Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции предпринимательского риска.

Дальнейшее рассмотрение сущности предпринимательского риска связано с выяснением функций, которые выполняет риск в предпринимательской деятельности. В экономической литературе выделяются следующие функции риска: инновационная, регулятивная, защитная и аналитическая2.

Инновационную функцию предпринимательский риск выполняет, стимулируя поиск нетрадиционных решений проблем, стоящих перед предпринимателем. Большинства фирм, компаний добиваются успеха, становятся конкурентоспособными на основе инновационной экономической деятельности, связанной с риском. Регулятивная функция имеет противоречивый характер и выступает в двух формах: конструктивной и деструктивной. Риск предпринимателя, как правило, ориентирован на получение значимых результатов нетрадиционными способами. Тем самым он позволяет преодолевать консерватизм, догматизм, косность, психологические барьеры, препятствующие перспективным нововведениям. В этом проявляется конструктивная форма регулятивной функции предпринимательского риска.

Конструктивная форма регулятивной функции риска заключается и в том, что способность рисковать — один из путей успешной деятельности предпринимателя. Однако риск может стать проявлением авантюризма, субъективизма, если решение принимается в условиях неполной информации, без должного учета закономерностей развития явления. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора. Следовательно, хотя риск и «благородное дело», но не любые решения целесообразно реализовывать на практике, они должны быть обоснованными, иметь взвешенный, разумный характер.

Защитная функция риска проявляется в том, что если для предпринимателя риск — естественное состояние, то нормальным должно быть и терпимое отношение к неудачам. Инициативным, предприимчивым хозяйственникам нужна социальная защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание и стимулирующие оправданный риск.

Следует выделить еще аналитическую функцию предпринимательского риска, которая связана с тем, что наличие риска предполагает необходимость выбора одного из возможных вариантов решений, в связи с чем предприниматель в процессе принятия решения анализирует все возможные альтернативы, выбирая наиболее рентабельные м наименее рисковые. В зависимости от конкретного содержания ситуации риска альтернативность обладает различной степенью сложности и разрешается различными способами.

 Рассматривая функции предпринимательского риска, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на значительный потенциал потерь, который несет в себе риск, он является и источником возможной прибыли.

Способы снижения степени

 предпринимательского риска.

Одно из главных правил финансово-хозяйственной деятельности гласит: “Не избегать риска, а предвидеть его, стремясь снизить до возможно более низкого уровня”1, а для этого необходимо правильно управлять предпринимательскими рисками.

Управление предпринимательскими рисками – это комплекс мероприятий, направленный на прогнозирование и заблаговременное выявление неблагоприятных воздействий на субъект предпринимательской деятельности, разработку и реализацию мер по их нейтрализации.2
 Основные этапы процесса управления риском может быть представлена следующем образом:

 

 

     
 

 

 


Для анализа предпринимательского риска нужна прежде всего быстрая и достоверная информация. “Как отметил президент Немецкого исследовательского сообщества профессор Хиберт Маркль, в XXI в. в условиях более жесткой конкуренции, вызванной глоболизацией рынков, победу будут одерживать не крупные предприятиянад малыми, а динамичные над медленно реагирующими на изменение обстановки”.1 Второй этап управления риском представляет собой совокупность методов выявления риска.

Методы выявления риска 2:

 Для того, чтобы оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте-носителе риска. Эта первичная стадия носит название “выявление риска” и включает два этапа: отбор информации о структуре обэекта и выявление опасностей или инцидентов.

И основными методами получения исходной информации о производственных объектах следует отнести:

1. стаддартизированный опросный лист;

2. рассмотрение и анализ первичнызх документов управленческой и финансовой отчетности;

3. анализ данных ежеквартальных и годовых финансовых отчетов;

4. составление и анализ диаграммы организационной структуры предприятия;

5. составление и анализ карт технологических потоков производственных процессов;

6. инспекционные посещения производственных подразделений;

7. консультации специалистов в данной технической отрасли;

8. экспертизу документации консалтинговыми фирмами.

На втором этапе предприниматель должен провести оценку риска. Существуют следующие методы оценки предпринимательского риска:3

- статистический метод оценки

- метод экспертных оценок

- использования аналогов

- комбинированные методы

Методы математической статистики.

Главные инструменты данного метода оценки – дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. С помощью статистического метода оценки, то есть на основе расчета дисперсии, стандартного отклонения и коэффициента вариации можно оценить риск не только конкретной сделки, но и предпринимательской фирмы в целом (проанализировав динамику ее доходов) за некоторый промежуток времени.

