Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ (по Смирнову В.М.)




Научение. Роль научения в поведении. Виды научения

НАУЧЕНИЕ (По Коробкову А.В. и др.)

Под научением понимают изменение поведения личности в определенной ситуации при ее многократном повторении в процессе упражнения, т. е. под влиянием прошлого опыта. От научения следует отличать изменения поведения в результате созревания, в процессе которого реализуется генетически заложенная программа.

В формах научения, присущих человеку, можно выделить сенсомоторное, моторное, вербальное (научение языку) и интеллектуальное научение.

Физиологическая сущность научения заключается в формировании центральной нервной системой стереотипов стимулов и ситуаций, а также программ определенных реакций на них.

В экспериментах на животных показано, что если вскоре после выработки навыка (менее чем через 1,5—2 ч) применить какое-либо чрезвычайное воздействие— охлаждение, наркоз, электрошок— то навык исчезает, оказывается стертым. Если же такое чрезвычайное воздействие предпринято более, чем через 2—3 ч после выработки навыка, то навык сохраняется. У человека после черепно-мозговой травмы с потерей сознания возникает потеря памяти на события, непосредственно предшествующие травме. Следовательно, навык только тогда оказывается закрепленным, когда полученная информация переходит из кратковременной памяти в долговременную, закрепляется, фиксируется в ней.

Возможность научения обеспечивается не простым сохранением отдельного изолированного следа, раздражителя или реакции, но такой формой сохранения, в основе которой лежит образование систем следов — их синтез, взаимодействие рецепторных механизмов с эффекторными. Таким образом, научение предполагает существование процессов организации следов прошлого опыта. Поскольку поведение человека детерминировано не только внешними раздражителями, но и другими разнообразными по своей природе факторами, то, по-видимому, необходимые для образования навыка следы прошлого опыта не могут быть сведены исключительно к сенсомоторным связям. Они включают также следы прошлых событий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Для объяснения механизмов научения может быть использована концепция П. К. Анохина о функциональной системе: полученная в процессе обучения информация из потенциальной становится актуальной всякий раз в момент формирования новой функциональной системы.

У человека выделяют также интеллектуальный уровень научения — это такой уровень научения знаниям, в котором отражаются не чувственные конкретные отношения вещей и действий, а общие объективные связи, структуры и отношения действительности или деятельности. Эти отношения отражаются не непосредственно в ощущениях, а в системе понятий и действий, обозначаемых словами.

Научение носит многоуровневый характер. Уровень научения, выраженный в усвоении определенных стимулов и реакции, называется рефлекторным уровнем научения. Он присущ как животным, так и человеку, хотя характер подкрепления различен. У животных научение направлено на удовлетворение биологических потребностей, а у человека даже биологические потребности носят социально обусловленный характер. Рефлекторный уровень научения может осуществляться автоматически и бессознательно через систему поисков, проб и ошибок. Его основой являются генерализация, дифференцировка и систематизация двигательной и другой афферентации через подкрепление и вознаграждение. Побудительные мотивы порождаются потребностями и эмоциями.

В рефлекторном уровне выделяют два вида научения: 1) сенсорное, в ходе которого формируются различение сигналов, восприятие, наблюдение, узнавание и опозна­ние; 2) моторное, осуществляющее выбор и объединение способов выполнения движений, освоение целесообразных двигательных программ, их генерализация, дифференцировка и систе­матизация. Синтез этих двух видов — сенсомоторное научение — формирование автоматизированных способов выполнения целесообразных действий под контролем восприятий и представлений.

Наряду с рефлекторными механизмами научения выступает более высокий уровень научения, который выражается в усвоении определенных понятий, действий и поступков. Особенно большое значение эти механизмы научения имеют в детском возрасте, когда накапливается основной фонд сенсорных дифференцировок, в том числе и вербальных (различение цветов, форм, звуков речи и т. д.), моторных операций (ходьба, произношение звуков, письмо и т. д.), сенсомоторных комбинаций (доставание и перемещение предметов, преодоление препятствий при ходьбе, чтение вслух). Эти виды научения сохраняются в течение всей жизни.


ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ (по Смирнову В.М.)

