Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Новые сведения о становлении театра А. К. Грузинова




В АСТРАХАНИ (1809-1818 гг.)

О первых годах существования в Астрахани театра известно немного за недостатком источников. Этой темой занимались члены Петровского общества исследователей Астраханского края (5), в Государственном архиве Астраханской области удалось найти дело, которое послужило основой для доклада общества (3), но некоторые сведения члены Петровского не использовали. Так же выявленные и другие дела, позволяющие дополнить информацию о становлении драматического искусства в городе.

Датой официального открытия театра считается декабрь 1810 года, однако в дневниках протоиерея Скопина прямо говорится об открытии в Астрахани театра в 1797г.: «В Астрахани появился театр и представлена была опера «Мельник» в первый раз». (8. С.145) Мемуарист не называет владельца театра, но документе приведенном И.Саввинским упоминается «содержатель вольного театра Евреинов» (7 С.212) Евреиновы- известная фамилия в Астрахани, ее носили представители разных сословий, в том числе и купцы. Возможно, первый театр был открыт представителем крупного купечества, но отсутствие источников не позволяет это утверждать. Видимо, театр Евреинова просуществовал недолго и не оставил особого следа своего пребывания.

Дата открытия театра А.К.Грузинова не вызывает сомнений, тому нашлись дополнительные подтверждения.

С легкой руки А.Штылько который назвал старый астраханский театр «каменным сараем»,(9. С.43) бытует мнение, что театр был перестроен из сарая. Следов пресловутого «сарая» найдено не было, но открылся другой интересный факт. Как известно, хозяином первого дома был купец Степан Екимович Токарев. В ноябре 1809г. он обращается в городскую думу с прошением освободить его от постоя, поскольку «имеет он в городе Астрахани собственный каменный дом, состоящий в Белом городе в приходе церкви Николы Гостиного, принадлежащий прежде купеческому и мещанскому обществам,…каменные погоревшие казармы…купленный им дом, пожаром поврежденный, желает он ныне возобновить оной починкою с покрытием черепичной крыши, а состоящий при оном доме особый двор огородить забором для складки материалов».(4. С. 66) Возможно восстановленные «погоревшие казармы» и стали зданием театра, казармы предполагают просторное помещение, тем более, что располагались они «на Спасской улице, а в задней стороне по Горянской улице» (там же), в районе Театрального переулка. Кроме театра, в здании располагалось благородное собрание, что опять же в пользу того, что помещение было приличным. Аргументом того, что театр мог располагаться в перестроенном доме, служит тот факт, что слишком уж быстро дом ветшал, современники описывают его не лучшим образом. По отзывам второй половины XIX в. здание никак не было похоже на театральное - неудобное, в окружении питейных заведений, со складом спирта в подвале.

Нашлись новые сведения о подпоручике Андрее Грузинове, основателе театра. В книге М.Абросимова высказывается предположение, что возможно упоминаемый в «Записках» Ф.Ф.Вигеля некий «вольный актер Грузинов, который припорядочно знал свое дело» игравший в домашнем театре помещика В.И.Кожина и есть основатель Астраханского театра (6. С.8). Это соответствует действительности, сам Грузинов упоминал о своей работе в театре Кожина (1,5).

Кроме театральной деятельности, Грузинов, хотел попробовать свои силы в качестве частного учителя, дав объявление в «Восточных известиях» о том, что он возьмется за известную плату обучить детей от 7 до 10 лет чтению и письму. Директор гимназии А.А.Храповицкий обратился по этому поводу с жалобой к вице-губернатору А.И.Коростовцеву. Раздражение Храповицкого можно объяснить наличием мелких школок с не всегда достойного уровня педагогами, оттягивавших учеников от государственных учебных заведений. Тем более, что разрешение на преподавание надо было испросить через директора губернских училищ и получить надлежащее свидетельство. Было заведено дело, издатель И.Вейскгопфенподвергся внушению, чтобы не помещал подобных объявлений самовольно. Он оправдывался тем, что «рассудил, что г. Грузинов движимый человеколюбием приглашает детей и бедных сирот для обучения их чтению и писанию по причине недостатка приходских училищ» (1. С.4). Грузинов вынужден был объясняться, зачем он затеял подобное предприятие без разрешения: «Позволения ни от кого не имел, а природа и любовь к человечеству побудили быть полезными Астраханской публике»(1. С.5).

Есть и другие сведения о Андрее Кирилловиче - жену его звали- Матрена Степановна, она была актрисой, в день ее бенефисного спектакля 14 февраля 1818г. на сцене выступали и их дети, в афише значилось: «По окончании 1-го действия малолетняя дочь г. Грузинова будет петь арию во селе, во селе Покровском» (так в тексте), «По окончании оной комедии сын и дочь г-на Грузинова будут плясать по-армянски в армянском гардеробе» (3. С.1).

