Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Владимиро-суздальская школа




 

Владимир Мономах, став в 1093 г. правителем Ростово-Суздальских земель, в условиях княжеских междоусобиц и угрозы нападения волжских болгар и печенегов ведет большое оборонительное строительство. В 1108 г. завершено сооружение нового княжеского города — Владимира.

В середине XII века северо-восточное Великое Владимиро-Суздальское княжество во главе с князем Андреем Юрьевичем (Боголюбским) начинает процесс объединения и захвата мелких княжеств. Позже (в конце XIII века) кафедра митрополита переезжает из Киева во Владимир. К началу XIII века титул Владимирского князя становится главным в конфедерации русских княжеств. Возникла необходимость создать величественный архитектурный ансамбль, способный затмить старую столицу - Киев.

Процесс объединения страны был прерван поражением перед войсками Золотой орды. После захвата татаро-монголами в 1238 г. Владимир уже не смог оправиться, но на долгое время он остался для всей Руси символом «святого города», государства и культурного центра. По владимирскому образцу начинает свое архитектурное развитие Московский кремль в начале XV в.

 

Для строительства применялся белый камень - известняк, лицевая кладка выполнялась из тщательно подогнанных каменных блоков, внутренняя полость заполнялась бутовым камнем на известковом растворе.

Храмы четырёхстолпные, одноглавые. Охвачены с трёх сторон галереями. Главы завершены шлемовидными покрытиями.

Фасады членились плоскими лопатками, переходящими в закругления закомар, оживлялись арочными окнами, перспективными порталами входов, аркатурными поясами на уровне хоров, фризами барабанов. Специфическая особенность Владимиро-Суздальских храмов – скульптурная декорация. Владимирские резчики в совершенстве владели техникой обработки камня - в закомарах расположены барельефные изображения святых, маски, грифоны, животные, птицы, растительные и другие мотивы. Скульптурность здания сочетается с логичностью композиции декора: в нем преобладает мотив аркатуры, развивающий основную тему арочно-стоечных членений фасадов, пришедший из романского зодчества, но получивший самобытную разработку.

Владимирские мастера придали своеобразный облик своим произведениям, внося в культовые сооружения светское, политическое содержание. Связь художественных образов с общегосударственными целями объединения раздробленных княжеств, с чаяниями народа о прекращении братоубийственных войн возвышает памятники владимирского зодчества над узкорелигиозными и феодальными задачами. В роскошный изысканный декор княжеских храмов вплетались народные мотивы, в суровый облик церкви, проникают красочные, жизнерадостные нотки, что следует связывать с народными представлениями и с меньшим воздействием византийской церкви.

 

- Золотые Ворота во Владимире, 1164 г.

- Спасский собор в Переславле-Залесском, 50-е гг XII в.

- церковь Бориса и Глеба в Кидекше, 50-е гг XII в.

- Успенский собор во Владимире, 1158 -1160 гг.

- архитектурный ансамбль в Боголюбове, 1165 г.

- церковь Покрова на Нерли, 1156 г.

- Дмитриевский собор во Владимире, 90-е гг. XII в.

 

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

 

Новгород был городом с самым развитым городским самоуправлением, которое привело к образованию необычной формы – Новгородской республики (1136 - 1478). Основой самоуправления являлось городское вече, которое избирало епископа, посадника (градоначальника), тысяцкого (руководителя сотенных) и приглашало князя, который исполнял роль главы дружины. Очень высокой для средневековья была грамотность новгородцев (почти всё свободное население владело грамотой, которой обучали в школах).

Новгородская республика поддерживала торговые отношения с вольными городами Западной Европы, с которыми, а с XIII века входила в Ганзейский союз. Новгород превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр, который специализировался на торговле с Северной Европой и связях с Северо-Востоком. После нашествия Золотой Орды он единственный из крупных городов остался свободным городом.

 

Заказчиками культовой архитектуры выступали бояре, купцы, уличане. Вместо больших храмов, возведение которых было связано с княжеским периодом, строятся небольшие трёхнефные одноглавые церкви. Стремление к простым экономичным постройкам привело к постепенному понижению боковых апсид, а затем и к полному отказу от них.

Форма храма простая, призматическая, близкая к кубу. Архитектурные формы храмов с крупными членениями, лаконичным выразительным силуэтом как нельзя лучше отвечают суровости климата. Типичны узкие, щелевидные окна на фасадах и на барабане купола.

Строительный материал – местный известняк, склонный к выветриванию. Для предохранения стен от разрушения и сглаживания неровностей кладки поверх­ность фасадов затирали известковым раствором. Лепные детали на фасадах почти отсутствуют, в более позднее время применяются немногочисленные декоративные нишки, впадинки, выкладываются арочные элементы типа сандриков, фигурные кресты и другие формы. Слегка неровные, «текучие» линии штукатурных поверхностей фасадов, углов здания, лопаток, закомар придают сооружениям мягкую пластичность.