Существует несколько видов научения. Целесообразно все их объединить в четыре основные группы, преимущественно по критерию активности животного или человека в ходе научения:

а) пассивное (реактивное) научение;

б) оперантное научение (operatio - действие);

в) научение с помощью наблюдения;

г) инсайт;

д) экстраполяционное научение.

А. ПАССИВНОЕ (РЕАКТИВНОЕ) НАУЧЕНИЕ имеет место во всех случаях, когда организм пассивно (не прилагая целенаправленных усилий) реагирует на какие-то внешние факторы и когда в нервной системе формируются новые следы памяти. Пассивным научением являются следующие формы.

1. Привыкание - угасание ориентировочной реакции (рефлекса -«что такое?», по И.П.Павлову). Если раздражитель многократно повторяется и не имеет особого значения для организма, организм прекращает на него реагировать, развивается привыкание (габитуация). Ориентировочная реакция угасает. Например, появление звука в лаборатории, где находится подопытное животное (собака), первоначально вызывает у нее ориентировочную реакцию: поворот головы, ушей в сторону источника звука. После многократного повторения звука, не сопровождающегося другими воздействиями на животное, оно прекращает на него реагировать. У человека и животных новый раздражитель вызывает не только соматические, но и вегетативные реакции: изменение частоты сердечных сокращений, десинхронизацию ЭЭГ, изменение частоты и глубины дыхания. Если оказывается, что раздражитель не имеет значения для организма, то при последующем его повторении угасают и вегетативные, и соматические реакции. Так, человек, живущий на шумной городской улице, не обращает внимания на посторонний шум транспорта ночью и крепко спит.

Привыкание - это не только самая простая, но, вероятно, и самая распространенная форма научения у человека и животных. За счет него нам удается игнорировать раздражители, не несущие никакой новизны и не имеющие для нас значения, сосредоточивая внимание на более важных явлениях. Привыкание всегда специфично в отношении стимула: если человек не замечает уличного шума, он проснется либо от неожиданного звука на его фоне, либо от внезапно наступившей тишины.

Привыкание - это не утомление, а особый приспособительный нервный процесс. Его не следует путать и с адаптацией анализаторов, т.е. снижением их чув­ствительности при непрерывной стимуляции.

В основе безусловное торможение по типу гаснущего тормоза? Но здесь речь идет не о торможении условного рефлекса, а о торможении безусловной ориентировочно-исследовательской реакции (здесь и далее курсивом замечания преподавателя Марковой М.П.)

2. Сенсибилизация - усиление реакции организма на повторяющийся стимул, если он вызывает каждый раз неприятные ощущения. Например, повторные капли воды из крана, жужжание назойливой мухи или пронзительный писк комара, многократно повторяющийся, становятся непереносимыми, неприятными. В данном случае научение носит негативный характер и выражается в соответствующих поведенческих реакциях типа стимул - ответ (после нескольких повторений действия раздражителя).

3. Импринтинг - запечатление в памяти новорожденного окружающей действительности. Импринтинг - особая форма ассоциативного научения, основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающих ответных реакций в ранний период развития организма.

При наблюдениях за животными этологов (ученые, изучающие поведение животных) особенно интересует относительная роль в их поведении врожденного и приобретенного факторов. Работы австрийского этолога К.Лоренца помогли понять взаимодействие между этими двумя факторами в некоторых явлениях. В частности, К.Лоренц занимался изучением гусят, вылупившихся в инкубаторе. Первым движущимся объектом, с которым встречались гусята в момент вылупления, была не их биологическая мать, а сам К.Лоренц. Произошло удивительное явление: вместо того чтобы присоединиться к стаду гусей, эти гусята повсюду следовали за КЛоренцом и вели себя так, как если бы он был их матерью. Оказавшись в присутствии своей настоящей матери, они не обращали на нее никакого внимания и возвращались под защиту К.Лоренца. Проявление этой привязанности к человеку стало особенно необычным, когда, достигнув половой зрелости, эти гуси принялись искать брачных партнеров, сходных с человеком, не проявляя ни малейшего интереса к представителям собственного вида!

