Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста




 

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста

 


 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.. 5

1. 1................................. Режим дня и педагогические требования к его организации. 5

1. 2. Содержание программ по формирования культурно-гигиенических навыков у детей 7

1. 3. Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей. 9

Выводы по главе 1. 13

Глава 2. ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ.. 15

2. 1. Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания. 15

2. 2........................................................................ Формирование навыков культуры еды.. 18

2. 3. Взаимодействие родителей и педагогов ДОУ по формированию культурно-гигиенических навыков у детей. 21

Выводы по главе 2. 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 25

ЛИТЕРАТУРА.. 27

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 29

 

 

 

Введение

 

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Наши отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В. Г. Нечаева, В. А. Горбачева и др. ) и психологи (В. С. Мухина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон и др. ) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать, не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста, который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.

  Изучив теоретический материал по вопросу о формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что ученые, как правило, рассматривают эту проблему в целом, не заостряя внимания на особенностях того или иного возраста ребенка. Поэтому была выбрана тема исследования в рамках данной курсовой работы – «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста».

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Перед взрослыми стоит проблема в поиске эффективных методов формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования являются культурно-гигиенические навыки у дошкольников.

Предметом исследования – методы формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.

Цель исследования: изучение методики формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Цель исследования достигается через решение следующих задач:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы изучить теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

2. Охарактеризовать условия и методы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

3. Изучить методику формирования навыков личной гигиены, навыков самообслуживания и культуры еды.

Рассмотреть взаимодействие родителей и педагогов в воспитании культурно-гигиенических навыков дошкольников.

 

 

 1. Теоритические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей

1. 1. Режим дня и педагогические требования к его организации

 

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

  «Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения», - объясняет Н. Б. Мирская[6]. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей. [4; 19]

«К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов» - излагает А. К. Бондаренко [4].

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

  В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности [9; 7].

Таким образом, в современном ДОУ важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков.

  Режим дня – наиболее целесообразное распределение во времени и чередование сна, питания и бодрствования в соответствии с возрастом.

  Режим дня каждой группы состоит из первой половины дня, в которую входят:

- прием детей,

- утренняя гимнастика,

- питание,

- образовательная деятельность,

- дневная прогулка,

- дневной сон;

и второй половины дня, которая включает:

- подъем детей,

- воздушные ванны,

- питание,

- самостоятельные игры, организованный досуг,

- вечерняя прогулка,

- уход домой.

Все эти режимные моменты должны отвечать педагогическим требованиям:

1. Соответствие возрастным особенностям. (На организацию питания, сна, ОД отводится разное количество времени: питание в мл. гр. – 45 мин, в ст-х – 30 мин. ).

Эта разница отражена в примерных режимах дня в «Программах».

2. Режим в каждой группе должен быть постоянен в течение всего года, независимо от праздников и мероприятий в ДОУ. Изменения в режиме летом – больше времени дети находятся на воздухе.

3. Режим должен быть точным (т. к. у детей формируется динамический стереотип).

4. Режим должен быть последовательным, т. е. каждый режимный момент должен строго следовать один за другим, ожиданий со стороны детей быть не должно, дети не должны находиться в бездеятельности.

5. Каждый режимный момент должен выступать как средство воспитания детей.

6. Режим должен соблюдаться всеми сотрудниками детского сада, пр. вс. воспитателем (он должен его знать! и требовать соблюдения от других) и его должны придерживаться дома родители детей. Поэтому режим дня группы висит на видном месте, на стенде информации.

  Соблюдение режима дня способствует всестороннему развитию детей благодаря содержательному наполнению каждого режимного момента, решению различных воспитательных и образовательных задач в каждом из них.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...