Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые режимы допуска инвестиций и статуса иностранных инвесторов




 

Правовой режим - это совокупность правил, регулирующих какую-либо сферу деятельности.

В практике правового регулирования иностранных инвестиций выделяют 2 основных типа правовых режимов: абсолютные и относительные

Сущность абсолютных режимов заключается в том, что иностранным капиталовложениям предоставляется полная правовая защита и гарантируется отсутствие дискриминирующих условий с учетом принципов международного права. Абсолютный режим представляет собой минимальный международный стандарт, действующий в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, который включает в себя обязанность государства защищать иностранную собственность и не принимать дискриминационных мер в отношении зарубежных капиталовложений. Однако любой абсолютный режим является абстрактным по содержанию, что не позволяет обеспечить интересы иностранных инвесторов.

Относительные режимы предусматривают предоставление иностранными инвесторам гарантий того, что условия их деятельности не будут отличаться от условий деятельности других групп инвесторов. В целом выделится 4 типа относительных правовых режимов в зависимости от способа определения правового статуса иностранного инвестора:

- режим наибольшего благоприятствования. Устанавливается путем заключения международных соглашений. Состоит в том, что каждое из государств предоставляет инвесторам другого государства режим не менее благоприятный, чем режим предоставляемый инвесторам из любого третьего государства. Выделяют несколько разновидностей данного режима:

* частичное наибольшее благоприятствование: этот режим основывается на принципе недискриминационного отношения к иностранным инвесторам

* полное наибольшее благоприятствование. Он предусматривает распространение на иностранных инвесторов различных льгот, которые предоставляются или будут предоставлены инвесторам в будущем.

* возмездное наибольшее благоприятствование. В данном случае речь идет об относительной взаимности, которая означает, что все льготы для иностранных инвесторов, действующие на территории одного государства будут распространяться на иностранных инвесторов, действующих на территории другого государства.

Наилучшего эффекта становления данного режима достигают, когда создают систему соответстсвющих двусторонних договоров, либо заключается многостороннее соглашение, создающее определенный регион, в котором действую единые правила деятельности иностранных инвесторов.

- национальный режим. Данный режим может устанавливаться как международными договорами так и внутренним законодательством государства. Деятельность иностранных инвесторов осуществляется на тех же условиях, что и инвестиционная деятельность национальных лиц.

- режим допуска – это совокупность правил, регулирующих порядок допуска иностранного инвестора на национальный рынок. Он может основываться на национальных принципах, но как правило предусматривает, специальные правила входа на рынок. Как правило, иностранные лица должны соблюсти разрешительный порядок вхождения на национальный рынок.

- режим деятельности. Это совокупность правил, которые регулируют порядок осуществления инвестиционной деятельности и защиты интересов инвесторов после получения доступа на местный рынок. Зачастую для инвесторов иностранного происхождения устанавливаются дополнительные льготы по сравнению с национальными лицами.

РФ использует все типы режимов, но основным является национальный режим. Одновременно наша страна сохраняет за собой право применять и вводить изъятие из национального режима в отношении иностранных инвесторов. Такие изъятия могут носить ограничивающий или стимулирующих характер.

Ограничивающие применяются в сфере банковской и страховой деятельности, стимулирующие в сфере таможенного и налогового права.

 

Гарантия прав инвесторов.

 

Защита прав ИИ на территории РФ приводится различными способами. Одной из важнейших гарантий является распространение на тот или иной проект с иностранными инвестициями так называемой «дедушкиной» оговорки, согласно которой инвестору предоставляется гарантия от неблагоприятного изменения законодательства, действовашего ранее. «Дедушкина» оговрка на территории РФ применяется на основе закона об иностранных инвестициях. При этом в законе установлены определенные положения, ограничивающие действие этой оговорки:

- не распространяется на изменения, которые вносятся в законодательство в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение оборы и безопасности государства

- применяется в отношении иностранных инвесторов только осуществляющих приоритетные инвестиционные проекты в отношении товаров, ввозимых для реализации, то есть в отношении проектов на особо крупные суммы.

Причем такой проект должен быть включен в перечень, утверждаемый правительством.

