Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озера 3 глава




(4.78)

Определяем необходимую степень очистки по формуле:

, (4.79)

где n - степень разбавления сточных вод.

Задания для расчёта необходимой степени очистки

сточных вод на локальных очистных сооружениях

Цели задания:

- рассчитать необходимую степень очистки сточных вод на локальных очистных сооружениях и доочистки на общегородских сооружениях для повторной подачи очищенных жидкостей в общегородской промышленный водопровод;

- разработать план мероприятий и технологические схемы по очистке сточных вод и подачи их в систему промышленного водопровода предприятия и промузла.

1. Пользуясь исходными данными по химическому составу сточных вод, вод естественного водоёма (табл.57) и вод определённого назначения (табл. 58), установить:

- степень разбавления сточных вод в водоёме в заданном створе;

- необходимую степень очистки сточных вод от взвешенных частиц:

- необходимую степень очистки от загрязнителей, определяющих БПК полн с учётом расчётной концентрации кислорода в сточных водах;

- расчётное изменение реакции среды (рН) водоёма при сбрасывании в него сточных подготовленных и неподготовленных вод;

- мероприятия по снижению уровня теплового загрязнения водоёма;

- степень очистки загрязнённых жидкостей от растворённых в них вредных веществ.

2. Составить комплекс мероприятий по очистке сточных вод и организации оборотной системы водоснабжения.

Таблица 4.9

Химический состав сточных и природных вод для расчёта необходимой степени очистки сточных вод на очистных сооружениях

Параметры сточных и природных вод Вариант очистки
                   
                     
Расход сточных вод, q3/с)   2,5 3,5   4,5          
Концентрация взвешенных веществ, (мг/с)                    
Время протекания воды от места сброса до расчетного створа, t сут 0,3   0,7 0,8 1,2 1,5   2,5 0,5 1,25
Полная биохимическая потребность сточной воды в кислороде Lct (мг/п)                    
Содержание кислоты в сточных водах, Ск (мг-экв/п)                    
Температура сточных вод, t0С                    
Содержание вредных веществ, (мг/л) Мышьяк Ртуть Селен Свинец Кадмий Цинк Фтор Аммиак (по азоту) Нитраты (по азоту) Нефть многосернистая Фенол Бензол Цианиды Речная вода, куда сбрасываются сточные воды     0,06 0,05 0,03 0,5 - 2,1 1,5 0,07 2,6 - -     0,07 0,01 0,04 0,2 - 1,5 2,1 - 0,09 2,2 - -     - 3,06 0,02 0,03 1,02 1,2 2,6 3,5 0,2 3,5 0,6 -     0,04 - 0,01 - - 1,8 2,4 2,7 0,4 -     0,01 1,2 0,05 2,1 1,7 4,0 1,2 0,5 - - -     0,02 1,6 0,04 5,0 2,8 1,5 0,05 -     0,8 0,3 - 1,5 3,0 - 2,5 0,5 0,06     0,5 - - 0,7 3,0 2,5 1,8 - 0,8 - -     0,9 - 0,03 - 1,5 5,0 2,6 3,5 0,5 0,6 0,1 0,3     1,0 0,6 - - - 2,4 1,8 0,6 - 0,8 0,1
Расход воды, О3/с)                    
Коэффициент смещения, g 0,3 0,25 0,35 0,25 0,4 0,5 0,6 0,7 0,4 0,5

 

 

