Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень контрольных вопросов к экзамену.

1. Организационное поведение как отрасль знаний. Объект и предмет организационного поведения. Цель и основные задачи курса.

2. Понятие организации. Организация как процесс и как явление. Общие черты организации. Типы организаций.

3. Поведение и его источники. Факты, уровни и типы поведения.

4. Понятие «организационное поведение». Источники и факторы определяющие организационное поведение, и их характеристика.

5. Личность в организации. Психологическая структура личности.

6. Основные сферы и потенциал личности.

7. Темперамент и его типология. Характеристика проявления различных типов темперамента в поведении человека.

8. Характер. Структура его черт.

9. Социальные и биографические характеристики личности в организации.

10. Группа в организации. Классификация групп.

11. Социальная структура организации.

12. Групповые эффекты в организации.

13. Социально-психологические закономерности организационного поведения.

14. Роли и ролевое поведение в организации.

15. Стили руководства и управление в организации.

16. Лидерство и авторитет в организации.

17. Требования организационного поведения к менеджеру.

18. Содержательные теории мотивации.

19. Процессуальные теории мотивации.

20. Цели и система стимулирования в организации.

21. Конструирование организации и формирование команды.

22. Социально-психологическое развитие организации.

23. Управление нововведениями в организации.

24. Конфликты в организации: сущность, классификация, стадии развития.

25. Стратегии поведения и пути разрешения конфликтов в организации.

26. Стресс и его влияние на организационное поведение.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абсентеизм — самовольные невыходы на работу.

Адаптация — взаимное приспособление работника и организа­ции, основывающееся на постепенной врабатываемости со­трудника в новых профессиональных, социальных, психоло­гических и организационно-экономических условиях труда.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их соб­ственная динамика как источник преобразования или поддер­жания ими жизненно значимых связей со средой.

Активность личности — стремление личности выйти за собствен­ные пределы, проявить творчество и инициативу, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний.

Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудша­ется взаимодействие с людьми, появляются однотипные зат­руднения и конфликты.

Архетипы (по К. Юнгу) — это психические «структуры», формы без собственного содержания, организующие психическую материю.

Аттракция (букв, привлечение) — вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный ком­понент привлекательности.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), одно из направлений психологии 20 века, главным образом, американ­ской, считающее предметом психологии не сознание, психику, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реак­ций) организма на воздействия (стимулы) внешней среды.

Влияние — такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека.

Внешняя среда — окружение, совокупность условий, в которых протекает деятельность организации.

Внушение — механизм психологического воздействия, основан­ный на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека с помощью прежде всего вербальных, словесных средств, име­ющих усиленный экспрессивный момент.

Деятельность — специфически человеческая, регулируемая со­знанием активность, порождаемая потребностями и направ­ленная на познание и преобразование внешнего мира и са­мого человека.

Диагностика персонала — выявление, распознавание, оценка и учет психологически и профессионально значимой для управ­ления персоналом информации об индивидуальных и группо­вых особенностях работников.

Дискуссия — процесс продвижения и разрешения проблем путем сопоставления, столкновения, ассимиляции, взаимообогаще­ния предметных позиций участников (мнений участников по сути решаемой проблемы).

Доверие к лидеру — признание его достоинств, заслуг и полно­мочий, признание необходимости, правильности и результа­тивности его действий.

Должностной рост — замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой.

Жизненный план личности — система взаимосвязанных и обоб­щенных целей, которые ставит перед собой личность, интег­рация и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентации.

Задача — предписанная работа или часть работы, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее огово­ренные сроки.

Заражение — механизм психологического воздействия, который представляет собой передачу определённого эмоционально-психологического настроя от одного человека к другому, ос­нован на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом).

Заработная плата — денежное вознаграждение, периодически вып­лачиваемое организацией сотруднику за выполнение возло­женных на него обязанностей.

Индивид — конкретный человек, его телесная и психическая орга­низация, делающая его представителем человеческого рода.

Индивидуальность — своеобразное сочетание особенностей, от­личающих личность одного человека от другого.

Инстинкт — сложные безусловные рефлексы, совокупность врожден­ных компонентов поведения и психики животных и человека.

Интроверсия — характеристика личности, определяемая созер­цательным подходом к жизни и отстраненностью от людей, фиксацией на явлениях внутреннего мира.

Карьера — всестороннее творческое и профессиональное разви­тие работника в процессе деятельности и его должностной рост (продвижение), базирующееся на потенциальных воз­можностях, непрерывном образовании, мотивационных про­цессах.

