6: 6). Насколько готовы все, крещенные нами, жить жизнью Христа и быть «мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6: 11)?

Я уверен, что сейчас, увы, эти вопросы риторические, а должны быть они вполне реально задаваемыми вопросами перед Крещением. И прежде всего мы, священники, должны задать этот вопрос самим себе, когда крестим человека: «Могу ли я взять на себя ответственность за этого человека, что он, после крещения, не вернется как пес на свою блевотину (2Пет 2: 22) и не забудет тотчас же после выхода из купели дорогу к Храму, но будет верным сыном или дочерью Церкви»? Если мы не задаем себе этого вопроса, то он будет нам строго задан у страшного престола неподкупного Судьи.

«Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его» [Трулльский Собор, канон 96]. Но как может подражать житию Христа тот, кто ничего не знает о Христе? Кто не читал Евангелия, не вдумывался в него, не слушал комментария отцов и учителей Церкви, то не знает Христа и, разумеется, не может подражать Его житию. Потому перед Крещением человек обязан «познакомиться» с христианством и Христом и лишь после этого делать свой сознательный выбор. «Ибо, кратко сказать, под силою Крещения разуметь должно Завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты» [Григорий Богослов, слово 40-е]. И снова прошу вас задать себе вопрос: Сколько крещенных нами реально вошли в « Завет с Богом о вступлении в другую жизнь »?

А вот слова из чинопоследования совершаемого нами Таинства Крещения: «Насади его во святой Твоей Церкви на основании апостолов и пророков и укорени его, …да и он, проведя гражданство своё на земле в согласии с заповедями Твоими, обретёт вечную жизнь во Царстве Твоём»[2]. Так молится Церковь о каждом принимающем крещение у порога купели. Итак, мы видим два основных мотива молитв Таинства: Насаждение и укоренение человека в той Церкви, которую основал Бог через апостолов и пророков, укоренение крещённого в вере тех пророков и апостолов, которые нам передали суть самой религии христианской и соответствующая этой вере жизнь в согласии с заповедями Бога. Без этого быть христианином невозможно! Так как понятия «Христианство» и «Церковь» тождественны, являются синонимами.

Древние христиане читали Писание, комментировали, изучали волю Господа, а сейчас у нас – к стыду нашему – даже священники не знают Священного Писания и любой сектант «заткнет за пояс» наших пастырей. Здесь, среди нас сейчас есть священник, который 5-ть лет назад сказал, что «Святая Троица – это Иисус Христос, Богородица и святой Никола»…

Итак, перед крещением необходимо прояснить в сознании человека две грани христианства: вера и жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...