Продолжение таблицы 4.9

                     
Концентрация взвешенных веществ до сброса сточных вод, Св (мг/л)               10,5 9,5 11,5
Биохимическая потребность в кислороде, Lв, или ОБПК (мг/п) 2,2 1,8 2,1 2,2 1,7 2,5 2,4 2,6 2,2 2,0
Содержание растворенного кислорода в речной воде до сброса сточ.вод, Ов (мг/п) 7,5   8,5   7,5 8,2 7,2 6,5 9,5  
PH   7,2 6,9 7,8   6,8   8,2 6,6 7,8
Щелочность (мг/л) 3,5 3,2         3,3 4,6 6,5  
Масимальная температура в наиболее теплый месяц до спуска сточных вод, t0Cmax                    
Содержание вредных веществ, мг/л: Кадмий Ртуть Свинец Цинк Фтор Мышьяк Аммиак (по азоту) Нитраты (по азоту) Бензол Нефть многосернистая Фенол     0,06 0,002 0,001 0,05 0,7 - 0,3 0,2 - -     0,001 - 0,005 0,02 1,2 - 0,4 - - -     - - - 0,005 0,8 0,02 0,01 0,05 - -     0,003 0,001 - - 0,5 - 0,5 1,5 - 0,001 5х10-4     0,001 0,001 0,005 - 0,4 - - 1,8 0,03 0,01 -     0,002 - 0,005 0,01 0,8 - 0,05 - - -     0,003 0,006 0,02 1,2 - - - - 0,01     - - 0,03 0,05 0,8 0,01 0,2 - - -     - - 0,01 0,006 1,2 0,03 0,03 0,6 - 0,01 -     0,003 0,001   0,01 - 0,01 - 0,05 -

 

Таблица 4.10

Хозяйственное назначение водоема

Номер варианта Цель водопользования
   
  Хозяйственно-питьевое водоснабжение маслосырзавода
  Снабжение водой мясокомбината
  Культурно-бытовое водоснабжение мелькомбината
  Снабжение водой хлебозавода
  Хозяйственно-питьевое водоснабжение сельскохозяйственного предприятия
  Хозяйственно-питьевое водоснабжение рыбоконсервного комбината
  Снабжение водой спиртзавода
  Снабжение водой кондитерской фабрики
  Хозяйственно-питьевое водоснабжение завода, безалкогольных напитков
  Культурно-бытовое водоснабжение птицефабрики

 

Таблица 4.11

Расчет необходимой степени очистки сточных вод

на очистных сооружениях

№ Вари анта Степень разбавления Эвзв, % ЭБПК , % Э о, % содержания растворенного кислорода Эк, % Максимально допустимая температура Сств мг/л Эвр, %
                 

3. Результаты расчёта представить в виде развернутых расчётов по пунктам задания с подробными пояснениями. После завершения всех расчётов свести их в таблицу. Указать необходимые методы и способы очистки сточных вод в зависимости от загрязнителя, приложить технологическую схему локальных общегородских очистных сооружений и оборотной замкнутой системы промышленного водопровода таб. 1, 2, 3, 4 Приложения III)

 

Контрольные вопросы

1. Чем отличается водопотребление от водопользования?

2. Почему загрязнение водных объектов опаснее, чем загрязнение атмосферного воздуха?

3. Основные вещества-загрязнители вод.

4. Что такое ОДУ?

5. Какие данные необходимо для расчета нормативов допустимого сброса?

6. Что такое органолептический лимитирующий показатель вредности (ЛПВ)?

7. Почему образуются «кислотные дожди»?

8. Что такое ЛВП? Для чего он нужен?

9. Что такое коэффициент смещения?

10. Назовите общие требования к составу и свойствам поверхностных вод?

11. Что характеризует БПК?

12. Что такое спецводопользование?

13. Назовите виды водопользования.

14. Что такое фоновая концентрация?

15. Что обозначает степень разбавления сточных вод?

16. Что такое водоток?

17. Назовите методы очистки сточных вод?

18. Что такое локальные очистные сооружения?

19. Что такое контрольный створ?

20. Назовите физико-химические методы очистки сточных вод.

21. Какое влияние оказывают нефтепродукты на водные объекты?

22. Какое влияние оказывают ПАВы на водные объекты?

23. Что такое предварительная очистка сточных вод?

24. Для чего используется механическая очистка сточных вод?

25. Что такое ПДК для рыбохозяйственных водоемов и чем оно отличается от ПДК для хозяйственно-питьевого водопользования?

26. Укажите химические вещества, которые относятся к тяжелым металлам, в чем проявляется их вредность для водоемов.

27. По каким показателям определяют качество поверхностных вод?

