Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инвестиционный проект по созданию и комплексному развитию (музеефикации) историко-археологического и природно-ландшафтного музея-заповедника




«ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ»

(рабочий вариант)

 

На территории Харабалинского района Астраханской области находятся три объекта историко-культурного наследия, два из которых – Селитренное городище и Хошеутовский Хурул – являются памятниками федерального значения (рис.1).

Селитренное городище является остатками столицы Золотой Орды (XIII-XV вв.) города Сарай (Сарай аль-Махруса, Сарай аль-Джедид, Сарай Бату) – одного из крупнейших городов средневековой Евразии. Охранная зона памятника 2061,5 га.

Комплекс мавзолеев у пос. Лапас (Ак-Сарай) является некрополем золотоордынских ханов и сарайской аристократии (XIV-XV вв.). Охранная зона памятника 197 га.

Хошеутовский Хурул буддийский храм, памятник архитектуры XIX в. Построен в 1818 г. на средства владельца Хошеутовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии Сербеджаба Тюменя в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г. Архитектурная площадь памятника 200 м2.

Кроме того, на территории Харабалинского района находится ряд привлекательных природных объектов. Селитренное городище расположено на левом берегу реки Ахтуба, на бурых полупустынных, супесчаных почвах с изреженной растительностью, пересеченных цепями бугров Бэра, имеющими единую ориентацию по линии юго-запад – северо-восток. В районе центральной части городища на берегу Ахтубы имеется удобный песчаный пляж. В 1 км от берега находятся два соленых озера, вода которых отличается лечебными свойствами. В разнообразной степной растительности особое место занимает небольшая плантация мексиканских кактусов (опунция). В песчаных котловинах, находящихся в восточной части городища имеются выходы кристаллов природного гипса – «гипсовые розы».

В районе пос. Лапас находится западная граница Волго-Уральской пустыни с песчаными массивами, уходящими на восток.

Хошеутовский Хурул, находится на территории села Речное, расположенном на живописном берегу р.Волга.

Природные объекты и условия делают посещение Харабалинского района по музейному маршруту еще более привлекательными.

Обилие исторических и природных объектов на территории одного Харабалинского района дало возможность специалистам Астраханского музея-заповедника, при поддержке администрации МО «Харабалинский район», разработать Инвестиционный проект по созданию и комплексному развитию (музеефикации) Историко-археологического и природно-ландшафтного музея-заповедника «Великая Степь» - филиала ОГУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник».

Доступность объектов. Все три, обозначенных объекта расположены вдоль автотрассы Астрахань-Волгоград. Расстояние от областного центра до пос.Лапас 70 км, до с.Селитренное 120 км, до с.Речное 110 км по трассе и 30 км по ответвленной асфальтированной дороге. Кроме того, до с.Речное возможен подъезд на речном транспорте.

Посещаемость района. На территории Харабалинского района находится более 50 туристических баз (более 500 на территории Астраханской области). В весенне-летний период Харабалинский район посещают или проезжают через его территорию более 150 тыс. человек.

Работа по созданию имиджа. Селитренное городище в результате проведенного в 2007 году конкурса получило статус «8 чудо света от Астраханской области». В честь этого события звезда из созвездия Весов получила имя «Сарай Бату». На протяжении двух лет на территории Селитренного городища (впервые в России) проводится межрегиональный праздник «15 августа – День археолога».

Селитренное городище (рис.2).

«Город Сарай – один из красивейших городов, достигающий чрезвычайной величины на ровной земле, переполненной людьми, красивыми базарами и широкими улицами… В нем тринадцать мечетей для соборной службы… Кроме того, еще чрезвычайно много других мечетей… В нем живут разные народы, как то монголы…, асы…, кипчаки, черкесы, русские и византийцы. Каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их». Таким увидел Сарай арабский путешественник Ибн-Батута в 30-х гг XIV века. Город Сарай, Сарай ал-Махруса – столица улуса Джучи – в научном мире более известный, как Селитренное городище, расположен на берегу реки Ахтуба в Харабалинском районе Астраханской области. Селитренное городище является памятником археологии федерального значения и считается, по праву, одним из крупнейших археологических объектов Российской Федерации.

