Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие деловых качеств личности

Если ставить вопрос о том, в каком возрасте у ребенка про­исходят наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности, то ответ на него будет одним: в подростковом возрасте. Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности, стремление что-то делать своими руками, повы­шенная любознательность и первые мечты о будущей профес­сии. Соответствующие интересы зарождаются в школе, дома, во внешкольных делах; их источниками могут стать учителя, родители, сверстники, другие люди более старшего возраста. Но чаще всего первичные профессиональные интересы возни­кают в собственном учении и в труде, и это создает благоприят­ные возможности для развития нужных деловых качеств в тех видах деятельности, в которые подросток в основном включен-

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться, причем делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые. Это стимулирует подростков к выходу за пределы обычной школьной учебной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Потребность во всем, что для этого необходимо, подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены таким же, как и он, делом. Многие мальчики и девочки в подростковом возрасте сами стараются овладеть различными профессиональными умениями, причем профессионально ориентированное увлечение детей этого воз­раста может приобрести характер настоящей страсти, когда все остальное для ребенка отходит на второй план и любимому делу он отдает все свое свободное время. На основе таких интересов в подростковом возрасте зачастую формируются неформальные группы товарищей и друзей.

Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуаль­ного развития и по кругозору, по объему и прочности знаний, по уровню личностного развития. Этими различиями определя­ется их дифференцированное отношение к учебе. Указанное обстоятельство определяет избирательный характер отношения к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается.

Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя. Успеваемость многих детей в средних классах школы временно падает из-за того, что за пределами школы у них появляются сильные, конкурирую­щие с учением интересы.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной рабо­той, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, ко­торые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересо­ваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т.е. начинается процесс профессио­нального самоопределения. Однако эта положительная возра­стная тенденция характерна далеко не для всех подростков. Многие из них и в более позднем возрасте не задумываются всерьез над своей будущей профессией.

В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаи­моотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т.п. Подобные личностные качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток и которые могут быть организованы на груп­повой основе: учение, труд, игра. В учении данные качества лич­ности формируются и развиваются тогда, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него. Это происходит, например, в тех случаях, когда учитель поручает группе детей самостоятельно най­ти, прочесть и сообщить на уроке те или иные сведения. Особен­но ценным представляется приобретаемый в подростничестве опыт самостоятельной работы в библиотеке, а также выполнение учеб­ных поручений по подготовке и проведению занятий в классе, в том числе материалов, наглядных пособий и т.п.

Еще большие возможности для ускоренного развития дело­вых качеств детей-подростков открывает трудовая деятельность, когда дети участвуют в ней на равных правах со взрослыми людь­ми. Это могут быть школьные дела, участие в работе детских кооперативов, малых школьных предприятий и т.п. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоя­тельности, чтобы взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предпри­имчивости, практической сметки.

Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по-прежне­му несет в себе богатые возможности для личностного развития детей. Однако здесь речь уже идет не об играх-развлечениях, а о деловых играх, построенных по образцу тех, на которых учат­ся искусству управления взрослые люди. Такие игры необходи­мо включать в учебно-воспитательный процесс в школе наряду с обычными занятиями школьными предметами, причем с воспитательной точки зрения подростковый возраст представляет­ся для этого наиболее благоприятным периодом жизни.

ДОСТИЖЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития до­стигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, вы­сшего уровня своего развития в детстве достигает непосредствен­ная, механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершен­ствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, раз­нообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действен­ном, наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процес­сы приобретают произвольность и речевую опосредствованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшей­ся внутренней речи. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной (интеллек­туальной) деятельности, причем с использованием множества при­емов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для буду­щей профессиональной деятельности.

Подростничество имеет множество характерных именно для данного возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонст­рируют при решении разных задач, связанных со школьными пред­метами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки актив­но к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении про­блем, особенно таких, которые касаются будущей профессии, эти­ки поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне вы­глядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педаго­гическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: как, относясь к подростку по-серьезному, т.е. по-взрос-лому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который Постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.

Известно, что с возрастом интерес подростков к себе быстро меняется. Для детей, обучающихся в IV—V классах школы, ха­рактерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников. Шестиклассники на­чинают проявлять определенный интерес к своей внешности, к детям противоположного пола и взаимоотношениям с ними. У семиклассников возникают общие увлечения делового харак­тера, появляется особый интерес к развитию своих способно­стей в различных видах практической деятельности и к своей будущей профессии. Восьмиклассники высоко ценят самостоя­тельность, индивидуальность, качества личности, которые про­являются в отношениях дружбы н товарищества. Опираясь на эти виды друг за другом появляющихся интересов подростков, можно активно развивать у них нужные волевые, деловые и другие полезные качества.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Вместе с ним возникает отчет­ливо выраженная потребность правильно оценивать и использовать имеющиеся возможности, формировать и развивать способности, доводя их до уровня, на котором они находится у взрослых людей.

В этом возрасте дети становятся особенно чуткими к мне­нию сверстников и взрослых, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера, связанные, в част­ности, с интимными человеческими взаимоотношениями.