- распространяется на организации с иностранными инвестициями в случае, если доля иностранного инвестора составляет более 25 %.

- действие для ИИ гарантируется в течении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет.

В законодательстве других государств применение «дедушкиной» оговорки предусмотрено в более широком объеме. Конвенция СНГ о защите прав инвесторов также предусматривает применение оговорки в том случае, если экономический суд СНГ вынесет решение, подтверждающее факт ухудшение условий и режима инвестиционной деятельности (ИД). В этом случае соответствующие законодательные нормы приостанавливаются с момента их принятия и возобновляют свое действие по истечении пяти лет с даты вынесения решения.

Другие гарантии защиты прав инвесторов установлены международными соглашениями РФ. Особого внимания заслуживают Сеульская и вашингтонская конвенция.

Сеульская конвенция об учреждении многостороннего агенства по гарантиям инвестиций одобрена советом управляющих международного банка реконструкции и развития 11.10.1985 года на ежегодной сессии в Сеуле. Россия ратифицировала конвенцию 22.12.1992 года. Конвенция заключена с целью урегулирования вопросов, связанных с некоммерческими рисками при осуществлении иностранных инвестиций. С целью страхования таких инвестиций учреждено многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА). МИГА представляет собой многостороннее агентство по предотвращению и минимизации рисков, способствующее увеличению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования инвестиций от политических и некоммерческих рисков, а также путем посредничества в спорах между инвесторами и государствами, информационного содействия в сфере инветстиций.

В соответствии с конвенцией, главная задача агентства состоит в стимулировании потока инвестиций таким образом, агентство дополняет деятельность международных финансовых учреждений. Основной вид деятельности агентства – это предоставление гарантий в том числе совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций. Гарантируемые агентством капиталовложения должны отвечать следующим требованиям:

- быть экономически обоснованными и вносить весомый вклад в развитие принимающие стороны

- соответствовать законами и правилам принимающей страны

- соответствовать провозглашенным целям и приоритетам принимающей страны.

 

При предоставлении гарантий также оценивается существование условий для капиталовложений в принимающей стране, включая наличие справедливого и равного подхода к капиталовложению и правовой защиты для него.

Капиталовложения гарантируются агентством только в том случае, если они будут производиться на территории развивающихся стран.

Агентство осуществляет страхование капиталовложений от следующих некоммерческих рисков:

- перевод валюты

- экспроприация и аналогичные меры

- нарушение договора

- война и гражданские беспорядки.

Перевод валюты – это любое введение по инициативе принимающего правительства ограничений на перевод за пределами принимающий страны ее валюты в свободно используемую валюту. При страховании отданного вида рисков возмещаются потери, возникающие в результате введения ограничений на обмен национальной валюты, а также потери, возникшие в результте длитлеьнойзадержки в приобретении иностранной валюты.

 

Экспроприация или аналогичные мер – любое законодательное действие или администравтивныеоей действие/бездействие, исходящее от принимающего правительства, в результате которого владелец гарантии лишается права собственности над своим капиталовложением. При страховании от данного вида рисков на ряду с полной национализаций и конфискацией МИГА защищает от скрытой экспроприации. При полной экспроприации капитала МИГА выплачивает компенсацию в размере балансовой стоимости застрахованных инвестиций, а при экспроприации денежных средств размер компенсации составляет застрахованную часть замороженных средств. При этом, при выплате компенсаций право собственности на капиталовложения переходит к МИГА.

 

Нарушение договора – это любой отказ принимающего правительства от договора с владельцем гарантии, в том случае, когда владелец гарантии не имеет возможности обратиться к судебному или арбитражному органу в течении разумного периода времени. Этот вид страхования возможнее только при наличии прямых контрактных отношений, между инвестором и публичным субъектом. Страхование от данного вида рисков покрывает потери, возникшие в результате отказа правительства страны от выплаты положенных компенсаций.

 

Война и гражданские беспорядки – любые военные и приравненные к ним действия на любой территории принимающей страны. Страхование от данного вида рисков покрывает повреждение или уничтожение активов либо полное прекращении реализации проектов в результате военных действий, гражданских беспорядков, включая революции, государственные перевороты, мятежи и террористические акты.

