Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии законодательного процесса




Важное значение для законодательной власти и механизма ее осущест­вления имеет законодательный процесс. Он представляет собой совокупность последовательных действий субъектов законодательной власти, связанных с подготовкой, обсуждением, принятием и введением в действие законов.

Законодательный процесс состоит из нескольких этапов или стадий, каждая из которых играет в нем вполне определенную роль.

Первой стадией законодательного процесса является законодательная инициатива. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государст­венной Думы, Правительству России и законодательным органам субъек­тов Федерации. Этим правом обладают также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Однако оно ограни­чивается лишь кругом вопросов, относящихся к ведению этих органов.

Все законопроекты согласно Конституции РФ вносятся лишь в Госу­дарственную Думу. Те из них, которые касаются введения или отмены на­логов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, из­менения финансовых обязательств государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Такое же заключение требу­ется и для законопроектов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Второй стадией законодательного процесса является подготовка законо­проекта к рассмотрению и обсуждение его в Государственной Думе. Вся подгото­вительная работа проводится в соответствующих комитетах, комиссиях и других рабочих органах, создаваемых для этого в нижней палате. Обсуж­дение законопроекта проводится на пленарных заседаниях Государствен­ной Думы обычно в трех чтениях. Для обсуждения проекта государствен­ного бюджета предусматривается четыре чтения.

Третья стадия законодательного процесса заключается в принятии или отклонении рассматриваемого проекта. Для принятия федерального обычно­го закона требуется большинство голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы, «если иное не предусмотрено Конституцией Россий­ской Федерации» (п. 1 ст. 105). Для принятия же федеральных конституци­онных законов (разработка их предусматривается Конституцией России) требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

Четвертая стадия законодательного процесса состоит в рассмотрении Советом Федерации поступившего из Государственной Думы законопроекта и его принятии или отклонении.

Согласно Конституции РФ принятые нижней палатой федеральные за­коны в течение пяти дней должны быть переданы на рассмотрение в верх­нюю палату. Федеральный закон считается одобренным Советом Федера­ции, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или же если он не был рассмотрен Советом Федерации в те­чение 14 дней.

Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

В тех случаях, когда федеральный закон отклоняется Советом Федера­ции, обе палаты могут создать на паритетных началах согласительную ко­миссию для преодоления имеющихся разногласий. После завершения ра­бота комиссии федеральный закон должен быть повторно рассмотрен Го­сударственной Думой с учетом мнения комиссии.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Феде­рации она может также повторно рассмотреть данный закон в его прежней редакции. Однако для его принятия потребуется теперь не абсолютное большинство (50%+1 голос), а квалифицированное большинство - не ме­нее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятой стадией законодательного процесса является подписание и обна­родование закона Президентом РФ.

В соответствии с Конституцией РФ принятый федеральный закон должен быть направлен в течение пяти дней для подписания и обнародова­ния Президенту РФ. Срок для подписания и обнародования федерального закона определяется в 14 дней. В течение такого же срока Президенту РФ надлежит также подписать и обнародовать принятый федеральный кон­ституционный закон.

Если в течение 14 дней с момента поступления федерального закона Президент отклонит его, то палаты парламента в конституционно установ­ленном порядке вновь рассматривают данный закон. Для его принятия в прежней редакции при повторном рассмотрении требуется не менее двухтретей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Принятый после повторного рассмотрения закон подле­жит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

 

Субъекты нормотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе нормотворчества. Право законодательной инициативы.

Конституция РФ определяет две группы субъектов права законодательной инициативы: 1) субъекты, право законодательной инициативы которых не связано какими-либо компетенционными рамками. В соответствии с Конституцией РФ правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 2) субъекты, которые пользуются правом законодательной инициативы лишь по вопросам их ведения. Это право принадлежит Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...