28. Как классифицируются примеси воды по их фазово-дисперсному состоянию?

29. Что такое городской коллектор, условия приема сточных вод в сети канализации?

30. Что такое водоохранная зона?

5. ЗАЩИТА ЛИТОСФЕРЫ

5.1. Правовые основы регулирования обращения отходов

 

На основе действующего законодательства в стране заложены основы организационного, экономического и юридического механизмов в сфере об­ращения с отходами.

В частности, предусмотрены различные виды управления в этой сфере общественных отношений. В первую очередь предусмотрено государствен­ное управление, а также местное самоуправление, общественное и ведом­ственное управление по обращению с отходами. Предусмотрены и методы управления в обращении с отходами.

В первую очередь законодательно заложены административные методы, как правило, осуществляемые путем прямого воздействия на поведение управ­ляемых объектов и обеспечение возможностью применения мер государ­ственного принуждения в случае их невыполнения или выполнения ненадле­жащим образом.

Вместе с этим важное место отводится и экономическим методам, которые призваны воздействовать на деятельность управляемых объектов через их эко­номические интересы (например, понижение размера платы за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами).

Экономическое стимулирование деятельности в области обращения с от­ходами осуществляется посредством:

- понижения размера платы за размещение отходов индивидуальным
предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность,
в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий,
обеспечивающих уменьшение количества отходов;

- применения ускоренной амортизации основных, производственных
фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращения с отходами.

Определенное место отводится и идеологическим методам, которые призваны влиять на поведение участников процесса управления через их сознание.

Первостепенное значение в области обращения с отходами отводится го­сударственному управлению в лице специально уполномоченных федераль­ных органов исполнительной власти — Министерству природных ресурсов РФ, Роспотребнадзору и ряду других министерств и ве­домств.

На эти министерства и их органы на местах, атакже органы местного са­моуправления возложены различные функции.

Информационная функция, т. е. обеспечение необходимой информацией населения об угрозе или риске для здоровья; о программах и мерах, принимае­мых уполномоченными государственными и иными органами в области обра­щения с отходами. В соответствии с законодательством в стране на федераль­ном и местном уровнях ежегодно готовятся и публикуются государственные доклады о состоянии окружающей среды в целом по стране и в отдельных ее субъектах, которые в обязательном порядке рассылаются во все государ­ственные и муниципальные библиотеки, а также в адрес заинтересованных министерств и ведомств. Представляемая информация об отходах должна быть достоверна, доступна для населения, полная и постоянно поддержи­ваться в актуальном состоянии.

Функция ведения Государственного кадастра отходов. Порядок ведения кадастра должен осуществляться по единой системе, и этот порядок опре­деляется Правительством РФ, т. е. законодательно предусмотрено единство системы и технологии, его ведения на всей территории страны. В состав све­дений государственного кадастра отходов предусмотрено включение сле­дующих основных сведений: классификационный каталог отходов, реестр объектов размещения отходов, а также данные об отходах и технологиях ис­пользования и обезвреживания отходов различных видов.

Функция нормирования и лимитирования. В целях обеспечения охраны окружающей среды в целом и ее компонентов в частности, а также обеспече­ния охраны здоровья населения, уменьшения количества отходов примени­тельно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осу­ществляющим деятельность в области обращения с отходами, специально уполномоченными государственными органами устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с норма­тивами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую при­родную среду специально уполномоченные федеральные органы испол­нительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разраба­тывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их разме­щение.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство РФ «Правила разработки и утверждения нор­мативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461», а также «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природ­ных ресурсов РФ от 11.03.2002 г. № 115», «Методические рекомендации по оформлению проекта нормативов образования и лимитов размещения отхо­дов, утвержденные Госкомэкологией РФ от 29.04.1999 г».

При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их разме­щение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Россий­ской Федерации.