К сожалению сам Андрей Кириллович страдал распространенным пороком, пьянством, что сказывалось на его деятельности- за выход на сцену в нетрезвом виде 15 сентября 1817г. он был отдан под надзор полиции (3. С.30).

Кроме антрепренера, в театре был еще и директор, который занимался финансовой стороной дела, решал хозяйственные вопросы. Должность эта считалась «общественной нагрузкой» и не оплачивалась. Губернатору необходимо было выбрать «одного из членов здешней публики, знатока и любителя драматического искусства» (3. С.35), человека обязательно образованного. Предположительно первым исполнял обязанности директора театра купец Григорий Дмитриевич Смолин (1814 г), что свидетельствует о должном уровне этого человека. Губернатор, как это случалось и впоследствии, лично обратился с полуофициальным письмом к Смолину, объясняя необходимость взять на себя непосредственное управление театром финансовую и организационную сторону. Правда, в скором времени дела по театру были переданы чиновнику, коллежскому асессору М.А. Сучкову (2). Вероятно, Смолин не справился с делами или совершил какой-то промах. Когда Сучкова перевели на прежнее место службы, директором театра стал уже упомянутый А.А.Храповицкий. В письме к нему губернатора есть следующие слова: «Жалко было бы когда бы разрушилось сие единственное…удовольствие, которое стоило стольких попечений, издержек и времени»(3. С.35). Он так же отмечает, что театр располагает хорошими декорациями, гардеробом и имеет труппу хороших актеров.(там же). Проблемы со средствами у театра были всегда, приходилось занимать, так Сапожников одолжил на нужды театра 1000 руб., (3. С.57) губернатор тоже вкладывал в театр собственные деньги.

Имеется список лиц и организаций, абонирующих ложи в 1818г., отражающий полиэтничный состав Астрахани, в нем значатся: губернский секретарь Давыдов, персидское общество, купец Образцов, армянские судья, коллежский асессор Арузманов, купец Измайлов, титулярный советник Соколов, капитан 2 ранга Челаев, директор гимназии Храповицкий, плац-майор Рихарт, надворный советник Иванов, генерал-лейтенанта Жохов, вице-губернатор Ефименков, купец Сапожников, калмыцкий князь Тюмень и еще несколько чиновников.(3. С.16)

Возникла проблема с арендной платой помещения, занимаемого театром. 1 ноября 1810г. был заключен договор с организатором и содержателем театра А.К.Грузиновым на аренду помещения, по которому купец и получал деньги за первые четыре года. 15 мая 1818 г. С.Е.Токарев обращается с просьбой заплатить за следующие 3 года и 6 месяцев, поскольку с 1814 г. оплату за дом не получал. Оказалось, что он не оформил контракт письменно и на этом основании мог и не получить денег вообще, на что и указывал директор дворянского собрания, но А. Храповицкий вступился за Токарева, доказывая что купец, не заключая письменного договора доверился всему обществу и нельзя не ценить этого доверия. Он предлагал собрать деньги по подписке (3. С.23).Символичный факт- прошение армянского купца Токарева в 1818 году подписал по его личной просьбе купец Данила Плотников(3. С.23), дядя Николая Ивановича Плотникова, построившего здание ныне действующего драматического театра.

Первые годы существования театра Грузинова в Астрахани были сопряжены с трудностями, но несмотря на многочисленные проблемы при помощи представителей власти и астраханской публики театру удалось закрепиться в городе.

 

 

Библиографический список

1. ГААО. Ф.1. Оп.4. Т.1. Д. №1365.шк

2. ГААО. Ф.1. Оп.4. Т.1. Д. 1366. Л.1.см

3. ГААО. Ф.1. Оп.5. Д.1154 б.д.

4. ГААО.Ф.480. Оп.1. Д.458 жур.

5. Астраханский справочный листок. 1891. №240.

6. Абросимов М. Это было давно. Астрахань, 1995

7. Савинский И. Историческая записка об Астраханской епархии за 300 лет ее существования с 1602 по 1902 г. Астрахань,1903.

8. Скопин Н.Г. Записки дневныя о делах и вещах достопамятных Протоиерея Николая Герасимовича Скопина.//Саратовский исторический сборник издаваемый Саратовскою ученою архивною комиссией. Т. 1 Саратов, 1891. С.75-597.

9. Штылько А.Н. Иллюстрированная Астрахань: очерки прошлого и настоящего города, его достопримечательности и окрестности. Саратов,1896.

 


З.А. Маломётова

Областная научная библиотека им. Н.К. Крупской, г. Астрахань

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...