Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

(5-6 лет)

Срок реализации программы - 1 год.

 

Авторы-составители:

Жаринова М.М., Григорьева К.В.

Лыкова Л.Н., Суркова М.А.

Заболотникова К.В., Гаврилова Е.В.

 

2011 год

Пояснительная записка

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей с ФФН неуклонно растет. 70 % детей посещающих старшие группы ДОУ г. Моршанска имеют ФФН. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, фонематических процессов, грамматики, то могут возникнуть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок- подросток -взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализация в полном объеме данной программы в условиях логопедического пункта не представляется достаточно сложным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности.

Введение новых образовательных стандартов предусматривает обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Таким образом, назрела необходимость создания Рабочей программы по коррекции речи детей с ФФН в условиях ДОУ общеразвивающего вида, которая позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такой уровень развития ребенка, который поможет ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начальной ступени образования.

Данная программа составлена с учётом современных ФГОС, на основе «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б утверждённой Министерством образования РФ, Боровцовой Л.А. «Организация и содержание логопедической работы в ДОУ».

Программа охватывает возраст дошкольника от 5 до 6 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при создании единого коррекционного пространства, направленного на коррекцию речи детей. Эта программа – ориентир для педагогов в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня коррекционного образования и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста.

Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и подготовка к освоению основной образовательной программы начального общего образования.

Основные задачи:

1. выявить детей с ФФН;

2. сформировать правильную артикуляцию звуков;

3. научить различать твердые и мягкие; глухие и звонкие звуки;

4. сформировать представление о понятиях «слог», «предложение»;

5. научить определять последовательность слов в предложении;

6. научить производить элементарный звуковой анализ и синтез.

 

Периоды обучения:

1 – 15 сентября – подготовительный

16 сентября – 15 мая – коррекционный;

16 мая – 31 мая - аналитический.

Форма занятий:

подгрупповые – 2 раза в неделю;

индивидуальные – 2-3 раза в неделю с каждым ребёнком.

Всего подгрупповых 52практическихзанятия с учётом каникул.

Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.

Ожидаемые результаты:

В итоге коррекционной работы дети должны:

· правильно артикулировать все звуки в различных фонетических позициях и формах речи;

· чётко дифференцировать все изученные звуки;

· называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

· находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

· различать понятие «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

· активно пользоваться различными способами словообразования;

· изменять слова в роде, числе, падеже, правильно употреблять предлоги;

· овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре, пересказе, чтении стихов.

Способ контроля качества знаний – мониторинги: промежуточный – декабрь, итоговый – май.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

подведение итогов коррекционной работы на итоговом педсовете - май 2012г.,

МПК по выводу детей из логопункта,

составление аналитического отчёта о результатах реализации программы,

открытые просмотры занятий для родителей, выпускной утренник.


Т ематический план

I период обучения (сентябрь – первая половина ноября)

 

 

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико-грамматиче- ских категорий Развитие связной речи
[у] [а] [а-у]   [и] [э ] [о] [ы] [п-п′] [т] [к-к′] [п-т-к] [а-у-о-и] [х] [х-х′]     Выделение гласных звуков из ряда других звуков. Выделение ударного гласного из начала слова. Анализ звукового ряда типа ау, ауи. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (паук, кот, мак). Анализ и синтез обратных слогов типа ат, от, ут, ак, ок, ук и т.д. Преобразование слогов путем изменения одного звука (от-ут-ит). Примечание. К концу первого периода обучения дети анализируют слоги типа та-то-ту, соединяют отдельные звуки (согласные и гласные) в прямые слоги и преобразуют их (ка-ку; пу-по и т.д.). Дети практически знакомятся с терминами «слог», «слово», «гласные звуки», согласные звуки», («мягкие», «твердые»), «предложение».   Употребление категории множественного числа существительных (утка-утки, конфета-конфеты и т.д.) формы родительного падежа с предлогом у (У Наты боты. У Нины конфеты. У Вовы кубики. У Толи утки). Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода (мой кот (кубик); моя утка (конфета); моё окно). Употребление категории числа и лица глаголов настоящего времени (Я пою. Мы поём. Они поют.). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Таня и Вова дома. Таня моет окно. Вова подме-тает. Они помогают маме.

