Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний




1. Синтез мочевины в печени. Суточная экскреция мочевины и аммиака с мочой.

2. Нарушения процессов синтеза и выведения мочевины, как основная

причина развития гипераммониемии разных типов, уремии, азотемии и азотурии.

 

Ориентировочная основа деятельности студентов для проведения лабораторной работы

Работа 1. Определение мочевины в биологических жидкостях.

Принцип метода: Мочевина под действием уреазы разлагается на углекислый газ и аммиак, последний в реакции с салиацилатом натрия и гипохлоритом натрия в присутствии нитропруссида натрия образует окрашенный продукт, интенсивность окраски которого пропорциональна концентрации мочевины в пробе.

Порядок выполнения работы:

Рабочий реагент 1 разлить в пробирки и довести до температуры анализа (37Со). После добавления рабочего реагента 3 пробы тотчас перемешать и выдержать в течение 5 мин при температуре 37Со. Измерить оптическую плотность опытной (А) и калибровочной (Ак) проб против контрольной пробы. Зеленая окраска стабильна в течение 2 час.

 

 

Реагенты Опытная проба Калибровочнаяпроба
1. Рабочий реагент №1 0,25 мл 0,25 мл
2. Исследуемый материал: - кровь (сыворотка) - моча (разведение 1:100)   0,01 мл 0,01 мл   - -
3. Калибратор (раствор мочевины 5,0 ммоль/л)   - 0,01 мл
Пробирку встряхнуть, перемешать, выдержать 5 мин при 37о С
4. Рабочий реагент №2 1 мл 1 мл
5. Рабочий реагент №3 1 мл 1 мл
Пробирку встряхнуть, перемешать, выдержать 5 мин при 37о С
Определить оптическую плотность опытной (Аоп) и калибровочной пробы (Ак) против Н2О на ФЭК при красном светофильтре (длина волны 610-640 нм)
       

Расчет:

Концентрацию мочевины в крови (моль/л) определяют по формуле: Х= (Аоп: Ак) × 5,0

Норма: 2,5 – 8 ммоль/л

Концентрацию мочевины в моче (моль/сут) определяют по формуле: Х= (Аоп: Ак) × 5,0 × 100 × 1,5 л

где 100 – коэффициент разбавления мочи; 1,5 л – среднесуточное количество мочи

Норма экскреции с мочой: 333 – 583 ммоль/сут (25 – 30 г/сут)

 

Клинико-диагностическое значение: заполнить таблицу: «Характер изменения концентрации мочевины в крови/моче при развитии патологических состояний»

 

Патологические состояния Направленность изменения содержания мочевины в крови Направленность изменения содержания мочевины в моче
  Гипераммониемия    
  Уремия    
  Азотемия(азотурия)    

Учебно-материальное обеспечение

Материальное обеспечение:

1. Кровь, моча (имитация)

2. Химическая посуда, реактивы

3. ФЭК

Литература:

а) обязательная

1. Биологическая химия: Учебник/Е.С, Северин, Т.Л. Алейникова и др.- М.: ООО

«Медицинское информационное агентство», 2008. - 368 с.

2. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. - М.: «ГЭОТАР-МЕД», 2003 – 784 с.

3. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина, А.Я. Николаева, 3 изд. - М.: «ГЭОТАР», 2005 – 441 с.

4. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2008 – 384 с.

5. Биохимия с упражнениями и задачами: Учебник/Под ред. Е.С.Северина.- М.: «ГЭОТАР», 2011 – 624 с.

6. Николаев А.Я. Биологическая химия. – М.:«Медицинское информационное агентство». – 2004. -566 с.

7. Щербак И.Г. Биологическая химия: Учебник. – СПб.: «Издательство СПбГМУ», 2005. – 480 с.

 

б) дополнительная

1. Хасина М.А. Словарь-справочник по клинической биохимии – Владивосток: «Медицина ДВ», 2008.

2. Интернет-ресурсы (http://www.biblioclub.ru/. http://www.studmedlib.ru/ и др.).

