Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды государственных органов.




Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочии все государствен­ные органы делятся на временные и постоянные. Временные ор­ганы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917-1918 гг. относились Вре­менное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархии государственные органы подразделя­ются на высшие и местные. В федерациях помимо них существу­ют еще и органы власти субъектов федерации. Примером выс­шего органа власти в Российской Федерации является Государ­ственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации является правительство Москвы;

примером местного органа власти - мэр Владивостока;

3) по характеру осуществления компетенции различают колле­гиальные и единоначальиые государственные органы. К первым от­носится Верховный суд Российской Федерации, ко вторым - Ге­неральный прокурорРФ;

4) по порядку формирования государственные органы быва­ют первичными, т.е. избираемыми непосредственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская дума, производных - Федеральная служба безопасностиРФ;

5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и пра­воохранительные (суды, органы внутренних дел) государствен­ные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государствен­ные органы делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Несмотря на многообразие государственных органов все они составляют единый властный механизм, посредством которого реализуются функции государства.

 

№32. Законодательные (представительные) органы власти российского государства.

 

Законодательные органы. Законодательная власть носит представительный характер, а потому называется еще предста­вительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам "мандат", т.е. право представлять их интересы и осу­ществлять государственную власть. И только в этом смысле мож­но условно говорить о первичности парламента и других предста­вительных органов в аппарате государства, их моральном приори­тете и верховенстве. Считать же, что законодательная власть — юридически высшая власть в государстве, — неверно. В России высшим представительным органом является Федеральное Собра­ние. Оно состоит из двух палат. СоветаФедерации и Государствен­ной Думы. Имеются представительные органы и в субъектах Фе­дерации (областях, краях; республиках), которые носят разные названия: Дума, Законодательное собрание, Меджлис, Курултай, Верховный Совет и т. д. На местном уровне представляют интере­сы народа органы местного самоуправления, которые принимают некоторые нормативные положения.

Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

1) создавать законы;

2) рассматривать вопросы государственных финансов (гос­бюджет),

3) назначать высших должностных лиц (конституционных су­дей, главу Центрального Банка, Генерального прокурора др.),

4) осуществлять контроль за деятельностью правительства.

Являясь одним из высших органов государственной власти, парламент выполняет основную законотворческую работу. Но его деятельность подвержена ряду ограничений:

ü законы должны отражать волю народа,

ü они максимально дол­жны соответствовать объективной реальности,

ü не идти вразрез с Конституцией РФ.

Эти ограничения касаются и других законодательных органов.

Особенность законодательной власти в том, что законодатель­ные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются. Их подчиненность выражается только че­рез законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.

 

№33. Исполнительно-распорядительные и контрольные органы: функции, полномочия, способы осуществления власти.

Исполнительные органы. Исполнительная власть составля­ет в государстве наиболее многочисленную, разнообразную и раз­ветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют го­сударственное управление во исполнение законов, принятых пар­ламентом, т.е. которая носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направ­лены на исполнение закона и не должны ему противоречить. Отсю­да их название — исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчи­нено правительство, которое непосредственно осуществляет управление страной во главе с премьер -министром (председателем, главой правительства). Центральными исполнительными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Исполнительная власть сред­него уровня осуществляется администрациями (правительства­ми) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь людей орга­низуют местные администрации или органы местного самоуп­равления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объединены в строго иерархическую систему, между ними суще­ствует жесткая - подчиненность. Эта система опирается на значи­тельные людские, материальные, финансовые ресурсы, в отноше­нии которых должностные лица имеют распорядительные полно­мочия. Помимо этого исполнительная власть опирается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при не­достаточном контроле возникает возможность узурпации исполни­тельными органами власти в стране. Вообще же перед исполни­тельными органами стоят следующие задачи: осуществление эко­номических, социальных функций государства, защита конститу­ционного строя, правопорядка, охрана границ и др.

Исполнительные органы имеют право законодательной ини­циативы, и надо отметить, что они пользуются им довольно ши­роко. Около 80 % рассматриваемых парламентом законопроектов предлагаются правительством. Кроме этого исполнительные орга­ны наделены, правом делегированного, т.е.переданного им, правотворчества. Они могут издавать подзаконные акты и делают это довольно успешно.

№34. Правосудие в современном Российском государстве. Судебная реформа: причины, современное состояние.