По инвестициям в акционерный капитал в данном случае выплачивается компенсация в размере наименьшей из трех величин, к которым относятся банановая стоимость активов, стоимость их замены и стоимость их восстановления.

По кредитам и гарантиям по кредитам в данном случае компенсация выплачивается в размере основной суммы займа и процентов по займу при условии, что неуплата по кредиту напрямую вызвана военными действиями. Помимо этого совет директоров агентства квалифицированным большинством голосов может утвердить расширение сферы охвата гарантий на личные некоммерческие риски.

До заключения МИГА договора о гарантиях с конкретным инвестором предоставление данной гарантии утверждается правительством принимающей страны по установленным для покрытия рискам. Условия каждого конкретного договора определяются по правилам установленным советом директоров МИГА. Размер страховой премии определяется на основе анализа рисков каждого конкретного проекта.. гарантии могут предоставляться на срок до 15 лет. При этом размер страхового обеспечения может составлять до 90% инвестированных средств. Ст. 18 Конвенции предусматривает использование механизма суброгации в случае выплаты страховой суммы инвестору. Все споры, возникающие в порядке суброгации регулируются в соответствии со специальной процедурой, предусмотренной 2 приложением к конвенции, либо устанавливается отдельным соглашением об альтернативном методе урегулирования спора, заключенным между агентством и соответствующим государством.

Процедура разрешения спора по конвенции заключается в следующем: в случае, если спор не урегулирован путем переговоров в течении 120 дней. То стороны в праве рассмотрения спора в арбитраже либо по взаимному соглашению могут прибегнуть к согласительной процедуре при содействии избранного посредника. Арбитраж начинается путем уведомления истцом ответчика. При этом в уведомлении указываются: характер спора, суть иска и фамилия арбитра, назначаемого истцом. В течении 30 дней после получения уведомления ответчик уведомляет истца о фамилии, назначаемого им арбитра. Через 30 дней после назначения второго арбитра обеими сторонами избирается третий арбитр, который выступает в качестве председателя арбитража. Арбитражное решение в данном случае является окончательным и обязательным для сторон. При этом оно не может стать предметом аппеляции, отмены или пересмотра.

Т.о. МИГА является эффективным международным механизмом страхования ИИ от некоммерческих рисков, предоставляющим гарантии для инвестиционных проектов, реализуемых на территории России и других стран. В настоящее время участниками конвенции является 170 государств.

 

Вашингтонская ковнеция. Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств. Одобрена советом управляющих всемирного банка в Вашингтоне 18 марта 1965 года.

Россия подписала конвенцию 16 июня 1993 года, но до настоящего времени ее не ратифицировала. Однако положения конвенции всегда предусматриваются в двусторонних соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Конвенция заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере международных частых инвестиций. В отношении таких споров обычно применяется национальная юрисдикция государства. Однако наличие механизма международной защиты является важной гарантией прав иностранных инвесторов, так как предоставляет им возможность независимого и беспристрастного рассмотрения споров между государством и частным инвестором.

С целю создания такого механизма под эгидой международного банка реконструкции и развития был учрежден международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД).

Организационная структура ИКСИД включает в себя адимистративнный совет и секритариат. Центр возглавляется генеральным секретарем, который избирается административным советом по представлению председателя совета. Цент ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительной и арбитражной процедур. Каждое государство-участник конвенции может назначить в каждый список по 4 человека. Председатель административного совета еще по 10 человек.

Под юрисдикцию ИСКИД подпадают инвестиционные споры между государством-членом конвенции и частным лицом другого государства. Однако для передачи спора на рассмотрение ИКСИД требуется письменное согласие обеих сторон. Любое договаривающиеся государство может признать конвенцию действующей только в отношении определенных категорий споров. Т.о. спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД если он отвечает следующим требованиям:

- является спором правового характера в сфере инвестиций

- сторонами спора являются государство и частные субъекты. При этом, хотя бы один из них относится к государству-участнику конвеции

- имеется письменное согласие сторон на передачу спора

 

Также спор может быть передан на рассмотрение ИКСИД в случае, если такая возможность предусмотрена двусторонним соглашением о взаимной защите инвестиций между государством-стороной в споре и государством происхождения инвестора. Такая возможность предусмотрена дополнительным протоколом к конвенции 1979 года. Кроме того, возможность передачи спора на рассмотрение ИКСИД может быть предусмотрено внутренним законодательством государства-участника спора. Для разрешения инвестиционных споров, конвенция предусматривает примерительную и арбитражную процедуры.