Методы экспертных оценок.

Экспертный метод может быть реализован путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов. Желательно, чтобы эксперты сопровождали свои оценки данными о вероятности возникновения различных величин потерь. Можно ограничиться получением экспертных оценок вероятностей допустимого критического риска либо оценить наиболее вероятные потери в данном виде предпринимательской деятельности.

Метод аналогий.

Метод аналогий используется в том случае если другие методы оценки риска неприемлемы. При использовании аналогов применяются базы данных о риске аналогичных проектов и сделок, исследовательских работ проектно-изыскательских учреждений. Полученный таким образом данные обрабатываются для выявления зависимостей в законченных проектах с целью учета потенциального риска при реализации нового предпринимательского проекта или сделки.

Комбинированный метод.

Комбинированный метод представляет собой объединений нескольких отдельных методов или их отдельных элементов. Примером может служить оценка предпринимательского риска на основе расчета вероятности нежелательного исхода сделки. В данном случае анализ риска производиться с помощью элементов статистического, экспертного методов, а также метода аналога.

Затем наступает этап выбора метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Но так как существует несколько способов его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них1.

После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформулировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решения, конда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. “процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности.” 2

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен на рис. 2 тремя способами: снижением, сохранением и передачей риска.

Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Чаще всего оно осуществляется при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств и т.д.

Для снижения степени финансового риска применяются различные способы:

- диверсификация;

- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

- лимитирование;

- страхование (в том числе хеджирование) и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него. Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

Инвестор иногда принимает решения, когда результаты неопределенны и основаны на ограниченной информации. “Неопределённость внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в её точности, среда становится более неопределенней, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать её высоко надежной”1.Естественно, что если бы у инвестора была более полная информация, он мог бы сделать лучший прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром. Информация является очень ценным товаром, за который инвестор готов платить большие деньги, а раз так, то вложение капитала в информацию становится одной из сфер предпринимательства, последнее носит название эккаутинг. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-нибудь приобретения, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным средством снижения степени риска; банками оно применяется при выдаче ссуд и т. п., хозяйствующим субъектом - при продаже товаров в кредит (по кредитным карточкам), по дорожным чекам и еврочекам и т. п.; инвестором при определении сумм вложения капитала и т. п.

Кроме того есть возможность уменьшить риск с помощью хеджирования (в переводе - ограждение от потерь) Эта форма страхования у нас практически не известна. К примеру, фирмы, специализирующиеся на обработке сырья, страхуют прогнозируемый уровень дохо­дов передачей риска другой стороне, используя хеджи­рование. В США сырьевые материалы обычно покупаются и продаются на сырьевых товарных биржах, крупнейшими из которых являются Чикагская и Нью-Йоркская. Предпо­ложим, что на сырьевой бирже в Чикаго в конце октября 1985 года цена на зерно, которое должно быть доставлено в октябре 1986 года, была установлена 10 долл. за бушель. Условная хлебопекарная компания заключает фьючерсный контракт на поставку зерна в октябре 1986 года. На осно­вании указанного контракта компания получает право на фиксированное количество зерна по оговоренной цене и может защитить себя от вероятных коммерческих неуря­диц вследствие возможного неурожая или возможных ко­лебаний цен в будущем году. Поставщик, в свою очередь, гарантирует себе получение фиксированной цены на зерно даже в случае ее падения при перепроизводстве.

Цены, фиксируемые в фьючерсах, могут колебаться на рынке в соответствии с изменениями соотношения спроса и предложения. Предположим, к декабрю 1985 года спрос на октябрьское 1986 года зерно может вырасти и покупа­тели фьючерса могут заплатить уже большую цену (12 долл.) за доставку зерна к указанному сроку, если не успе­ли заключить сделку в октябре. Необходимо отметить, что такие колебания цен привлекают к сырьевым рынкам и биржам спекулянтов. Дело в том, что цены во фьючерсных контрактах гаранти­рованы. Поэтому спекулянты скупают фьючерсы и в слу­чае рыночного роста цен продают их потребителям, по­лучая всю или часть разницы.

Встречаются и другие разновидности хеджирования. Бизнесмены могут застраховаться от колебаний цен путем заключения контрактов «с условным требованием» (долго­срочных соглашений между покупателями и поставщи­ками), в которых указываются количество и цены на продаваемые товары или услуги. Продавец и покупатель получают от таких контрактов взаимную выгоду.