Развалины золотоордынской столицы издавна привлекали к себе внимание путешественников и исследователей. Целый ряд ученых оставил описание городища: И.П. Фальк, П.С. Паллас, И. Потоцкий, М.С. Рыбушкин, И. Шеньян, А.В. Терещенко, Н.П. Загоскин, А.А. Спицын.

Первые по настоящему научные раскопки городища были проведены в 1922 г Ф.В.Баллодом, который снял его план, условно разбил город на семь районов, дав им социальную характеристику, провел классификацию находок.

С 1965 г. Селитренное городище исследуется Поволжской археологической экспедицией ИА РАН, руководство которой осуществлялось А.П. Смирновым, Г.А. Федоровым-Давыдовым, В.В. Дворниченко. За десятилетия изучения города в руки ученых попала богатейшая археологическая информация, с помощью которой было изменено представление об улусе Джучи как о кочевом государстве с малочисленными и слаборазвитыми городами. К настоящему времени на городище полностью исследовано более 30000 м2. Интенсивные работы экспедиций позволили реконструировать цивилизацию Золотой Орды, представляющей собой симбиоз двух миров – городской культуры и степной стихии кочевников. В процессе раскопок были раскрыты многочисленные жилища рядовых горожан, усадьбы и дворцовые конструкции золотоордынской аристократии, погребальные и производственные сооружения, бани и культовые постройки. В ГИМе, Эрмитаже, Астраханском музее-заповеднике хранятся многочисленные коллекции предметов - керамические сосуды, изделия из металлов, кости – найденных во время раскопок, показывающих всю многогранность материальной культуры Золотой Орды.

Постановлением Совета Министров РСФСР №1327 от 30.08.1960 г. Селитренное городище было признано памятником археологии государственного значения. Была определена охранная зона городища и зона регулируемой застройки, разработаны режимы ее использования, гарантирующие сохранность памятника от воздействия хозяйственной деятельности человека. В 2002 г. был составлен Паспорт памятника, в котором утверждена новая, значительно увеличившаяся, охранная зона (2061,5 га).

В 1969 г. впервые принимается решение о музеефикации Селитренного городища. В 2003 г в целях дальнейшего изучения и сохранения памятника началось создание музея «Селитренное городище», являющегося филиалом ОГУК «Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника» (АГОИАМЗ). Это позволило не только увеличить масштабы исследовательских работ на городище, но и более продуманно подойти к проблеме сохранения памятника, как объекта историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Комплекс мавзолеев у пос.Лапас (рис.3).

В 40 км ниже Селитренного городища у села Лапас находится крупный памятник золотоордынской эпохи. Здесь на берегу реки Большой Ашулук обнаружены небольшой поселок строителей и гончаров и, расположенный в степи золотоордынский некрополь. В ходе работ Поволжской археологической экспедиции были зафиксированы остатки 14 памятников средневековой погребальной архитектуры. Пять крупных мавзолеев образуют две аллеи, к которым примыкают сооружения более мелких размеров. Современные исследователи считают, что в четырех крупнейших мавзолеях Лапаса погребены четыре хана-мусульманина: Берке (1257-1267), Узбек (1312-1341), Джанибек (1341-1357), Бердибек (1357-1359).

Местоположение некрополя отмечено на итальянской карте 1367 года братьев Пицигани с латинской надписью «Гробницы императоров, умерших в районе Сарайской реки».

Сведения об этом некрополе имеются в «Книге путешествия» турецкого дипломата Эвлии Челеби, посетившего Нижнее Поволжье в 1665-1666 гг. Им приводятся следующие сведения:

Из раздела «По поводу нашего подъема вверх по реке Волге»:

«Затем, после Астрахани, на расстоянии дневного перехода по берегу Волги находится стоянка Бештепе – пять высоких гор правильной формы. Их верхняя часть – искусственная, это насыпные горы, наподобие трех священных гор, находящихся в Египте в окрестностях Гизы. Каждая из упомянутых пяти гор видна с расстояния трех дневных переходов».