Примертиеьная процедура заключается в следующем: лицо, жалеющее возбудить примериетльную процедуру обращается к генеральному серктарую ИКСИД с письменной просьбой. На основании просьбы формируется примирительная комиися, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, назначаемых по соглашению сторон. Комиссия осуществляет примирительную процедуру. Суть которых состоит в том, что бы выяснить предмет спора между сторонами и добиться достижения соглашения между ними на взаимно приемлемых условиях. В этих целях комиссия может на любой стадии разбирательства рекомендовать сторонам те или иные условия урегулирования спора. Стороны должны добросовестно сотрудничать с комиссией и учитывать ее рекомендации. Результат работы примерительной комиссии отражадестя впротоколе. Арбитражная процедура заключаетсяся в слудующем: лицо желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой к генеральному секретарю ИКСИД. На основе проьбы формируется арбитражный суд, который состоит из любого нечетного числа арбитров, назначаемых по соглшению сторон.

Если стороны не пришли к согласию суд формируется в стставе 3-х арбитров, по одному из которых назначается по желанию каждой стороны, а третий (предсадетль суда) назначается либо по соглашению сторон либо генеральным секретарем.

Суд разрешает спор в соответствии с таким нормами права, которые согласованны сторонами. При отсутствии такого соглашения суд применяет право договаривающегося государства, являющегося стороной спора. Все вопросы суд решает большинством голосов. Арбитражное решение выносится в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Арбитражное решение может быть пересмотрено в случае выявления какого либо факта, который существенно влияет на это решение при условии, что в момент вынесения решения этот факт был неизвестен суду и заявителю и незнание этого факта не было результатом небрежности.

Каждое государств-учатсник должно прзначать арбитражное решение и выполнять предусмотренные в нем финаносывые обязателтва.

В настоящее время ИКСИД является авторитетным органом по рассмотрению споров в сфере иностранных инвестиций, который способствует формированию единообразной практики в международном инвестиционном праве. На настоящий момент в конвенции учувствуют 143 государства.

 

Кроме многосторонних соглашений по вопросам ИИ важную роль в защите прав инвесторов играют двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Задачей таких соглашений является установление ясных и реализуемых правил, призванных обеспечить допуск иностранных инвестиций. В целях унификации условий таких соглашений правительство РФ постановлением от 9 июня 2001 года утвердило туповую форму соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений. В соответствии с данным постановлением подобное соглашение должно затрагивать следующие вопросы: понятие ИИ и инвестиций; допуск капиталовложений другой страны; режим иностранных инвестиций; защита прав инвесторов при экспроприации; возмещение нанесенного инвестором ущерба; правила перевода платежей; применение суброгации; разрешение споров между инвестором и государством.

На экзамене будет вопрос о двустоорнних соглашениях. Рассказать о соглашении РФ.

 

Второй вариант: соглашение об избежании двойного налогообложения.

Можно выделить 3 вида:

- юридическая. Лицо облагается налогом в стране источника дивиденда и в стране местонахождения

- экономическое. По одной и той же статье налогом облагается более одного лица

- внутренне налогообложение. В случае обложения сопоставимым налогом одного и того же плательщика органами двух налоговых юрисдикций внутри страны и на международном уровне.

В устранении двойного налогообложения заинтересованы не только налогоплательщики, но и сами государства, которые стремятся к повышению внутреннего и внешнего товарооборота. Устранение двойного налогообложения может производиться 3 основными способами:

- кредитный зачет. Налог уплаченный зарубежном вычитается из налога, причитающегося к уплате по национальному праву. При этом сам доход, полученный зарубежном включается в домашнюю налогооблагаемую базу.

- освобождение. Доход, полученных зарубежном освобождается из домашней налогооблагаемой базы. Эти два способа всегда фиксируются в национальном законодательстве.