Кроме того, в США распространен перевод части фи­нансового риска при дорогостоящих наукоемких разработках на другие компании, которые в случае неудачи всего проекта возьмут на себя часть финансовых потерь (венчурные или рисковые компании).

Кроме этого существует множество путей минимизации риска, такие как: контроль за качеством производимой продукции или оказываемых услуг; тщательный подбор персонала предприятия; проверка контрагентов; правильное оформление заключаемых хозяйственных договоров и т.п.1

Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотренна (т.е. риск без финансирования). Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или резерв риска), из которых будет производитьсякомпенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием. Самострахование логично, когда стоимость страхуемого имущества относи­тельно невелика по сравнению с имущественными и фи­нансовыми параметрами всего бизнеса. Например, круп­ной корпорации нецелесообразно через страховую компа­нию страховать от пожара свое оборудование, которое установлено в небольшом арендованном ею помещении. Самострахование также имеет смысл, когда вероятность убытков чрезвычайно мала, когда фирма владеет большим количеством однотипного имущества. Так, транснациональ­ные нефтяные компании, владеющие несколькими сотнями танкеров, практикуют самостраховку. Расчет очень простой и логичный: потеря одного танкера в год, что маловероятно, обойдется компании дешевле, чем плата страховых взносов за все танкеры2. К недостаткам самострахования следует отнести дополнительные организационные затраты, недооценку уровня возможного риска, воздействие инфляции на фонд риска.

К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и т. д.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а так же различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Страхование:

Каждое стихийное бедствие и несчастный случай рассматриваются как опасность, затрагивающая предметы труда, в связи с чем возникает страховое отношение, то есть объект страховой защиты [1]. Причем страховое событие не является объектом страхования. Этим объектом выступает риск, который может произойти, а может и не произойти.

Страхование предпринимательских рисков представляет собой отношение по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых или страховых взносов (страховых премий). Система страхования зависит от специфики работы и специализации предприятия, но в общих чертах должна выглядеть следующим образом:

во-первых, страховые имущества и имущественных ценностей;

во-вторых, страхование грузопотоков;

в-третьих, страхование ответственности, которая включает в себя общегражданскую ответственность (риск загрязнения окружающей среды) и ответственность работодателя перед работниками.

Договор страхования является соглашением между страхователем и страховщиком, в силу которого страховщик обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор страхования, а страхователь обязуется уплатить страховые взносы в установленные сроки.

 К внутренним недостаткам страхования можно было бы отнести следующие1:

- вынужденное финансирование управленческих расходов и прибыли страховщика;

- издержки, связанные с перераспределением ущерба среди страхователей;

- внутренние риски страховщика;

- временной фактор.

Основная проблема страхования заключается в том, что практически никогда оно (страхование) не может обеспечить полную компенсацию всех убытков.

В некоторых случаях, если величина риска очень велика, то предприниматель может избежать риска. Избежание риска означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском.

Заключительным этапом управления риском является контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации. Он может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.

Но для того, чтобы наиболее эффективно управлять рисками на предприятии должна быть введена должность “ менеджера по риску ” или, как его еще называют, риск - менеджера. Он должен знать, как уменьшить степень вероятного риска до наибо­лее низкого возможного уровня, одновременно обеспечив достижение заданных уровней рентабельности. Кроме того, он должен предусмотреть возможность уменьшения нега­тивных последствий риска даже в случае самых неблаго­приятных для фирмы событий.

Во многих случаях риск – менеджер разделяет ответственность за различные виды риска с другими менеджерами фирмы. В частности, ме­неджер по риску вместе с финансовым менеджером за­нимаются вопросами определения степени риска всех ви­дов деятельности и оценкой их последствий, выбора вида страхования, финансовых расчетов в области страхования, самострахованием. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с ответственным за кадровую работу, инже­нером по технике безопасности и др.