Функция контроля осуществляется специально уполномоченными госу­дарственными органами, органами местного самоуправления, специальными экологическими службами предприятий и силами общественности. Таким образом, контроль в области обращения с отходами можно классифициро­вать на следующие виды: государственный; общественный; местного само­управления; производственный.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с от­ходами осуществляют специально уполномоченные федеральные органы ис­полнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со сво­ей компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный контроль за деятельностью в области обращения с от­ходами включает в себя:

- контроль за выполнением экологических, санитарных и иных требо­ваний в области обращения с отходами;

- контроль за соблюдением требований к трансграничному перемеще­нию отходов;

- контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в обла­сти обращения с отходами;

- контроль за соблюдением условий осуществления деятельности по
обращению с опасными отходами на основании соответствующих лицензий;

- контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

- контроль за соблюдением требований и правил транспортирования
опасных отходов;

- контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества
отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополни­
тельных источников сырья;

- контроль за достоверностью представляемой информации в области
обращения с отходами и отчетности об отходах;

- выявление нарушений законодательства Российской Федерации
в области обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

- привлечение в установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Решения органов, осуществляющих государственный контроль за дея­тельностью в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Производственный контроль в области обращения с отходами осуществ­ляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соб­людения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Порядок осуществления производственного контроля в области обраще­ния с отходами определяют юридические лица, осуществляющие деятель­ность в области обращения с отходами, по согласованию со специально упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Общественный контроль в области обращения с отходами в соответствии со ст. 27 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и ст. 11, 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» вправе осуществлять граждане и общественные объединения, в первую очередь эко­логической направленности.

Вместе с этим не следует отождествлять функцию экологического конт­роля в сфере обращения с отходами с экологическим мониторингом, эколо­гической экспертизой или экологическим аудитом, поскольку это несколько иные функции.

Функция паспортизации (ст. 14) включает в себя ведение на опасные отхо­ды специальных паспортов. Паспорт опасных отходов составляется на осно­вании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки и опасно­сти. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.

Экологическая паспортизация в нашей стране началась с 1987 г. и про­должается в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04—90 до 2000 г. В настоящее время паспортизация предприятия проводится в соответствии с ГОСТ 17.0.0.06— 2000. Ей подлежит каждое функционирующее предприятие. Экологиче­ский паспорт предприятия — документ, в котором содержатся систематизи­рованные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, их состоянии, видах воздействия на них, оказывае­мых в ходе хозяйственной и иной деятельности, мерах по защите окружаю­щей среды, т. е. это комплекс данных об уровне использования предприяти­ем природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды и оформляется как мини­мум в трех экземплярах, которые хранятся у природопользователя, специаль­но уполномоченного органа экологического управления, территориального органа исполнительной власти. Данный документ подлежит периодической (не реже раза в год) проверке, уточнению, дополнению. Экологическая паспортиза­ция (по форме) проводится на предприятиях различных отраслей народного хо­зяйства — транспортной, строительной, горно-добывающей и т. п.

Радиационно-гигиеническая паспортизация введена в 1998 г. и является государственной системой оценки влияния основных источников ионизи­рующего излучения (техногенных и естественных). Она предназначена для обес­печения радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

Радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий включают сведе­ния об оценке радиационной безопасности населения (персонала); инфор­мацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенному уровню воздействия ионизирующего излучения; прогноз ра­диационной ситуации в организациях и на территориях; рекомендации в об­ласти обеспечения радиационной безопасности; анализ эффективности про­водимых мероприятий и информацию, необходимую для принятия решения органами управления. Радиационно-гигиенические паспорта организаций ведутся их руководством, а территорий — органами исполнительной власти субъектов РФ. В отличие от экологических паспортов они составляются еже­годно и представляются на заключение в учреждения Роспотребнадзора.

Функция сертификации включает в себя сертификацию продукции и услуг, т. е. специализированную деятельность по подтверждению соответствия го­товой продукции или иного сертифицируемого объекта предъявляемым к нему требованиям по охране окружающей среды и экологической безопасности.

Экологическая сертификация - бывает двух видов: обязательная и добро­вольная. Перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сер­тификации, устанавливается либо специальным законодательством, либо Ми­нистерством природных ресурсов РФ.