- заключение международного соглашения. Подобные соглашения России можно подразделить на три группы: соглашения со странами СНГ (основной документ Соглашение между правительствами государств СНГ О согласованных принципах налоговой политики от 13 марта 1992 года). На основании этого соглашения между всеми странами СНГ были разработы и приняты двусторонние договры

- соглашения, заключенные с развитыми странами на основе постановления правительтсва от 28 мая 1992 года О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налобложения доходов и имущества.

- соглашения, заключенные светским союзом.

Соглашения первой и второй групп построены по одинаковой структуре путем заключения таких соглашений. Предписывается, что с налогоплательщиков будут удерживаться налоги на территории государств-источников дохода.

В соответствии с заключенными договорами они распространяются на налоги с доходов и имущества. При этом конкретные виды налогов, на которые распространяются соглашения всегда детализируются. Соглашения всегда распространяются на федеральные центральные налоги, акцизы и сборы.

Найти соглашение об устранении двойного налогообложения и анализироваьт.

23.10.2009

 

- 10 минут

Причем данное перемещение может либо входить в исполнение сделки, либо предшествовать ее заключению, но осуществляться непосредственно в целях совершения сделки

 

- принадлежность контрагента сделки к хозяйственной сфере различных государств. При этом принадлежность понимается через понятие местонахождения коммерческого предприятия стороны, таким образом личный закон лица не будет играть значение для признания сделки внешнеэкономической.

 

- факультативные признаки могут быть свойственны ВЭ сделке, но присутствуют не всегда. Пример: установление расчетов в иностранной валюте.

 

ВЭС - это понятие собирательное. Под это понятие подпадают все возможные виды коммерческих договоров, которые заключаются в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Деятельность по заключению таких договоров носит название внешнеэкономической.

Под ВЭ деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность включая производственную кооперацию в области международного обмена товарами, информацией, работами (услугами), результатами интеллектуальной деятельности (в том числе исключительными правами на них). Данное определение содержится в ст. 1 ФЗ от 18 июля 1999 года № 183 Об экспортном контроле.

Под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами информацией и интеллектуальной собственностью (ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 года № 164 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Данный закон устанавливает, что участниками ВТД могут быть как российские так и иностранные лица.

 

2 – методы регулирования ВЭС

Традиционно выделяется 2 метода правового регулирования ВЭС:

- коллизионный

- материально-правовой

 

Однако в сфере ВЭС эти методы в настоящее время практически слились. Это связанно с большим количеством международных соглашений, регулирующих отдельные виды ВТ обязательств. Данные договоры унифицируют правовые нормы, а обязательность их применения как правило исключает коллизионный метод регулирования.

Все МД РФ направлены на регулирование ВЭ сделок, исходят из согласованного применения с нормами гражданского законодательства. При этом процесс субсидиарного применения национального права к положениям международных конвенций достат

очно сложен. Это связанно с большим количеством правовых пробелов в соответствующих международных договорах. А также многие международные договоры содержат диспозитивные положения. Часто, сторонам контракта предоставляется право избежать применения конкретной нормы к их правоотношению.

Идея совместного применения МД к гражданским правоотношениям не должна противоречить самому МД. Каждый договор должен определять допустимость субсидиарного использования норм национального права. При этом должны быть определены и пределы такого использования.

Для обоснования своей правовой позиции следует ссылаться на нормы международного договора, а при отсутствии положений по данному вопросу на нормы национального законодательства с обязательной ссылкой на пункт МД, допускающему субсидиарное применение гражданского законодательства.

Все МД РФ, регулирующие ВЭС могут непосредственно применяться в двух формах (либо самостоятельно либо совместно с актами гражданского законодательства. Специфика применения некоторых МД состоит в том, что они регулируют отношения сторон на факультативной основе. То есть применяются к контракту на основе соглашения сторон. Например МД: общие условия поставок товаров между организациями и странами, членов СЭФ.

 

МД могут иметь различные основания применения. В случае факультативного применения по соглашению сторон соотношение МД с национальным законодательством будет определяться принципом соответствия его положений российскому законодательству и императивным международным соглашениям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...