 

 

Практическое занятие № 4 (28)

Тема: « Обмен отдельных аминокислот. Контроль знаний по модулю»

Мотивация: полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции, необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности, в том числе, для изучения гепатологии (активность трансаминаз для диагностики заболеваний печени), нервных болезней (роль NH3 в регуляции процессов возбуждения и торможения в клетках ЦНС, роль и значение биогенных аминов как медиаторов ЦНС), фармакологии (использование витамина В6, фолиевой кислоты, биогенных аминов, гормонов в качестве лекарственных препаратов), патофизиологии (роль биогенных аминов в развитии воспалительной и аллергической реакций), педиатрии (наследственные нарушения обмена аминокислот).

Общая цель: научиться применять знания о процессах поступления, синтеза и катаболизма аминокислот (АК) для анализа патологических состояний, связанных с нарушением белкового питания или обмена АК в организме; закрепитьпредставления о путях обмена аминокислот.Полученные по данной теме знания формируют общекультурные и профессиональные компетенции (ПК- 3, ПК-15), необходимые в последующем для изучения вопросов профессиональной направленности.

Конкретные цели и задачи.

- знать основы полноценного питания, обеспечивающие поддержание азотистого баланса; классификацию аминокислот по возможности синтеза в организме; экзогенный и эндогенный пулы аминокислот; скорость обновления индивидуальных белков организма;

протеолиз и общую характеристику протеолитических ферментов; процесс трансаминирования и способы дезаминирования аминокислот, биологическое значение этих процессов; физиологические функции биогенных аминов, их образование и инактивацию. Знать источники аммиака и реакции его обезвреживания в организме; реакции процесса биосинтеза мочевины (орнитиновый цикл); причины и последствия нарушения синтеза и выведения мочевины; образования и пути использования безазотистых остатков аминокислот (глюконеогенез, кетогенез). Знатьроль серина и глицина в образовании производных фолата для синтеза пуриновых и пиримидиновых нуклеотидов и регенерации метионина; значение метионина (МЕТ) как донора СН3-группы в реакциях трансметилирования; особенности обмена фенилаланина (ФЕН), тирозина (ТИР).

- уметь использовать знания о составе белков для понимания основ рационального питания; использовать данные определения активности аминотрансфераз сыворотки крови для диагностики заболеваний сердца и печени; объяснять значение биогенных аминов для функционирования организма. Уметь объяснять причины токсичности аммиака и механизмы его обезвреживания; использовать эти знания для понимания и объяснения причин развития гипераммогиемии и ее последствий; интерпретировать результаты определения концентрации мочевины в крови/моче для диагностики заболеваний; объяснять значение аминокислот в процессе глюконеогенеза в условиях голодания. Уметь использовать знания об обмене некоторых аминокислот (CЕР, ГЛИ, МЕТ, ФЕН, ТИР) для понимания специфических функций в организме человека; Объяснять причины возникновения наследственных заболеваний, связанных с нарушением обмена отдельных аминокислот (фенилкетонурия, алкаптонурия и др.); интерпретировать результаты определения креатинина в моче для оценки функционального состояния почек и мышц; объяснять молекулярные основы лечения заболеваний, сопровождающихся нарушением обмена катехоламинов (болезнь Паркинсона).

- владеть методом анализа получаемой по дисциплине информации с позиции междисциплинарных связей и будущих задач профессиональной деятельности. Владеть медико-функциональным понятийным аппаратом (терминами): азотистый баланс, заменимые и незаменимые аминокислоты, протеосомы, катепсины, аминотрансферазы (АЛТ, АСТ), коэффициент де Ритиса, биогенные амины (гистамин, серотонин, катехоламины), азотемия, азотурия, аргининсукцинатурия, гипераммониемия, цитрулинурия, уремия,алкаптонурия, альбинизм, аминоацидурия, гипераминоацидемия, гистидинемия, гистидинурия, гомоцистиинурия, оксипролинурия, охроноз, тирозинемия, тирози­ну­рия, цистинурия, фенилкетонурия.

Этапы проведения занятия:

1. Вводная часть

2. Основная часть занятия: коллоквиум

3. Заключительная часть занятия

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...