Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбор и обработка фактологического материала




 

Сбор фактологического материала осуществляется студентом, как правило, в процессе производственной практики (или самостоятельно) и является ответственным этапом подготовки работы. Объективность выводов во многом будет зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактологический материал. Приводимые в работе факты и статистический материал должны быть достоверны.

Анализ фактологического материала следует проводить в определенной последовательности. Прежде всего, следует определить цель и задачи анализа, т.е. конечный результат, который должен отражать сущность рассматриваемой проблемы. Затем определяется совокупность показателей (или критериев), необходимых для анализа, последовательность их расчета, методика расчета, готовые первичные материалы предприятия, необходимые для проведения анализа.

После выбора показателей (критериев) и методологии исследования студент приступает непосредственно к анализу собранного материала. Анализируются не только система обобщающих показателей, но и частные показатели и определяющие их факторы в динамике развития исследуемой проблемы (вопроса, объекта) за последние 3-5 лет. Затем описываются выявленные тенденции и даются их качественная и количественная характеристики.

Систематизация, анализ и обработка фактологических материалов предполагают использование таблиц, диаграмм, графиков, чертежей, схем.

Сбор и обработка фактологического материала является самым трудоемким этапом в подготовке работы. В целях ускорения обработки и систематизации такого материала рекомендуется использовать системный подход, справочно-информационные системы и компьютерные технологии.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст дипломной работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т. д. Цитаты служат необходимой опорой автору в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления.

От автора дипломной работы требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.

7. Структура и содержание выпускной квалификационной

Работы.

 

Поскольку дипломная работа является квалификационным трудом, ее оценивают не только по актуальности темы и прикладному значению полученных результатов, но и по уровню общей методической подготовки этого научного исследования.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Задание

3. Оглавление.

4. Введение.

5. Глава 1.

6. Глава 2.

7. Глава 3.

8. Глава 4.

9. Заключение.

10. Список использованных источников.

11. Приложения.

Титульный лист является первым листом выпускной квалификационной работы и заполняется по форме, приведенной в Приложении 5.

После титульного листа помещается Задание, подписанное научным руководителем, студентом и утвержденное ПЦК.

На третьем листе - Оглавление, в котором приводятся все заголовки дипломной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знака вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. Нумерация глав и параграфов проводится с использованием арабских цифр (См. Приложение 6).

Научные сочинения строятся по стандарту, отступать от которых не рекомендуется. Каждая научная работа состоит из трех частей: введения, основной (главной) части и заключения.

Введение вводит читающего в тему и включает в себя следующие элементы: в ней дается обоснование актуальности избранной темы, определяются цели и задачи данного исследования. Во введении должны быть рассмотрены следующие вопросы:

1. Актуальность темы, выбранной выпускной работы.

2. Степень разработанности данного вопроса в науке и практической деятельности.

3. Цель и задачи исследования.

4. Предмет и объект исследования.

5. Историко - теоретическая основа.

6. Методологическая база.

7. Положения, выносимые на защиту.

8. Структура исследования.

Следовательно, введение – очень ответственная часть диплома, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые его квалификационные характеристики. Поэтому основные части введения к дипломной работе необходимо рассмотреть более подробно.

Актуальность – обязательное требование к дипломной работе. Поэтому вполне понятно, что ее введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы. В применении к диплому понятие «актуальность» имеет одну особенность. Дипломная работа, как уже указывалось, является квалификационной работой и то, как ее автор выбрал тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Цель исследования должна быть сформулирована ясно, четко и развернуто. Исходя из целей исследования, ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в процессе проведения исследования. Задача это то, что требует исполнения, цель – то к чему стремятся и надо осуществить. Между задачей и целью можно усмотреть лишь следующие различие: задача фиксирует должную деятельность, а цель – желаемый результат этой деятельности.

Формулировки задач, как отмечалось, необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав должны соответствовать задачам предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения является формулировка предмета и объекта исследования. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа, определяется теоретическая основа и положения, выносимые на защиту. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации. В конце вводной части раскрывают структуру дипломной работы, т. е. дают перечень ее структурных элементов и обосновывают последовательность их расположения.

Структура основной части дипломной работы включает в себя 3 главы, каждая из которых содержит 2 – 5 параграфа. В конце каждой главы делается промежуточный вывод. Такое изложение материала реализует основную черту научного стиля – подчеркнутую логичность.