К.Лоренц назвал эту глубокую привязанность к первому движущемуся объекту, который увидели гусята после вылупления из яйца, импринтингом (запечатлением). Другие исследователи показали, что в условиях эксперимента импринтинг может быть вызван любым объектом: мячиком для пинг-понга, футбольным мячом, подушкой, картонной коробкой или животным, относящимся к иному виду, при условии, что этот объект движется. Механизм импринтинга важен для выживания. В природных условиях первый движущийся объект, попавший в поле зрения гусят, - это обычно их мать; естественно поэтому, что импринтинг у них направлен именно на нее и что она становится той моделью, которая дает им возможность адекватно проявлять формы поведения, присущие данному виду.

Такие явления, хотя они продемонстрированы главным образом у выводковых птиц, некоторых рыб и ряда млекопитающих, по-видимому, существуют также у птенцовых птиц. У обезьян, детеныши которых гораздо дольше зависят от родителей, импринтинг происходит намного позднее и выражен сильнее. У ребенка социальные связи устанавливаются очень рано и носят более глубокий характер. Если индивидуум первые годы жизни находится в изоляции, то это приводит к отклонениям в его поведении, иногда значительным!

Различают несколько разновидностей (форм) проявления импринтинга:

• запечатлевание образов и объектов: родителей, братьев, сестер, вида пищи и т. д.;

• усвоение поведенческих актов (дети повторяют действия родителей). Это так называемое имитационное поведение. Разновидностью этого импринтинга является половой импринтинг - половое поведение особей внутри своего вида. Но половое поведение животных может быть направлено и на особь другого вида, с которым воспитывался детеныш. Например, половое поведение кота будет направлено не на кошку, а на собаку, если кот с момента рождения «воспитывался» в семье собаки;

• реакция следования - «слепое» (автоматическое) следование новорожденного за родителями. Эта форма импринтинга наиболее демонстративна и хорошо изучена. Считают, что моторным эквивалентом реакции следования животных у ребенка является улыбка, постоянная смена мимики, появление комплекса оживления уже на 2-м мес. жизни.

Импринтинг имеет сходства с безусловным и условным рефлексами:

а) подобно безусловным рефлексам, эти реакции сохраняются, как правило, всю жизнь;

б) они являются врожденными, но для их проявления нужны определенные условия. Например, реакция следования является врожденной, но в процессе жизни она превращается в приобретенную (так, если изолировать детеныша от родителей сразу после рождения на определенный промежуток времени, то реакция следования не формируется, т.е. сама конкретная реакция по наследству не передается, имеется только готовность к ее выполнению у новорожденного).

Импринтинг отличается и от условных, и от безусловных рефлексов:

а) импринтинг проявляется в определенные критические периоды (чаще либо сразу после рождения, либо вскоре после рождения, причем в ограниченные сроки, иногда сроки могут быть отдалены);

б) запечатлевание происходит очень быстро, иногда с первого раза (например, реакция следования), поэтому реакцию следования иногда называют (с нашей точки зрения, неверно) условным рефлексом «с одного подкрепления». Условный рефлекс надо вырабатывать, а для безусловного рефлекса ни запечатлевания, ни выработки не требуется.

Наблюдение за развитием детей свидетельствует о том, что важную роль в нервно-психическом развитии ребенка имеет импринтинг, влияющий на будущее поведение, предопределяя его на долгие годы. По-видимому, в развитии детей имеются критические периоды, определяющие дальнейшее их развитие, но они, очевидно, сдвинуты на более поздние сроки, чем у животных. В частности, высказывают мнение, что возраст от 6 нед до 6 мес является критическим для оформления отношений ребенка с матерью.

У новорожденных детей первых месяцев жизни определяющим фактором в возникновении привязанности к матери является чувство комфорта и ощущение безопасности, существенное значение для которых имеют кормление матерью своего ребенка, гигиенический уход, интонация голоса и звуки речи, обязательные при общении с бодрствующим ребенком грудного возраста.

Таким образом, импринтинг - это особая - третья - форма реагирования (кроме условного и безусловного рефлексов) на окружающую среду.

