Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития проблемы безопасной жизнедеятельности




Введение. Основные понятия, термины и определения

1. Этапы развития проблемы безопасной жизнедеятельности

2. Безопасность жизнедеятельности и аспекты ее проявления

3. Жизнедеятельность как комплекс взаимосвязей в социосфере

4. Определение и понятия безопасности жизнедеятельности

5. Безопасность жизнедеятельности и природная среда*

6. Экологические опасности*

7. Источники загрязнения среды обитания*

*- темы для самостоятельного изучения

Вопросы безопасной жизнедеятельности возникали с древнейших времен. Еще первобытные люди спасались от перепадов температуры, а также от осадков в пещерах или других укрытиях, огораживали стойбища от диких животных (позднее это привело к строительству жилья). Совместная охота, сооружение ловушек доказывают в некоторой степени осознанное отношение людей к вопросам безопасности: в одиночку или малой группой справиться с добычей они не могли. Природным катаклизмам человеку и прошлого и современного трудно противостоять, но все же сейчас появилась возможность прогнозировать их и принять некоторые меры безопасности.

Усовершенствовав орудия деятельности, например, научившись делать огнестрельное оружие, человек оказался перед проблемой того, как обезопасить себя и других от неосторожного с ним обращения. Любой предмет, оказавшись в руках агрессивно настроенного, рассеянного или беспечного человека может оказаться опасным. Борьба за выживание в каменном веке привела к возникновению племен захватчиков, что вынудило более мирные племена обороняться. Позднее одной из задач возникающих государств оказалась задача защиты своего населения от угрозы нападения. Ярким примером становления этого процесса стала история городов Эллады, не помышлявших о войне, и Рима, целью которого было расширения своих границ. Результатом этого столкновения и явилось становление Римской империи. Войны прошлого приносили много бед, но использование оружия массового уничтожения (биологического, химического, ядерного) способно уничтожить жизнь на Земле. Даже локальные войны несут в себе эту угрозу, о чем предупреждал академик А.Д.Сахаров. И в этом случае нужно говорить не просто о безопасности жизни одного человека или государства, а о безопасности человечества. Опасные взаимоотношения между людьми характеризуются не только войнами или негативными социальными отношениями. Созданная человеком техносфера, губительно сказывается на нем как через прямое, так и косвенное воздействие. В этих и других ситуациях стоит вопрос о сохранении безопасности жизни, например, путем мирных переговоров, через разработку инструкций по работе с приборами, через усовершенствование средств защиты и т.д. Таким образом, можно говорить о филогенезе вопросов безопасности и выделить ряд исторических этапов.

 

Этапы развития проблемы безопасной жизнедеятельности

1 этап - этап эмпирических знаний - человек имеет примитивные орудия воздействия на среду, не имеет достаточно надежных средств зашиты от воздействия природно-климатических факторов, поэтому отмечается полная зависимость человека от окружающего мира. Это этап практико-магического подхода к обеспечению безопасности жизнедеятельности.

2 этап - этап внушения и убеждения - соразмерен античности. В это время жили Конфуций, Будда, библейские пророки, Гераклит, Сократ и другие ученые мужи, которые опыт превращают в знание, в том числе и по безопасности жизнедеятельности. Более того, можно говорить о появлении людей, которые целенаправленно передают (внушая или убеждая) накопленный опыт и знания по БЖД.

3 этап - этап религиозного мистицизма - охватывает средневековье. Этот период отличается наличием тяжелого физического труда: крестьянского, мануфактурного рабочего, матроса и др., при низком калорийном уровне и скудном разнообразии пищи. При этом из-за зависимости от погодных условий жизнь людей сопровождалась голодными периодами.

4 этап - этап возрастающей техногенной опасности, охватывает Новое время. В начале этого этапа труд является религиозной обязанностью, отмечается высокая требовательность к отдельному человеку, несмотря на то, что в религиозных общинах общественная жизнь была демократична по устройству. Любое неподчинение общественной морали и закону подвергалось санкциям: порка, колесование, смертная казнь. Человеческая жизнь ставилась гораздо ниже принятых норм.

5 этап - этап охраны труда - совпадает с Новейшим временем. К этому времени биосфера постепенно начала утрачивать значения для человека, замещаясь техносферой, которую человек создал для реализации своих потребностей.

Для снижения опасностей в бытовой сфере к приборам прилагаются инструкции, выполнение которых обязательно, но зависит от самого человека.

6 этап - этап реализации безопасности человека во всех сферах его деятельности - представлен Современностью. К этому времени произошли колоссальные изменения в системе организации оболочек Земли. Прежде всего на планете появилась более сильная чем биотическая сила – общественная сиситемообразующая сила, которая образовала социосферу, под действием которой биосфера превратилась в подсистему. И, если методы охраны труда, гражданской обороны, гигиены носили разрозненный характер, то Современность поставила цель: формирование осознанной потребности безопасной жизнедеятельности. В центре решения этой проблемы оказался ЧЕЛОВЕК, поэтому имеет смысл уточнить определение, введя в него кроме упомянутых факторов (природного, социального, техногенного) еще и человеческий фактор.

Таким образом, приоритетным направлением Современности считается принцип гуманитаризации и гуманизации всех сфер деятельности, который должен быть реализован на практике. При этом на первый план выходят несколько позиций:

- ценность самой личности, ее жизни и деятельности для всех и каждого;

- самоценность и самозначимость личности, т.е. осознание ею своего места в жизни общества, готовность ее к усвоению социальных ценностей, как предпосылки для повышения уровня притязаний и самооценки, в том числе в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности личной и окружающих;

- способность человека к самостоятельности не только в действиях, но и мыслях, что напрямую связано с формированием творческой активности личности и ее самоактуализацией через достижение жизненных целей и задач, невозможных без реализации принципа организации безопасной жизнедеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...