В Теоретической части работы (Первой главе) на основе изучения литературы раскрываются роль и сущность изучаемой проблемы (объекта), необходимость и возможность ее анализа с учетом современных требований, обосновывается выбор методики и конкретных приемов работы студента по раскрытию поставленных в работе задач. Дается краткая характеристика степени разработанности отдельных аспектов проблемы (объекта), указываются их недостатки и намечаются основные пути совершенствования. При отсутствии в литературе единой точки зрения по исследуемому в работе вопросу рекомендуется привести (со ссылками на источники) различные позиции авторов, дать их сравнительную оценку и сформулировать собственное мнение. Первая глава носит историко - теоретический характер, в ней рассматривается история вопроса, которому посвящена выпускная работа; сопоставляются различные точки зрения ученых, то есть определяется тот конфликт, который должен быть разрешен в последующих главах. При этом следует помнить, что диплом специалиста должен содержать самостоятельное творческое обоснование конкретных теоретических проблем, всесторонний анализ и оригинальные выводы с соответствующей аргументацией.

Не следует злоупотреблять цитированием. Цитаты должны употребляться к месту и быть органически взаимосвязаны с содержанием работы. При цитировании следует обязательно указать источник. Недопустимо дословное (без соответствующих ссылок) заимствование текста из учебников, специальной литературы, нормативных и инструктивных материалов.

В этой главе также описываются: география района, пути сообщения, климат, грунты, население, источники анергии, топлива, питье­вой воды, возможности подвоза оборудования и т.д.

Далее разрабатываются вопросы оборудования и технологии процессов, приводятся расчеты вспомогательных систем и конструкций со ссылкой на соответствую­щие ГОСТы, СНиПы, типовые проекты и т.д.

Также приводятся результаты проведенных исследований, формулируются полученные выводы и даются рекомендации.

Практическая часть (Вторая глава) выполняется в соответствии с заданием. При анализе следует использовать различные формы представления результатов: таблицы, графики, чертежи, схемы и диаграммы, которые должны давать наглядное представление о взаимосвязях изучаемых показателей, степени влияния отдельных факторов и др. Аналитическая часть завершается выводами по конкретным результатам проведенного анализа. Методологическая обоснованность и глубина анализа свидетельствуют о профессиональных качествах выпускника.

В третьей главе указываются основные производственные опасности и вред­ности, с которыми может столкнуться обслуживающий персонал при эксплуатации проектируемых сооружений и конструкций, при­водятся требования, обеспечивающие безопасность труда, излагаются сведения о разработанных мероприятиях техники безопас­ности, приводятся необходимые расчеты. Особое внимание должно быть уделено мероприятиям, предотвращающим загрязнение окружающей среды: воздуха, воды, почвы и т.д.

В подразделе описывают противопожарные мероприятия, первичные средства пожаротушения и организацию пожарной службы.

Рекомендательная часть (Четвертая глава) разрабатывается на основе полученных результатов исследования и использования специальной литературы. Содержание главы должно точно соответствовать теме дипломной работы и полностью ее раскрывать. Эта глава должны показать, умение студента сжато, логично и аргументирование излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

В ней следует выделить основные группы предложений. Например, рекомендации могут быть подразделены на группы: управленческого, организационного, экономического, социального, экологического и иного характера. После этого формулируются конкретные предложения, и обосновывается целесообразность внедрения предложений на изучаемом объекте.

Каждое предложение должно содержать изложение собственного мнения и аргументацию, в том числе экономическое обоснование. Определяется место возможного внедрения предложения, его возможное влияние на организацию практической деятельности. Необходимость в более детальной разработке отдельных предложений и расчетах (или обоснования) их эффективности определяется студентом по согласованию с научным руководителем.

Если сформулированные в работе предложения уже внедрены в организации, то прилагается соответствующий подтверждающий документ (акт о внедрении, решение руководителей объекта о целесообразности внедрения предложений и т.д.).

Заключение является итоговой частью работы, которая заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение». Здесь кратко излагаются основные результаты исследования, даются наиболее важные выводы и формулируется эффективность рекомендуемых предложений.

Как и всякое заключение, эта часть диплома выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Выводы и предложения можно оформлять последовательно, что определяется логикой изложения материалов исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность.

Заключительная часть предполагает также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие возникают новые задачи в связи с проведением дипломного исследования. Заключительная часть, составленная по такому плану, дополняет характеристику теоретического уровня работы, а также показывает уровень профессиональной зрелости и научной квалификации ее автора.