Эффектив­ное прогнозирование и планирование дают возможность риск -менеджеру предвидеть и приспособиться к экономическим колебаниям или изменениям вкусов кли­ентов. Активная деятельность по изучению и предвидение возможных действий конкурентов могут помочь бизнесу адекватно на них отреагировать. Хорошо продуманные социально-экономические программы для служащих и рабо­чих способствуют предотвращению проявления недоволь­ства работников, включая забастовки. Но для наиболее эффективной работы необходимо иметь ввиду следующую схему разработки бизнес-плана, наибольшим образом влияющего на снижение степени риска11:1 - принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта: 2 - анализ собственных возможностей и способности взяться за реализацию задуманного проекта; 3 - выбор изделия или услуги, производство (оказание) которого (ой) - цель проекта; 4 - исследование возможного рынка сбыта; 5 - составление прогноза объемов сбыта (для первого года - помесячно, для второго - поквартально); 6 - выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности; 7 - разработка плана производства; 8 - разработка плана маркетинга; 9 - разработка организационного плана; 10 - разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности; 11 - решение вопросов организации бухгалтерского учета; 12 - решение вопросов страхования; 13 - разработка финансового плана; 14 - подготовка резюме к бизнес-плану.

Важное значение в уменьшении риска имеет правильное управление финансами. Ключевую роль здесь играет финансовый ме­неджер. Он может уменьшить потенциальные финансовые трудности путем своевременного направления долго­срочных инвестиций в прибыльные предприятия, а также правильного определения комбинаций разумного риска и надежности при использовании финансовых ресурсов фирмы. Кроме того, финансовый менеджер при правильном управлении оборотным капиталом может обеспечить нали­чие необходимого количества активов для покрытия не­предвиденных финансовых потерь фирмы.

Рассмотрим некоторые практические вопросы, с кото­рыми сталкивается предприниматель, начиная свой бизнес. В первую очередь это ответственные, связанные с приня­тием на себя полного риска решения о размещении и использовании материальных, сырьевых, финансовых, кадровых и других ресурсов. Главная проблема разумного распределения ресурсов в бизнесе связана с вечной пробле­мой - конфликтом между неограниченными желаниями и ограниченными возможностями. Здесь чаще всего возникает несколько вопросов общего плана, которые нужно знать и помнить любому предпринимателю:

-какие конкретно товары (или услуги) будут произво­диться (предоставляться);

-кому эти товары или услуги будут предназначены;

-каким образом товары (или услуги) будут произво­диться (осуществляться);

-насколько нужно ежегодно увеличивать поступления ресурсов (материалов, сырья, финансов, кадров и т. д.) для обеспечения роста производства.

Правильная постановка этих вопросов и их учет при организации дела могут уменьшить риск предпринимателя уже на самом начальном этапе бизнеса

Важное место в начальный период любой предпри­нимательской деятельности занимает определение шансов на коммерческий успех всего дела, или, иными словами, степени коммерческого риска, результатов инвестиционной политики фирмы или ее хозяйственной деятельности.

 

Итак, с целью уменьшения степени, уровня вероятного риска рекомендуется соблюдать ряд правил1:

1. Не следует избегать риска, надо предвидеть его и стремиться снизить до возможно более низкого уровня.

2. Начиная дело нужно оценить, подумать, какие виды потерь наиболее возможны, вероятны в данном виде предпринимательства, какова их ожидаемая величина, насколько часто они способны возникать.

3. Не надо особо страшиться потерь, величина которых не превышает расчетную, ожидаемую прибыль, такие потери в принципе допустимы, но они не должны быть слишком частыми, их вероятность должна быть существенно ниже единицы.

4. Ожидаемые потери, имеющие ощутимую вероятность появления и угрожающие убытками, существенно превышающими прибыль, должны настораживать предпринимателя. В этом случае необходимо, как минимум, образовать специальный резервный фонд самострахования и четко представлять, из каких источников будут компенсироваться потери в случае их возникновения.

5. Если предприниматель отваживается идти на риск достаточно вероятных потерь, значительно превышающих прибыль и способных нанести ему крупный финансовый ущерб, он обязан прибегнуть к страхованию проводимой операции. Страхование риска представляет один из лучших способов его уменьшения, но оно связано с новыми потерями в виде страховых взносов, которые должны быть посильными для предпринимателя. Страховать можно имущество, коммерческие операции, перевозки грузов, здоровье, жизнь.

6. При наличии критического риска желательно разделить его между всеми участниками операции согласно договору таким образом, чтобы общими усилиями можно было бы компенсировать возможные потери.

7. Нужно избегать как огня дел, связанных с катастрофическим риском, потери от которого предприниматель не в силах возместить. Вероятность таких потерь должна быть столь мала, что ей можно пренебречь (близкой к нулю). Иначе нельзя начинать подобное дело.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...