Отрочество — как иногда называют подростковый возраст — это время становления подлинной индивидуальности, самостоя­тельности в учении и в труде. По сравнению с детьми более младшего возраста подростки обнаруживают веру в способность определять и контролировать собственное поведение, свои мыс­ли и чувства. Подростковый возраст — это время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формирова­нию целостного, непротиворечивого образа «Я».

В период между 12 и 14 годами при описании себя и других людей подростки в отличие от детей более раннего возраста начинают использовать менее категоричные суждения, вклю­чая в самоописание слова «иногда», «почти», «мне кажется» и другие, что свидетельствует о переходе на позиции оценочного релятивизма, о понимании неоднозначности, непостоянства и многообразия личностных проявлений человека.

В средних классах школы вместо одного учителя появляется несколько новых педагогов, у которых обычно весьма различны стиль поведения и манера общения, а также приемы ведения занятий. Разные учителя предъявляют различные требования к подросткам, что заставляет их индивидуально приспосабливаться к каждому новому учителю. В подростковом возрасте появляет­ся дифференцированное отношение к разным учителям: одних лю­бят, других нет, к третьим относятся безразлично. Формируют­ся и новые критерии оценок личности и деятельности взрослых людей. Это, с одной стороны, создает возможность для более точной и правильной оценки людей путем их сравнения друг с другом, а с другой стороны, порождает определенные трудно­сти, обусловленные неумением подростков правильно воспри­нять взрослого, дать ему верную оценку.

Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но спра­ведливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют инте­ресно и понятно объяснять материал, ставят справедливые оцен­ки, не делят класс на любимчиков и нелюбимых. Особенно вы­соко ценится подростком эрудиция учителя, а также его умение правильно строить взаимоотношения с учащимися.

В возрасте от десяти до пятнадцати лет в мотивах деятельно­сти подростка, в его идеалах и интересах происходят существен­ные изменения. Их можно представить и описать следующим образом1. В начальный период этого возраста (10—11 лет) многие подростки (примерно около трети) дают себе самим в основном отрицательные личностные характеристики. Такое отношение к себе сохраняется и в дальнейшем, в возрасте от 12 до 13 лет. Однако здесь оно сопровождается уже некоторыми положитель­ными изменениями в самовосприятии, в частности ростом са­моуважения и более высокой оценкой себя как личности.

По мере взросления первоначально глобальные отрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими поведение в отдельных социаль­ных ситуациях, а затем и частные поступки.

В развитии рефлексии, т.е. способности осознания подро­стками собственных достоинств и недостатков, наблюдается тен­денция как бы противоположного характера. В начальный пе­риод подростничества детьми осознаются в основном только их отдельные поступки в определенных жизненных ситуациях, за­тем — черты характера и, наконец, глобальные личностные осо­бенности.

Установлено, что с возрастом меняется и восприятие подро­стками окружающих людей. Эталоны межличностного восприятия, которыми они пользуются, оценивая окружающих людей становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнени­ями отдельных взрослых, как это было в младшем школьном возрасте, а с идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференциро­ванными, индивидуально различными.

В качестве иллюстрации этой мысли А.А.Бодалев приводит следующее наблюдение. Если учащимся седьмого класса пред­ложить, например, описать человека, которого они не знают, но отдельные черты которого им называются заранее (напри­мер, злой, добрый и т.п.), то среди ответов, которые получают­ся в этом опыте, можно выделить четыре разные группы. Под­ростки из первой группы называют только внешние признаки представленного им человека. Учащиеся из второй группы упо­минают как внешние, так и некоторые внутренние черты. В третьей группе дополнительно к тому, что было сообщено о человеке, называются его дела и поступки. В четвертой группе, кроме всего сказанного, упоминаются еще мысли и чувства оце­ниваемого человека. На основе этого опыта АА.Бодалев при­шел к выводу, подтверждающему существование значительной личностной дифференциации в подростковом возрасте этало­нов межличностного восприятия и оценивания людей.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Ситуация личностного развития в подростковом возрасте

1.Общая характеристика социально-психологической ситуации личностно­го развития подростка.

2.Тяга подростков к взрослости.

3.Трудности становления настоящей взрослости в подростковом возрасте (расхождение между «быть» и «казаться»).

4.Возникновение новой внутренней позиции у подростков.

5.Развитие подражания, изменение его роли и форм.

6.Особенности становления самосознания в подростковом возрасте,

Тема 2. Формирование волевых качеств

1.Сензитивность подросткового возраста к развитию волевых качеств лич­ности.

2.Источники и объекты для подражания подростков в волевом поведении.

3.Пути и средства формирования воли у мальчиков-подростков.

4.Особенности выработки волевых качеств личности у девочек-подростков.

Тема 3. Развитие деловых качеств личности

1.Условия и источники развития деловых качеств личности у подростка.

2.Развитие деловых качеств в учебной деятельности.

3.Формирование инициативы, деловитости и предприимчивости в труде.

4.Организация учебно-дидактических деловых игр среди подростков.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...