Коллектив — общность людей, социальная орга­низация, для которой характерна совместная социально зна­чимая деятельность.

Коллективизм — сознательная солидарность личности с традици­ями и требованиями группы.

Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Коммуникационный процесс — обмен информацией между людь­ми, целью которого является обеспечение понимания пере­даваемой и получаемой информации.

Конформизм — осознанное или неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

Лидер — член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значи­мых для группы ситуациях.

Лидерство — способность человека оказывать влияние как на от­дельную личность, так и на группу, направляя усилия на дос­тижение целей организации.

Личность — человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения, деятельности и социального взаи­модействия.

Локус контроля (в соответствии с концепцией Дж. Роттера) — качество личности, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятель­ности, успехи и неудачи либо внешним силам, либо внутренним.

Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены общей деятельностью и находятся в не­посредственном личном общении, способствующем возникновению эмоциональных отношений, выработке групповых норм и развитию групповых интересов.

Меланхолик — человек со слабым типом нервной системы, высо­котревожный интроверт.

Мотив — предмет, материальный или идеаль­ный, побуждающий и определяющий выбор деятельности, ради которого она и осуществляется; осознаваемая или неосоз­нанная причина, лежащая в основе выбора действий и по­ступков, поведения личности.

Мотивация — совокупность мотивов, внутреннее побуждение к де­ятельности, исходящее от желаний, интересов, позиции ра­ботника, вызывающее активность личности и определяющее ее направленность.

Мотивировка — рациональное объяснение человеком причин сво­их поступков, действий посредством указания на приемле­мые для него и его группы обстоятельства и причины, побу­дившие к выбору данного действия.

Мотивация труда — стремление работника удовлетворить потреб­ности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.

Направленность личности — проявление личностных, деловых, жизненных устремлений и побуждений человека. Направлен­ность также понимают как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, состоящий в достройке, совершенствовании или переделке врожденных элементов поведения, в их приспособле­нии к конкретным условиям жизни.

Неформальная организация — общность людей, обусловленная личным выбором и межличностными внедолжностными кон­тактами.

Нонконформизм — независимость, самостоятельность норм, цен­ностей и суждений, неподверженность давлению группы.

Объект изучения организационного поведения — организация и ее работники.

Организационное поведение (как область знания) — междис­циплинарная отрасль знания, изучающая закономерности вза­имодействия и активности работников, рабочих групп, персо­нала, организации в целом, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социальными, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими, экономическими) особенностями работни­ков и организации.

Организационное поведение (как процесс) — активность людей в составе групп, деятельность которых сознательно коорди­нируется для достижения общих целей и осуществляется на основе определенных правил и процедур.

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели и осуществляет­ся на основе определенных правил и процедур.

Первичная группа (в организации) — не разложимое далее на составные части небольшое по численности структурное подразделение официальной организации, например: бри­гада, отдел, лаборатория, кафедра. К первичным группам также относят узкий круг коллег по работе, компанию дру­зей, семью.

Персонал — личный состав организации, работающий по найму, некоторое количество человек одного трудового коллектива, имеющих определенные различия между собой (должност­ные, профессиональные, личностные) и организованных по общему замыслу руководства для решения задач организа­ции (фирмы, предприятия).

Поведение — присущая человеку, группе, организации активность (как внешняя — деятельностная, так и внутренняя — психичес­кая), проявляющаяся во взаимодействии со средой, другими людьми и организациями.

Поведение неявное — чувства, мысли, переживания индивида, недоступные непосредственному наблюдению.

Поведение ролевое — поведение, соответствующее социальным ожиданиям и требованиям, предъявляемым к индивиду опре­деленной ролью.

Поведение явное — поведение, доступное непосредственному на­блюдению.

Подражание — воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить.

Познавательные процессы, или когнитивные — система психических функций, обеспечивающих отражение, познание человеком явлений окружающего и внут­реннего мира.

Потребность — состояние нужды человека в предметах, объектах, условиях, без которых жизнедеятельность невозможна либо ощущается таковой. Потребности — источник активности че­ловека, его поведения.

Предмет организационного поведения — активность работни­ков и организации в целом, обусловленная их индивидуальны­ми и групповыми (психологическими, социальными, социаль­но-психологическими, экономическими, профессиональными, управленческими) особенностями.

Профессионально важные качества — индивидуальные каче­ства человека, влияющие на эффективность освоения дея­тельности.

Психологический климат — преобладающий психический настрой, совокупность отношений членов группы к условиям и характе­ру совместной деятельности, к коллегам, членам коллектива, к руководителю коллектива.