Заключение может включать в себя и практические предложения, что повышает ценность теоретических материалов. Но такие предложения должны обязательно исходить из круга работ, проведенных лично студентом.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что заключительная часть дипломной работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а и формулирование того нового, что внесено его автором в изучение и решение проблемы.

Список использованной литературы должен включать от 40 до 50 источников. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу студента.

При систематическом расположении список литературы необходимо расположить в следующем порядке:

- Конституция РФ;

- Федеральные законы РФ;

- Указы президента РФ;

- Постановления Правительства РФ;

- письма, инструкции, распоряжения министерства, федеральных служб, агентств;

- монографии;

- книги, научные разработки по теме;

- учебные издания;

- статьи из периодических изданий;

- справочные издания,

- интернет-ресурсы.

Если ее автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Примеры оформления изданий и статей смотрите в Приложении 7.

Поскольку основные положения исследования и практические рекомендации необходимо сопровождать фактическими материалами, таблицами, графиками и схемами, которых может быть достаточно много в зависимости от характера разрабатываемой темы и рекомендаций, то часть такого материала может быть приведена в приложении к работе.

По содержанию приложения могут быть разнообразными. Это, например, копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т. п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы.

Приложения оформляются как продолжение дипломной работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь полный заголовок. При наличии в дипломе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т. д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается по форме.

Правила оформления работы

 

Текстовая часть работы с соответствующими расчетами, формулами, диаграммами, схемами, таблицами и другими материалами оформляется на одной стороне листа формата А4 (297х210), используя принятые на практике унифицированные методы оформления. Размер левого поля 30 мм, правого 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5. Цвет шрифта – черный.

Все сноски и подстрочные пояснения печатаются через один интервал. Работа должна иметь сквозную нумерацию. Фразы, начинающиеся с «красной» строки, печатаются с абзацным отступом от начала, равным 1,25 см.

Текст глав (вопросов) работы должен распределяться на параграфы. Главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей работы. «Введение» и «Заключение» не нумеруются. Параграф нумеруетсяарабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа должен состоять из номера главы и номера параграфа, разделенный точкой. В конце номера параграфа также следует ставить точку, например, «2.1.» (первый параграф второй главы). Номер соответствующей главы или параграфа ставится в начале заголовка. Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «ОГЛАВЛЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать посередине строки без точки в конце.

Нумерация страниц текста должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – задание. На этих страницах номер страницы не ставится. На последующих страницах номер проставляется арабскими цифрами в правой части нижнего поля без отточий и дефиксов.

Каждый раздел, а также введение, заключение и список использованной литературы необходимо начинать с новой страницы. Новый подраздел в разделе начинается на той же странице, на которой закончился предыдущий подраздел. Расстояние между заголовком и последующим текстом составляет 13-17 мм или одна пустая строка. Заголовок подраздела необходимо располагать через 2 строки после заголовка раздела. Не допускается отрывать заголовки раздела и подраздела от основного текста, располагая заголовок в конце одной страницы, а сам текст - на другой.

Рисунки и таблицы, которые расположены на отдельных страницах, тоже включаются в общую нумерацию.

Не допускается сокращение слов и наименований названий документов, а также перенасыщение текста специальными терминами, затрудняющими чтение. Приводимый цифровой аналитический материал помещается в таблицы, которые нумеруются по тексту.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы и др.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте.

Чертежи, графики, схемы, диаграммы, помещенные в работе, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД (см. Приложение 9).

Иллюстрации нумеруются арабскими цифрами в пределах всей работы нарастающим итогом.

Цифровой материал, как правило, должен оформляться в виде таблицы, вариант изображения которой представлен в Приложении 10. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте.

Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в пределах всей работы или раздела, за исключением тех, которые представлены в приложении. Номер следует располагать в правом верхнем углу таблицы над заголовком таблицы после слова «Таблица». При переносе части таблицы на другую страницу (лист) пишут слово «Продолжение табл. …».

Формулы и уравнения следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, где размещена формула.

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия (образец см. в Приложении 11).

На все иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения, приложения должны быть ссылки в тексте, например: «в табл. 3.2», «по уравнению 1.1», «на рис. 3.1», «в приложении 4».

В заключении работы приводится список используемой литературы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...