Эксперты подчеркивают важную роль экологической сертификации в обеспечении безопасности, защите окружающей среды и здоровья людей. Она служит средством подтверждения экологически значимых показателей качества продукции, заявленных изготовителем; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; контроля за безопасностью продукции. Для окружающей среды, здоровья и имущества; защиты потребителя от недоб­росовестного изготовителя (продавца, исполнителя).

Обязательной сертификации подлежит продукция оборонных отраслей промышленности; ввозимые на территорию России товары и технологии, от­ходы; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ст. 7, 16). Экологические стандарты и сертификаты следует отли­чать от экологических деклараций и экологических паспортов.

Функция государственного учета (ст. 19, 1) в сфере обращения с отходами предполагает установление порядка учета опасных отходов, сбора, обобщения, оценки и анализа соответствующей информации специально уполномоченны­ми органами исполнительной власти. Система органов учета законодательно предусмотрена на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Ин­дивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие дея­тельность в области обращения с отходами, обязаны представить отчетность в порядке и сроки, которые определены специально уполномоченным феде­ральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами ис­полнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осу­ществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально упол­номоченными федеральными органами исполнительной власти в области об­ращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Декларация — это новый вид обеспечения экологической безопасности деятельности, объектов, продукции. Одновременно она способствует расши­рению сферы самостоятельности предпринимателей и иных лиц, связанных по роду своей деятельности с экологическими рисками, и их ответственности за принимаемые решения и действия. Российским законодательством по­следних лет она достаточно активно внедряется в правовое поле. Декларация представляет собой официальный документ, в котором субъект сам опреде­ляет показатели, параметры, направления своей деятельности и, тем самым, возлагает на себя обязательства по их соблюдению.

В настоящее время существуют следующие виды деклараций, связанных с охраной окружающей среды:

Декларация промышленной безопасности — официальный документ, утверждаемый руководителем организации, эксплуатирующей опасный объект. Природопользователь несет ответственность за полноту и досто­верность сведений, содержащихся в декларации. Она представляется органам государственной власти, местного самоуправления, общественным объеди­нениям и гражданам в установленном законом порядке. Существует два вида обязательных деклараций такого рода — названные в п. 2 ст. 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объек­тов» и определенные Правительством РФ либо Госгортехнадзором РФ. К первой группе относятся все те объекты, на которых получаются, использу­ются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничто­жаются опасные вещества в количествах, определенных приложением 2 к на­званному закону.

Декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов имеет приложение — информационный лист.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ,
в котором определяются меры по обеспечению безопасности гидротехниче­ского сооружения с учетом его класса. Она представляется собственником сооружения или эксплуатирующей его организацией и на основании заклю­чения экспертизы утверждается органом надзора за безопасностью гидро­технических сооружений. Декларация является основанием для внесения сооружения в Регистр и выдачи разрешения на строительство, ввод в эксплуа­тацию или вывод из эксплуатации, реконструкцию, капитальный ремонт,
восстановление или консервацию.

Декларация о соответствии пищевых продуктов, материалов и изделий, не подлежащих обязательной сертификации, требованиям нормативных до­кументов. Такие декларации подаются индивидуальными предпринимателя­ми и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовле­нию и обороту пищевых продуктов.

В зарубежном законодательстве декларации о безопасности и заявления о деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, широко распространены.

В области обращения с отходами государство важное место отводит эко­номическому механизму, основой которого является глава V Федерального закона «Об отходах производства и потребления». В частности, в соответ­ствии со ст. 23 закона предусмотрена плата за размещение отходов, которая взимается с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации

Кроме этого предусматривается разработка программ в области обраще­ния с отходами. Так, в целях планирования мер по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состоя­ния окружающей среды, а также уровня социально-экономического разви­тия территорий федеральные органы исполнительной власти и органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают соответственно федеральные целевые программы и региональные целевые программы в области обращения с отходами. Финансирование программ в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законода­тельством Российской Федерации и законодательством субъектов Россий­ской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...