4. Классические условные рефлексы по И.П.Павлову - положительные и отрицательные (см. соответствующий материал по условным рефлексам в курсе «Физиологии ВНД и сенсорных систем»).

Б. ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ - это научение, в ходе которого организм добивается полезного результата с помощью активного поведения. Имеется три основных подобных вида научения.

1. Инструментальный условный рефлекс - научение действию с помощью вознаграждения (подкрепления). Например, голубя помещали в клетку Скиннера, где находится светящийся пластмассовый кружок. В клетке голубь получает зернышко; если он повернет голову в сторону кружка, он вновь получает зернышко; если голубь случайно клюнет кружок, он снова получает зернышко и т.д. Вскоре голубь научается ударять клювом по кружку за вознаграждение.

Подобное научение может проводиться с целью избавления или избегания неприятного воздействия, например раздражения электрическим током, пропускае­мым через металлическую сетку пола. Так, животное (крыса) по световому сигналу нажимает на рычаг и выключает электрический ток, чтобы избежать раздражения. Крыса также научается реагировать на световой раздражитель - нажимает на рычаг, чтобы получить пищу, т.е. использует какой-то «инструмент» - отсюда и название этого вида научения.

Дети быстро учатся говорить, когда родители одобряют их при правильном произнесении отдельных звуков и слов. В случае неправильного произношения слова дети не получают подобного подкрепления и эти слова постепенно исчезают из употребления в результате неподкрепления (так можно отучить ребенка от бранных слов).

2. Метод проб и ошибок. Американский ученый Э.Торндайк (1890), видный бихевиорист (англ. behaviour - поведение), помещал голодных кошек в так называемые проблемные клетки, которые открывались в том случае, если кошка предпринимала какие-то определенные действия - тянула за веревку, приподнимала запорный крючок и т.д. Когда кошка выходила из клетки, она получала пищу. По мере повторения процедуры выхода из клетки, т.е. увеличения числа проб и ошибок, скорость выполнения задачи возрастала. Скиннер продолжил эти исследования.

3. Самораздражение структур мозга для получения удовольствия - положительных эмоций (см. соответствующий материал по эмоциям).

В. НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ НАБЛЮДЕНИЯ. Различают два вида подобного научения: простое подражание и викарное научение.

1. Простое подражание. Например, обезьяна в общении с исследователями научилась мыть банан перед едой, не понимая, зачем это делается.

2. Викарное научение. Осуществляется также посредством наблюдения, но при этом результат действия оценивается. Такое научение свойственно только человеку. Особенно часто используют научение путем наблюдения дети, причем в раннем онтогенезе оно является преимущественно подражательным. С возрастом викарное научение начинает все больше превалировать над подражательным научением.

Г. НАУЧЕНИЕ ПУТЕМ ИНСАЙТА (ОЗАРЕНИЯ) - внезапное нестандартное правильное решение задачи: иногда после отдельных проб и ошибок возникает идея результативного действия, которое может совершенствоваться в процессе достижения цели. Этот вид научения является следствием объединения опыта, накопленного в памяти, с той информацией, которой располагает индивидуум при решении проблемы. Так, находящаяся в клетке обезьяна в эксперименте с недосягаемым для нее бананом сначала пытается достать плод одной палкой в виде трубки, потом другой такой же. Но обе палки были слишком коротки. Тогда она прекратила свои попытки, стала разглядывать находящиеся возле нее предметы и вдруг быстро проделала логическую последовательность действий: схватила обе палки, вставила их одну в другую, просунула между прутьев клетки и достала банан.

Д. ЭКСТРАПОЛЯЦИОННЫЕ РЕФЛЕКСЫ [Крушинский Л.В., 1960] состоят в способности животных определять направление дальнейшего перемещения значимого для них раздражителя, например перемещение пищи, движущейся по прямой линии, после, исчезновения ее из поля зрения. Способность к экстраполяции хорошо развита у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов.

Следует подчеркнуть, что в конкретных ситуациях для достижения того или иного полезного приспособительного результата индивидуум чаще всего реализует не один, а несколько видов научения. Частное научение (обучение игре на музыкальном инструменте, обучение работе на компьютере и т.д.) по своей структуре всегда является комплексным.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.