Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории акцентуации характера




Е.А. Алексеева, И.В. Выбойщик, Л.П. Паршукова

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА

Учебное пособие

 

 

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

ББК Ю937.я7

 

Алексеева Е.А., Выбойщик И.В., Паршукова Л.П. Акцентуация характера: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. – 47 с.

 

Учебное пособие предназначено для проведения аудиторных, практических и семинарских занятий по курсам «Психология и педагогика», «Деловое общение», «Психология управления» для студентов всех факультетов. Учебное пособие включает в себя анализ теоретических подходов к исследованию акцентуаций, методику определения различных типов акцентуаций, подробную характеристику каждого типа и их сочетаний. Предлагаются пути эффективного взаимодействия людей с разными типами акцентуаций. Учебное пособие поможет студентам и преподавателям организовать учебный процесс более целенаправленно и успешно.

 

Ил. 2, табл. 2, список лит. – 4 назв.

 

 

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.

 

 

Рецензенты: Е.В. Болотова, В.М. Карлышев.

 

Ó Издательство ЮУрГУ, 2002.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение............................ 4

1. Современные теории акцентуаций характера

1.1. Понятие характера..................... 5

1.2. Теории акцентуаций характера................ 5

1.3. Проявление характера и темперамента в структуре

акцентуированной личности.................. 8

1.4. Методы выявления акцентуаций............... 9

2. Определение типа характера

2.1. Методика определения акцентуаций характера......... 11

2.2. Краткое описание типов акцентуаций характера........ 14

2.3. Подробное описание типов акцентуаций характера....... 15

2.4. Интерпретация данных................... 26

3. Сочетание акцентуированных черт характера............ 32

4. Макросреда и акцентуированные характеры............. 37

5. Микросреда и акцентуированные характеры............ 39

Заключение............................ 44

Библиографический список..................... 44

Приложение........................... 45


ВВЕДЕНИЕ

«Трудный характер» – распространенное выражение. Часто под ним подразумевается характеристика человека, с наличием ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют его общение с окружающими. Скорее всего, в речь идет о так называемых акцентуациях характера, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека и при этом возникают особые коммуникативные сложности.

Акцентуации характера проявляются в любом возрасте, особенно ярко в подростковом. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах они закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослой личности.

Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению. Если же своевременно не были устранены обстоятельства, способствующие появлению и развитию акцентуированных черт, то мы встречаемся с личностью трудной, проблемной. Тогда важно разобраться в особенностях акцентуаций характера данного конкретного человека, его сильных сторонах и ограничениях с тем, чтобы выстроить эффективные взаимоотношения с ним.


Современные теории акцентуаций характера

Понятие характера

Характер – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к Ш в до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель, который предстает в своих переживаниях, среди многообразия «текущих» вещей. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т.д., т.е. сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности личности, отрицательные и положительные.

Л.С. Выготский определяет характер как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы, проявляющийся в отдельных его психических актах и состояниях, его манерах и привычках, складе ума и свойственных человеку эмоциональных переживаниях. Наряду с таким толкованием, существуют и иные.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Характер –индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенных отношениях к себе, к другим людям, к порученному делу, к вещам.

Стремление целиком объяснить характер результатом социализации личности несостоятельно. Попытка изолировать характер от природы индивида упрощает человеческую психику. В современном научном познании преобладает комплексный многоаспектный подход [3].

 

Теории акцентуации характера

 

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой для создания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом – Г. Шмишеком.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях.

Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако, и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...