Психологическое тестирование — метод психологической ди­агностики, использующий стандартизированные вопросы и за­дачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Психология труда — область психологии, изучающая закономер­ности формирования и проявления психической деятельнос­ти человека, его индивидуальности в процессе труда, про­фессиональной деятельности.

Работник —лицо, работающее в организации по трудовому дого­вору (контракту) и подчиняющееся внутреннему трудовому рас­порядку.

Рабочая группа — двое или более людей, работающих совместно и согласованно для достижения целей по выполнению произ­водственного задания, оказанию услуг.

Рабочая команда — небольшая сплоченная группа стремящихся к достижению общей цели постоянно взаимодействующих и координирующих свои усилия работников.

Развитие персонала — совокупность мероприятий, направлен­ных на повышение квалификации и совершенствование пси­хологических характеристик работников.

Референтные группы —группы, нормы и правила которых служат для личности образцом, это значимый для человека круг общения.

Ротация — назначение работника («по горизонтали») на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительны­ми мотивациями морального и материального порядка.

Роль — социальная функция личности, стереотип, способ поведе­ния людей в зависимости от их статуса или позиции в систе­ме межличностных отношений, обществе.

Ролевое поведение — поведение человека в соответствии с за­дачами роли и ожиданиями окружающих людей.

Руководитель — должностное лицо, на которое официально воз­ложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Сангвиник — человек с сильным, уравновешенным, подвижным типом нервной системы, малотревожный экстраверт.

Социальная группа — общность людей, выделяемая из целостной социальной системы на основе определенного признака.

Социальные и биографические характеристики личности — воз­раст, пол, семейное положение, образование, стаж работы в организации, социально-экономический статус.

Способности — свойство личности, определяющее ее пригодность и готовность к усвоению и осуществлению определенных ви­дов деятельности, успешному решению учебных, производ­ственных и творческих задач.

Стиль лидерства — типичная для лидера система приемов воз­действия на ведомых, других членов группы.

Стиль руководства (управления) — совокупность наиболее ха­рактерных и устойчивых методов решения типовых задач и выработки управленческих решений с учетом особенностей взаимодействия должностных лиц, подчиненных данному ру­ководителю.

Стимул — это побуждение к действию, связанное с вне­шним воздействием.

Стимулирование труда — внешнее (прежде всего) побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение челове­ка в сфере труда, материальная оболочка мотивации персо­нала.

Субъект деятельности — человек, владеющий способами и сред­ствами действий, представленными в совокупном человечес­ком опыте, культуре.

Темперамент — сочетание индивидуальных психофизиологических характеристик нервной системы человека, определяющих ди­намическую сторону поведения. Темперамент — это совокупность свойств, определяющих динамические особенности про­текания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение и прекращение.

Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений: умения говорить и умения слушать.

Убеждение — механизм психологического воздействия и комму­никации, при котором обращаются к логике, разуму человека, его мышлению.

Условная группа — это произвольное объединение (группировка) людей по какому-либо общему признаку, например, по уров­ню образования, полу, возрасту, квалификации, стажу рабо­ты, семейному положению.

Флегматик — человек с сильным, уравновешенным и инертным типом нервной системы, малотревожный интроверт.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых черт, психи­ческих особенностей человека, обусловливающих типичные для данного человека способы поведения в определенных жиз­ненных условиях и обстоятельствах и определяющих отноше­ние личности к окружающей действительности.

Холерик — человек с сильным, неуравновешенным, возбуждаемым типом нервной системы, высокотревожный экстраверт.

Черты личности — это обобщенные ее характеристики, пред­ставляющие собой ряд взаимосвязанных психологических при­знаков.

Цель курса «Организационное поведение»— формирование пси­хологической основы эффективной деятельности менеджеров, персонала и в целом организации.

Школа человеческих отношений — научное направление в ме­неджменте, возникшее в 30-годы 20 века и предлагавшее в процессе управления сосредоточить основное внимание на работнике, а не на его задании, а каждую организацию рас­сматривать как социальную систему.

Экстраверсия — характеристика личности, определяемая вовле­ченностью и интересом к миру людей и вещей — внешнему по отношению к «Я», ориентация человека «вовне».

Эффект авансирования — приписывание человеку заранее пред­полагаемых, но несуществующих положительных качеств.

Эффект ореола — влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности.

Эффект синергии — прибавочная интеллектуальная энергия, ко­торая возникает при объединении людей в целостную группу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...