Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правопреемство государств.




М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП). Правопреемство касается нескольких аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении гос. собственности; правопреемство в отношении гос. архивов; правопреемство в отношении гос. долгов.

Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту - Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение, совершенное 23 августа на дипломатической конференции в Вене. Конвенция 1978 года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения, формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969 года, которые были использованы Комиссией международного права при разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются самостоятельными документами, о чем свидетельствует статья 73 Конвенции 1969 года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к последствиям правопреемства государств в отношении международных соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо от указанной Конвенции.

1. Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

1) объединение государств;

2) разделение государства;

3) отделение от государства части территории;

4) передача части территории одного государства другому.

Теории правопреемства государств:

1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);

2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);

3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);

4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);

4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);

5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).

Пример применения теории континуитета.

Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).

Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению, что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ. Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).

Вопрос о правопреемстве возникает: при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).

Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).

Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.

Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).

Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Указанное требование не применяется, если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия. Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.

При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором). Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).

Переход государственной собственности государства - предшественника влечет прекращение прав этого государства и возникновение прав государства - преемника на государственную собственность, которая к нему переходит (дата перехода собственности - момент правопреемства государства).

При передаче части территории переход государственной собственности регулируется соглашением между предшественником и преемником.

При отсутствии соглашения передача части территории может происходить двумя способами:

1) недвижимая государственная собственность, находящаяся на территории, являющейся объектом преемства, переходит к государству - преемнику;

2) движимая государственная собственность, связанная с деятельностью государства - предшественника в отношении данной территории переходит к государству - преемнику.

При разделении территории государства и образовании нескольких государств - преемников недвижимая государственная собственность предшественника переходит к преемнику, на территории которого находится (если она находится за пределами территории предшественника - переходит к преемникам в справедливых долях).

Движимая государственная собственность предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территорий, являющихся объектом правопреемства, переходит к соответствующему преемнику (иная движимая - в справедливых долях).

Движимая и недвижимая собственность СССР за рубежом, зарубежные инвестиции были распределены в соответствии со шкалой фиксированных долей (каждая сторона Соглашения о разделе собственности СССО за рубежом 1992 имеет право на самостоятельное владение, пользование и распоряжение фиксированной долей и право на выдел ее в натуре).

19) Особенности правопреемства в отношении бывшего СССР

М/н правопреемство - переход прав и обязанностей от одного субъекта МП к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории (пределы правопреемства определяются суверенной волей государства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами МП). Правопреемство касается нескольких аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении гос. собственности; правопреемство в отношении гос. архивов; правопреемство в отношении гос. долгов.

Венская конвенция о правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту - Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение, совершенное 23 августа на дипломатической конференции в Вене. Конвенция 1978 года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения, формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969 года, которые были использованы Комиссией международного права при разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются самостоятельными документами, о чем свидетельствует статья 73 Конвенции 1969 года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к последствиям правопреемства государств в отношении международных соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо от указанной Конвенции.

1. Правопреемство государств - смена одного государства другим в несении ответственности за м/н отношения какой-либо территории. Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т.е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие момент правопреемства означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства являются:

1) объединение государств;

2) разделение государства;

3) отделение от государства части территории;

4) передача части территории одного государства другому.

Теории правопреемства государств:

1) теория универсального (полного) правопреемства (государство - ю/л, состоящее из единства территории, населения, политической организации, прав и обязанностей, переходящих к его правопреемнику);

2) теория частичного правопреемства (государство - предшественник сохраняет договорные права и обязанности, которые не предполагают сохранение суверенитета договаривающейся стороны над отторгнутой территорией; государство - преемник не наследует таких прав и обязанностей ни при передаче территории, ни при отделении);

3) теория правопреемственности (ю/л государства аннулируется при изменении государственного строя; новое ю/л принимает на себя права и обязанности прежнего лица, как будто они были его собственными);

4) теория неправопреемственности (обязанности государства - предшественника не передаются государству - правопреемнику; права переходят в руки лица, ставшего во главе государства);

4) теория tabula rasa (новое государство не связано м/ни договорами государства - предшественника);

5) теория континуитета (все существующие договоры остаются в силе).

Пример применения теории континуитета.

Россия в 1991 провозгласила себя правопродолжателем СССР (Президент РФ информировал Генерального секретаря ООН о том, что членство в ООН, в том числе в СБ ООН, во всех других органах и организациях ООН, продолжается РФ при поддержке стран СНГ, РФ в полной мере сохраняет ответственность за все права и обязательства СССР в соответствии с Уставом ООН, включая финансовые обязательства).

Перед этим СНГ, Европейское сообщество и его государства - члены приняли к сведению, что м/н права и обязательства СССР, включая права и обязательства по Уставу ООН, будут продолжать осуществляться РФ. Генеральный секретарь ООН разослал обращение Президента РФ всем членам ООН (исходил из того, что оно носит уведомительный характер, констатирует реальность и не требует формального одобрения со стороны ООН).

Вопрос о правопреемстве возникает: при территориальных изменениях (распад или слияние государств); при социальных революциях; при образовании новых государств в результате отделения колоний от метрополии).

Правопреемство связано с проблемой идентичности и непрерывности субъектов МП (государство - преемник наследует в основном все м/н права и обязанности своих предшественников).

Вопрос о правопреемстве связан с правом м/н договоров, ответственностью государств, членством в м/н организациях, правосубъектностью.

Основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух универсальных договорах (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983).

2. Правопреемство государств в отношении м/н договоров (в вопросах этого нет, но можно прочитать на всякий случай).

Новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств. Указанное требование не применяется, если из договора явствует, что его применение в отношении нового государства несовместимо с объектом и целями этого договора или изменило бы условия его действия. Если участие в многостороннем договоре любого другого государства требует согласия всех его участников, то новое независимое государство может установить свой статус в качестве участника договора только при наличии такого согласия.

При уведомлении о правопреемстве новое государство может выразить свое согласие на обязательность для него части договора или седлать выбор между различными его положениями (если это допускается договором). Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме (практически все многосторонние м/н договоры СССР представляют интерес для государств - участников СНГ (эти договоры не требуют совместных решений или действий, вопрос об участии в них решается странами СНГ самостоятельно)).

Двусторонний договор, являющийся объектом правопреемства, считается находящимся в силе (если новое государство и вторая сторона договорились об этом или в силу поведения считаются выразившими такую договоренность) (ряд двусторонних договоров СССР затрагивает интересы двух и более участников СНГ (такие договоры требуют принятия решения или действий со стороны тех участников СНГ, к которым они применимы)).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...