Из раздела «О причине разрушения города Сарая»:

«И на высоком пороге каждой гробницы, на каменных плитах могил, отчетливым почерком написано: возраст и годы жизни обладателя могилы, его добрые дела и прекрасные свойства, перечислено все, чем он в своей жизни владел, что совершил, каким человеком был. То редкостные памятники удивительного народа».

Анализ исторических событий, происходивших в XIV веке на территории Золотой Орды, и нумизматического материала, полученного в ходе исследований памятника, позволяют с большой степенью уверенности связать образование некрополя (и центрального (№1) мавзолея) с именем хана Узбека, утвердившего в Золотой Орде ислам государственной религией.

Хошеутовский хурул.

Хошеутовский хурул – буддийский храм, памятник архитектуры XIX в. Построен в 1818 г. на средства владельца Хошеутовского улуса Калмыцкой степи Астраханской губернии Сербеджаба Тюменя в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 г. Авторами проекта выступили Батур-Убуши Тюмень и буддийский священнослужитель Гаван Джимбе. Храм был построен вблизи Тюменевки – родового поместья рода Тюменей, на месте старого деревянного хурула. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Храмовый комплекс объединял четыре хурула: Ики хурул (собственно Хошеутовский хурул), Большой Манлы, Большой Докшадын, Малый Цацан. В начале XX в. в хуруле было 35 монахов. В 1867 и 1907 гг. были проведены реконструкции храмового комплекса. В 1926 г. В Хошеутовском хуруле было 17 гелюнгов и 14 манджи. В 30-е годы XX в. богослужения в хуруле были приостановлены, здание было передано детскому саду, позднее хурул становится школой и зернохранилищем. В 60-е годы XX в. были снесены галереи и малые башни хурула. Решением исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года Хошеутовский хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). В сентябре 1989 года руководством Калмыцкой АССР и Астраханской области было принято решение о начале работ по реставрации памятника, был создан оргкомитет и определены задачи реставрационной деятельности. В 1991 году объединением «Росреставрация» были начаты работы по восстановлению памятника. В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.

Концепция музейного комплекса должна соответствовать традициям и основным категориям буддийской культуры приволжских калмыков, исторической роли калмыков в судьбе России, символичности данного объекта. Основой существования музейного комплекса представляется форма «музей-храм» - тем самым не будут ущемлены права верующих-буддистов Республики Калмыкия и Астраханской области и будет сохранен памятник истории и культуры.

Цели, преследуемые проектом:

- создание особо охраняемой территории - Историко-археологического и природно-ландшафтного музея-заповедника «Великая Степь», в состав которого будут входить: Селитренное городище (остатки столицы Золотой Орды города Сарай ал-Махруса, XIII-XIV вв.); Ханский некрополь у пос. Лапас (XIV-XV вв.); Хошеутовский хурул (XIX в.);

- научное изучение объектов, входящих в состав музея-заповедника «Великая Степь»;

- обеспечение сохранности наследия материальной и духовной культуры средневекового государства Улус Джучи;

- развитие туристической инфраструктуры на территории музея-заповедника «Великая Степь».

Задачи, поставленные перед разработчиками проекта:

- археологическое изучение, реставрация и музеефикация архитектурных объектов Селитренного городища и Ханского некрополя у пос. Лапас;

- строительство зданий музеев на Селитренном городище и Ханском некрополе у пос. Лапас, оформление их экспозиций; оформление экспозиции музея-храма в Хошеутовском хуруле;

- издание научной и научно-популярной литературы и сувенирной продукции.

Реализация данного проекта приведет к созданию на территории Харабалинского района Астраханской области еще одного крупного в Российской Федерации музейного, научного и туристического центра, что будет не только благотворно влиять на сохранение археологического наследия, но и станет основой для экономического развития территории.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1.Карта Астраханской области с обозначением памятников, находящихся на территории Харабалинского района.

Рис.2. План-схема Селитренного городища с размещением музейных объектов.

Рис.3. Схема расположения музейного комплекса у пос. Лапас.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...