Применялись три типа покрытий – позакомарное, трёхлопастное, щипцовое (последние 2 получают широкое распространение). Форма куполов – шлемовидная.

Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности.

 

- Никольский собор на Ярославовом дворище, 1113 г.

- Георгиевская церковь Юрьева монастыря, 1130 г.

- церковь Спаса на Нередице, 1198 г.

- церковь Фёдора Стратилата на Ручью, 1360 г.

- церковь Спаса Преображения на Ильине улице, 1374 г

- церковь Петра и Павла в Кожевниках, 1406 г.

 

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА

 

До середины XIV в. Псков входил в состав Новгородских земель. В силу этого в художественной культуре Пскова имеется много общих черт с новгородской, однако в дальнейшем она развивалась самостоятельно. В середине XIV века стал самостоятельной республикой и крупнейшей крепостью на западе Руси.

Заказчики церковной архитектуры – бояре, купцы, ремесленники. Церковь служила не только религиозным целям, там проводили собрания, в подклетях хранились товары и продовольствие народного ополчения, в трапезных решались дела и торговые сделки. В связи с этим объём церкви обрастает притворами, галереями, крыльцами. Все сооружение становилось на высокий подклет.

Характерной особенностью Пскова являются звонницы (каменные стенки, завершавшиеся невысокими круглыми столбами, между которыми подвешивались колокола). Чаще всего звонницы надстраивались над притвором или с запада над главным входом. Иногда венчали собой стены основного объёма храма.

Галереи, приделы и звонницы псковских церквей придавали живописность их внешнему виду, тем более что эти пристройки располагались большей частью не симметрично. Благодаря пристройкам, ширина здания стала большей, чем высота, высота галерей и приделов была невелика, а высота главного храма скрадывалась окружающими его пристройками, что изменяло соотношение между размерами основного объема и его главы.

Распространение получили храмы с щипцовым и позакомарным покрытием.

Строительный материал – плинфа и местный известняк. Как и в Новгороде, стены штукатурились и были лишены декоративных деталей. Узорными дорожками украшались только апсиды и барабаны.

Для большей прочности псковские мастера расширяли стены книзу. Приземистые, с неровной поверхностью стен псковские храмы производят особое впечатление материальности.

 

- Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, 1156 г.

- церковь Николы на Усохе, 1371 г.

- церковь Василия на Горке, 1413 г.

- церковь Кузьмы и Демьяна с Примостья, 1463 г.

- церковь Богоявления с Запсковья, 1496 г.

- церковь Успения на Пароменье, 1521 г.

- церковь Воскресения со Стадища, 1532 г.

- церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома, 1582 г.

 

В целом же, в разных русских землях идёт общий процесс переосмысления традиционной византийской системы крестовокупольного храма и поиск самобытных национальных архитектурных форм. Созданные воображением зодчих новые пластические формы, объёмно-пространственные и конструктивные решения, безусловно, отражают одну и ту же идею - создания церкви с вертикальной устремленностью композиции.

 

К сожалению, блестящее развитие древнерусского стиля было насильственно прервано ордынским нашествием. На долгие годы строительство каменных церквей на Руси практически прекратилось. Только в Новгородской и Псковской земле продолжалось возведение небольших храмов. Однако новгородско-псковское зодчество, при всей его яркости и самобытности, было локальным явлением и не могло стать основой общерусской архитектуры. Оно позволило сохранить традиции древнерусского зодчества, но изумительное многообразие архитектурных форм, характерное для домонгольского периода, было утрачено.

 

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

 

После победы войска князя Дмитрия Донского на Куликовском поле в 1380 году начинается процесс объединения страны под властью московских князей.

 

Каменное строительство в Москве начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите). Москва воспринимала формы зодчества разных русских земель и объединяла их в своем строительстве:

- характерен пирамидально-ярусный переход от основного объема к куполу, что было свойственно смоленским и черниговским храмам XII-XIII вв.

- в декоративном убранстве фасадов и барабана в определенной мере возрождались приемы владимиро-суздальского зодчества.

- у новгородско-псковских мастеров было воспринято практичное отношение к использованию внутреннего пространства: столбы делались не крестовидными в сечении, а квадратными или даже круглыми, отсутствовали пилястры на поверхностях стен в интерьере.

 

Характерные черты московской школы:

- несоответствие внутренней структуры и фасадного членения - прясла симметричны, а глава смещена к востоку

- лопатки превратились в пилястры и перестали непосредственно переходить в закомары; появились капители.

- килевидные формы арок – кокошники; ими окружали барабан и завершали прясла, форму кокошника имел перспективный портал.

- средняя часть фасада повышена по отношению к боковым, что в сочетании с арками кокошников придаёт церкви динамичный характер.

 

- церковь Спаса Преображения на Бору, 1330 г.

- Успенский собор на Городке в Звенигороде, 1399 г.

- Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1422 г.

- Спасский собор Андроникова монастыря, 1390-1427 гг.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...