Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип суверенного равенства государств.




Государства участвуют во взаимных отношениях и в многосто­роннем международном общении, обладая суверенитетом как по­литико-правовым свойством, выражающим верховенство каждого из них внутри страны и его самостоятельность и независимость во внешних делах. Наличие у государств одного и того же свойства суверенности, их участие в международном общении в одинаковом качестве субъектов международного права закономерно уравнива­ют их в правовом положении, создают объективную основу для рав­ноправия. Чтобы быть равноправными, государства должны быть суверенными; чтобы оставаться суверенными, они должны быть рав­ноправными. Эта органическая взаимосвязь суверенитета и равно­правия составляет существо принципа суверенного равенства госу­дарств как одного из общепризнанных принципов международно­го права.

В Декларации 1970 года принцип суверенного равенства госу­дарств трактуется как имеющий «первостепенное», «основополагаю­щее значение». Функция этого принципа в условиях формирующейся постбиполярной, неконфронтационной структуры международных отношений состоит в том, что принцип суверенного равенства явля­ется оптимальной основой отношений партнерства и конструктив­ного взаимодействия между государствами, условием сохранения международной стабильности, с чем несовместимы притязания на гегемонизм и одностороннее лидерство.

Важнейшую роль принцип суверенного равенства играет в инсти­туционализированной сфере международного общения, в создании и функционировании межправительственных международных органи­заций. В Уставе ООН подчеркивается, что эта Организация и входя­щие в ее состав государства действуют в соответствии с тем, что она «основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».

В случае, когда речь идет о федеративных государствах — субъек­тах международного права, даже если какие-либо их составные час­ти по конституции считаются государствами и в законодательстве речь идет об их суверенности, к взаимоотношениям федерации как таковой и какого-либо ее субъекта этот принцип неприменим, равно как он неприменим и к взаимоотношениям самих субъектов федера­ции, а также и к общению с подобными образованиями других госу­дарств.

При характеристике содержания принципа суверенного равенства государств в Декларации 1970 года указывается, что государства имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий эко­номического, социального, политического или иного характера. Согласно Декларации, концепция суверенного равенства включа­ет, в частности, следующие элементы:

1) все государства юридически равны, или, как точнее сказано в Хартии экономических прав и обя­занностей государств, принятой ООН в 1974 году, «юридически рав­ноправны»;

2) каждое государство пользуется правами, «присущими полному суверенитету»;

3) каждое государство обязано уважать право­субъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою поли­тическую, социальную, экономическую и культурную систему;

6) каж­дое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Заключительный акт СБСЕ 1975 года связывает принцип суверен­ного равенства государств с их обязательством уважать «также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им», к числу кото­рых отнесены как перечисленные в Декларации 1970 года элементы, так и ряд других, таких как право каждого государства на свободу и политическую независимость, право устанавливать свои законы и ад­министративные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами в соответствии с меж­дународным правом. К числу прав, присущих суверенитету, уважение которых предполагает принцип суверенного равенства, Заключи­тельный акт относит право принадлежать к международным органи­зациям, быть или не быть участниками двусторонних или многосторон­них договоров, включая союзные договоры, право «на нейтралитет». По смыслу Декларации 1970 года и Заключительного акта 1975 года каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, не нанося ущерба безопасности других государств. Проявлением суверенитета и суверенного равенства государств яв­ляется иммунитет каждого из них от юрисдикции другого государ­ства (par in parem non habet imperium).

В международном праве не существует и не может существовать исчерпывающего перечня сфер, которым бы ограничивалась сфера дей­ствия принципа суверенного равенства государств. Международный Суд ООН однажды высказался даже в том плане, что это равенство означает также равную свободу во всех делах, не регулируемых меж­дународным правом.

Итоговый документ Венской встречи государств — участников СБСЕ 1989 года подчеркивал необходимость содействия диалогу меж­ду ними «во всех областях и на всех уровнях на основе полного ра­венства».

Функционирующие в современном международном общении ин­ституционные структуры и договорные режимы в ряде случаев вклю­чают правовые установления, которые нередко противопоставляются принципу суверенного равенства государств. Так, в частности, об­стоит дело с институтом постоянного членства Великобритании, Китая, России, США, Франции в Совете Безопасности ООН и их пра­вом вето при принятии решений, а также со статусом ядерной держа­вы этих же пяти государств согласно Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

В обоих случаях нет оснований усматривать отступление от прин­ципа суверенного равенства. Статус постоянного членства в Совете Безопасности является не привилегией великих держав, а отражени­ем предусмотренной Уставом ООН особой ответственности в между­народных делах, которая на них возложена от имени всех членов ООН. То же самое можно сказать и о международном режиме нераспрост­ранения ядерного оружия, в рамках которого решениями ООН и Меж­дународного агентства по атомной энергии неоднократно подчерки­валась особая ответственность ядерных держав в вопросах, касаю­щихся ядерного оружия.

Нет оснований рассматривать как отступление от принципа суве­ренного равенства и некоторые договорные положения о взвешен­ном голосовании. И в случае ООН, и в такого рода договорных поло­жениях (Европейский Союз, Международный экономический коми­тет Экономического союза стран СНГ, международные финансовые организации системы ООН и другие международные структуры) от­ступление от юридического равноправия было согласовано в дого­ворном порядке с другими участниками.

Суверенное равенство государств, их равноправие в рамках меж­дународного права не означает их восприятия как равных фактичес­ки, не означает равнозначности их политической, экономической и иной роли и веса в международных делах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...