Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конструктивные особенности сооружения.




Стены выполнялись в технике византийской кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней.

Уступчатое повышение сводов, перекрывающих ветви креста, обеспечивало лучшую передачу распора от главного купола и увеличивало устойчивость пространственной структуры. По периметру стен галереи были заложены дубовые связи. В своды для уменьшения веса и для улучшения акустики вставлены керамические пустотелые сосуды – голосники.

Сравнение Софийского собора с одновременными ему византийскими памятниками показывает, что прямых аналогий ему нет. Византийские храмы того времени, как правило, небольшие, трехнефные, одноглавые. Но при трехнефной схеме сильно укрупнить здание (что требовалось для возведения Софийского собора в Киеве) невозможно, ибо это резко увеличило бы диаметр купола и, следовательно, крайне затруднило бы строительство. Поэтому увеличение размеров было выполнено за счет прибавления двух нефов. Осветить обширные хоры, закрытые снаружи вторым ярусом галерей можно было только через окна барабанов глав, т.о. многоглавие киевского Софийского собора имеет прямой функциональный смысл.

Большую роль сыграло также применение местных строительных материалов. На Руси не было мрамора, и зодчие привезли с собой многочисленные капители, карнизы и другие мраморные детали. Но везти стволы крупных колонн было слишком сложно, и поэтому вместо принятых в Константинополе мраморных колонн поставили кирпичные столбы, что сразу же резко изменило характер интерьера.

Очень вероятно, что использование цилиндрических сводов с подпружными арками (которые в Константинополе обычно возводили в инженерных сооружениях) было вызвано нехваткой опытных каменщиков. Но установка подпружных арок логически повлекла за собой применение не квадратных, а крестообразных в плане столбов, поскольку лопатки столбов служили опорами для этих арок.

Наружная поверхность сводов и куполов (кровля) покрывалась свинцовыми листами.

Интерьер

На изображения киевского храма была возложена просветительская миссия. В условиях еще совсем недавно языческой страны христианские сюжеты, развернутые на церковных стенах, являлись визуальным повествованием о новой вере для неграмотного люда.

Залитые светом центральное пространство и хоры контрастировали с полузатененными помещениями под хорами, что составляло один из важнейших элементов художественного замысла интерьера. Центр (наиболее идеологически важное место) украшали драгоценные мозаики из смальты, а боковые части были расписаны фресками.

Карнизные плиты, парапеты хор и полы (которые в Византии делали из мрамора) выполнены из местного сланца (красный шифер), имеющего малиново-фиолетовый цвет и, видимо, напоминавшего византийским мастерам излюбленный в их стране пурпур. Кроме шиферных плит для убранства полов применяли мозаику и поливные керамические плитки.

В здании явно выделены два аспекта обозрения интерьера. Князь и его свита, стоя на хорах, видят потоки света, льющиеся сквозь окна барабана и заставляющие сверкать золотые фоны мозаики. В то же время остальные люди, стоящие внизу, находятся в полузатененном пространстве, и княжеские хоры кажутся им, как и изображения святых, в недосягаемо прекрасном мире.

Расположение мозаик и фресок Софийского собора в Киеве полностью соответствует византийским канонам. Христос Вседержитель (Пантократор) - расположена в центральном куполе,), диаметр медальона более 4 м, расстояние от пола 28,5 м. Богоматерь Оранта («молящаяся») помещаена в верхней части алтаря (в конхе).

Собор святой Софии в Новгороде

1045-1052 гг. Собор был заложен старшим сыном Ярослава Владимиром.

Новгородский собор строился по той же схеме, что и киевский, но идеологически подчинён ему.

Это пятинефный крестово-купольный собор. Имеет 3 апсиды, одну лестничную башню для подъёма на хоры. Ветви креста имеют завершение двухступенчатыми сводами.

Новгородская София увенчана пятиглавием. Пять глав тесно сгруппированны в центре и напоминают по форме шлемы русских богатырей (первоначально купола имели византийские формы). Шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносит в композицию живописную асимметрию.

Для кладки стен применялись известняковые плиты (местный материал), кирпич использован лишь частично - в кладке арок, окон, порталов. Кладка велась на цемянке. Стены оштукатурены и лишены каких-либо декоративных деталей. Фасады собора расчленяются широкими пилястрами — лопатками, которые выражают внутреннее строение храма. Между ними расположены закомары - завершения, соответствующие сводчатым покрытиям нефов. Лопатки не переходят в профилировку закомар, а обрываются ниже пят последних.

Основной объём Софии Новгородской выглядит как единое целое, а не как механическое объединение отдельных соподчинённых ячеек, как в Софии Киевской. Впечатлению единой массы способствует компактное расположение глав. Замкнутость галерей придаёт зданию монументальность и ощущение мощи. Обилие вертикальных членений при отсутствии горизонтальных, как и отсутствие горизонтальных завершений стен и барабанов, заставляет здание казаться более стройным и нейтрализует приземистость его пропорций.