Особое место в системе разделения властей занимает судебная власть, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществле­ние судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создаст общих правил поведения (законов), он не занимается управлением.Но, осуществляя госу­дарственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, из­данные парламентом, другие нормативные акты органов государ­ства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопроизводством. Под судоустройством понимается совокупность норм, устанавли­вающих задачи и принципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов па началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только закону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость:

5)коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей разли­чают два типа судов — суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяжных вхо­дят один или несколько постоянных судей и присяжные заседа­тели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вер­дикт о виновности или невиновности подсудимого, а судья на основании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими совместно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел. В основе судопроизводства в демо­кратическом государстве лежат принципы законности, осуществ­ления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности и гласности судебного разбирательства, непрерыв­ности судебного разбирательства, устности судебного разбира­тельства, состязательности, ведения на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конституционные суды, в компетенцию которых входит осуществление конститу­ционного надзора, т.е. проверка соответствия законов и иных нормативных актов Конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат парламента и нор­мативные акты исполнительной власти. В федеративных го­сударствах конституционные суды рассматривают также споры о разграничении полномочий между федерацией и ее субъек­тами.

Конституционный надзор может осуществляться:

всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

специальным Конституционным судом, для которого консти­туционный надзор - главная и единственная функция (Россия, Ав­стрия, ФРГ);

особым органом несудебного характера (Франция). В некоторых странах Конституционный суд выполняет и функции верховного судебного органа. В других - судебную сис­тему возглавляет самостоятельный Верховный суд.

Все суды, в соответствии с правовой сферой, на которую рас­пространяются их полномочия, подразделяют на суды общей, спе­циальнойиадминистративной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматри­вают гражданские, трудовые и имущественные споры, дела об ад­министративных правонарушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализированные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет особую специфику (например, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматри­вают жалобы граждан на превышение государственными служа­щими своих полномочий, а также споры служащих с администра­цией (в РФ таких судов нет).

 

№35. Место и роль правоохранительных органов в аппарате Российского государства в современных условиях.

Правоохранительные органы. Названные органы также об­разуют систему, и эффективность их работы зачастую зависит от слаженного взаимодействия между ними.

Правоохранительная система — это система государствен­ных органов, обеспечивающих защищенность граждан и органи­заций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный суд, судыобщей юрисдикции, арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищаютправа человека от противоправн

ых посягательств. Во­обще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды кон­тролируют исполнительные органы, когда рассматривают жало­бы на их незаконные действия, а Конституционный суд — высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнитель­ные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. зани­мается разрешением споров на основе действующего законодатель­ства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исхо­дя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедли­вость — понятия нераздельные, потому что справедливость явля­ется главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судеб­ные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судив нижестоящих. Та­ким образом, судебная власть — это специфическая независимая власть.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура орган, который осуществляет надзор за соб­людением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми госу­дарственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного само­управления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыс­кную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся поднадзо­рам прокуратуры. Помимо этого прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор высту­пает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция это орган, который призван охранять закон­ность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, ро­зыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование пре­ступлений, не относящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, к категории тяжких.

Уголовно - исполнительные учреждения могут быть выделе­ны в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п. Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организу­ют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содер­жанию лиц, находящиеся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности, стоят на страже националь­ной безопасности страны. Они выявляют посягательства на кон­ституционный строй, защищают экономическую безопасность Рос­сии. Одной из сторон их деятельности является защита конститу­ционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном - негласные методы роботы, поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка государственный орган, ставший само­стоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление ин­формации, показывающий действительную роль и значение стра­ны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат это система органов, в функции которых вхо­дят удостоверениеимущественных сделок, оформлениенаследственныхправ, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает за­конную форму различным фактическим обстоятельствам и тем са­мым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Налоговая полиция осуществляет контроль засоблюдением налоговогозаконодательства, а вслучае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых до­казательств для применения санкции.

Таможенные органы это, с одной стороны, органы, кото­рые ответственны вопределенной мере за экономическую безопас­ность страны, а с другой — органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна при­нести стране ощутимую пользу.

Адвокатура — это не государственная организация, а доб­ровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адво­катской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. За­дача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном раз­бирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

 

№36. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. Эволюция государственного аппарата России на современном этапе.

Принципы, о которых здесь идет речь, — это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе форми­рования, организации и функционирования механизма (аппара­та) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы ор­ганов.

Общие принципы принято делить на две группы.

К первой относятся принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ко второй — принципы, сформулиро­ванные в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О проку­ратуре Российской Федерации» и др.).

Первая группа охватывает конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма государства: народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, за­конность.

Принцип народовластия проявляется в демократической орга­низации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации — многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и не­посредственно (например, выборы президента и представитель­ных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осущест­вления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно — социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личнос­ти, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государствен­ная власть осуществляется на основе разделения на законода­тельную, исполнительную и судебную, предусматривает само­стоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти.

Принцип федерализма в формировании и деятельности госу­дарственного механизма определяется тем, что Российская Фе­дерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, авто­номные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федера­ции равноправны между собой.

Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Кон­ституции РФ органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Принцип профессионализма.

При помощи этого принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...