В целом внешний вид собора отличается простотой, строгостью и асимметрией форм. Эти же особенности присущи внутреннему убранству храма. Здесь нет богатых мозаик и мрамора. Вместо колонн тройных арок нашли широкое применение двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты фресками (первые полстолетия после завершения строительства собор стоял нерасписным - его стены покрывала плотная, заполированная до мраморного блеска цемяночная затирка, сочетающаяся с открытыми участками каменной кладки, обрамленными фасками). Пространственные ячейки меньше чем в Киеве, толщина стен и столбов больше.

Софийский собор играл большую роль в государственной и общественной жизни Новгорода. В нем хранилась часть государственной казны (в тайниках, находящихся в восточных концах боковых нефов). Выходивший своим южным фасадом на Вечевую площадь, собор позволял князю и другим представителям новгородской аристократии использовать одну из его частей (Мартирьевскую паперть) в качестве трибуны во время вечевых собраний.

Лаконизм, сдержанность, простота и в то же время исключительная сила внешней и внутренней архитектуры Софии Новгородской и проявленное ее зодчими умение "сказать многое в немногих словах", достичь большой художественной выразительности, почти не прибегая к чисто декоративным средствам, во многом предопределили дальнейшее развитие новгородской архитектуры.

Соборы Святой Софии в Полоцке

50-е гг. XI в. Это пятинефный крестово-купольный храм. Галереи, в отличие от киевского и новгородского храмов, отсутсвовали. Имеет 3 апсиды, одну лестничную башню для подъёма на хоры. В полоцкой Софии, судя по упоминанию в летописи, было семь глав. Хоры собора открывались в центральное пространство двойными арками, опиравшимися на, один промежуточный столб (как в Новгороде).

В Полоцке техника кладки стен полностью совпадает с киевской, но если в Киеве тщательная подрезка швов и обработка поверхностей стен имеет место как снаружи, так и изнутри здания, то в Полоцке внутри храма стены оформлены более небрежно: видимо, опытных каменщиков здесь было меньше, и зодчий старался экономить их квалифицированный труд.

В декоративном убранстве использовалась только фресковая монументальная живопись, т.к. организовать на новом месте мозаичное производство было слишком дорого и сложно.

 

Несколько позднее, в 50-х или даже 60-х гг. XI в., были возведены церковь на Владимирской улице, и расположенный рядом с нею дворец. Возможно, что в это же время соорудили кирпичную стену вокруг территории митрополичьей усадьбы.

Таким образом, в середине XI в. на Руси развернулась интенсивная строительная деятельность. Пока неясно, возводили ли здания последовательно одно за другим, или же строительная организация была уже настолько мощной, что могла сооружать несколько объектов одновременно. Во всяком случае к 60-м гг. строительство во всех русских городах, кроме Киева, прекратилось - вся строительная деятельность сосредоточилась в Киеве.

За период с 60-х гг. XI в. по начало XII в. в Киеве и его ближайших окрестностях было построено семь крупных храмов и несколько более скромных по размерам. Раньше других был заложен собор Дмитриевского монастыря, в 1070 г. - собор Выдубицкого монастыря, 1073 г. - Успенский собор Печерского монастыря, а вскоре после него - церковь Бориса и Глеба в Вышгороде. Затем был построен собор Кловского монастыря, в 1086 г. - церковь Андрея Янчина монастыря. Около1106 г. возведена надвратная церковь Печерского монастыря, а в 1108 г. заложен собор Михайловского Златоверхого монастыря. В эти же годы церковь Николы Иорданского, храм в Зарубском монастыре на Днепре.

Судя по письменным источникам и изучению памятников в XI в. для возведения довольно крупного здания было необходимо примерно 4-5 лет. Так, Успенский собор построен за 3 года, хотя фундамент его был заложен еще за год до этого. Менее 5 лет строили собор Михайловского монастыря. Небольшие церкви сооружали быстрее - за 2 - 3 года. Если учесть эти сроки и количество сооружений, станет ясно, что в Киеве непрерывно работала одна строительная артель, переходившая с объекта на объект.

 

За исключением собора Кловского монастыря и надвратной церкви Печерского монастыря, все перечисленные памятники - трехнефные шестистолпные крестовокупольные храмы с тремя апсидами. К грандиозным пятинефным композициям типа Софийских соборов зодчие больше не возвращались даже в самых крупных постройках. Кладка применялась такая же, как в памятниках первой половины XI в., - из плинфы со скрытым рядом и поясами цветных необработанных камней. Неизменной была и система декоративного убранства фасада - двухуступчатые ниши, полосы меандра, выложенного из плинфы, и пр. Поверхности стен иногда сразу же после их возведения затирали снаружи раствором, оставляя незакрытыми лишь полосы меандра и другие декоративные элементы. Побелка стен служила защитой кирпичной кладки от разрушения (выветривания).

Композиционные решения становятся более лаконичными, особенно в интерьере, где перестают применять внутренние аркады, что сразу же значительно упрощает облик внутреннего пространства храма. Церкви по плановым схемам довольно близки друг другу, но, несмотря на некоторую стандартность решений, зодчие свободно использовали различные композиционные варианты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...