 

 

II период обучения (вторая половина ноября – первая половина февраля)

 

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико- грамматических категорий Развитие связной речи
[л] [i] [iо] [ы-и] [с] [с-с′] [з] [з-з′] [с-з]   [ц] [б-п] [ш] [ж] [с-ш] [с-ш-з-ж]   Дифференциация звуков на слух. Выделение их в ряде других звуков, нахождение их в слове. Определение места звука в слове. Выделение гласного звука в положении после согласного. Анализ и синтез прямого слога типа са, со, су. Примечание.В зависимости от уровня подготовки детей возможно начинать анализ односложных слов типа (жук, сок, сук, суп) с середины второго периода. Дети знакомятся с терминами «звонкие», «глухие» звуки Употребление категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купали, мыли). Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий (зеленый) пояс; синяя (зеленая) ваза; синее (зеленое) пальто). Образование относительных прилагательных (меховая шуба (шапка), меховые сапоги, меховой пояс; стеклянный стакан, стеклянная ваза; железный нож, железная шпага). Составление предложений по опрным словам (Соня, мосту, стояла, на). Согласование числительных с существительными мн. числа (шесть жуков, обезьян, лисиц, лошадей, окон). Подбор однокоренных слов (лесной, лесовик, леса; снег, снежинка, снега, снежный, снеговик). Образование сложных слов (снегопад, листопад, пылесос, самолет и т.д.) Составление предложений по картине (ответы на вопросы); объединение их в рассказ. Распространение предложений в рассказе путем введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений (1. Зима. Выпал снег. Соня вышла на улицу. Она слепила снеговика…2. Зима. Выпал пушистый белый снег. Соня и Маша вышли на улицу. Около дерева они слепили большого снеговика.). Составление рассказов по картине, серии картин, пересказ. Заучивание стихотворе-ний.

 

III период обучения (вторая половина февраля – май)

Звуки Колич. занятий Подготовка к звуковому анализу и синтезу Закрепление лексико- грамматических категорий Развитие связной речи
[л]   [р]   [л-л′]   [р-р′]   [л-р′]   [л-л′, р-р′]   [ч′]   [щ′]   [ч′-щ′]                   Различение на слух и произношение изучаемых звуков. Выделение их среди других звуков и слогов. Определение наличия данных звуков в слове и их позиции. Анализ и синтез прямых и обратных слогов (ал-ла, ор-ро, ла-ра, ло-ро). Деление слов на слоги. Знакомство со схемой слова. Анализ и синтез односложных слов (лак, рак, стол, стул), преобразование слов путем замены первых звуков (лак-бак-рак). Примечание.В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной полоской обозначено слово, короткими – слоги; для обозначения гласных звуков используются красные кружочки, для согласных звуков - синие. К концу III периода дети самостоятельно производят анализ и синтез односложных слов (рак, пар, кот, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа стол, стул, штык.   Образование уменьшительной формы существительных (ящичек, вазочка, сумочка, сучочки), прилагательных (серенький, умненький, узенький). Подбор однокоренных слов (чай, чайник, чайная, чайница; мыло, мылить, обмылки, мыльница). Образование приставочных глаголов (ехала, подъехала, отъехала, объехала, проехала, выехала) Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из-под шкафа, спрятался между столом и шкафом). Подбор слов с противоположным значением (толстый – тонкий). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, читательница; учить – учитель, учительница; воспитывать – воспитательница; пловец – плавать). Употребление сложных предложений с разными видами придаточных: Миша заплакал, потому что он упал (ему было больно, он обиделся на Веру, он испугался собаки и т.д.).   Составление рассказов разных типов (рассказ по картине, по серии картин; рассказ-описание). Примечание.Весь материал подбирается с учетом правильно произносимых звуков.

 

Условия реализации программы:

Для успешного выравнивания стартовые возможностей необходимо обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогических работников, медицинских работников и родителей.

Методическое обеспечение реализации программы:

Игровые упражнения на координацию движения и речи

Игровые упражнения на этапе дифференциации гласных звуков

Упражнение 1. Упражнение для плечевого пояса. Поднимание рук вверх в исходном положении стоя.

Выполняются мягкие, плавные движения руками в соответствии с фразой. Обратить внимание, что в первом случае движения на звуки [а] и [у] выполняются напряженными руками и при этом голос ребенка должен быть максимально громким, тогда как во втором случае руки мягкие и голос тихий.

Дифференциация звуков [а], [у]

Мы в лес пойдем, Руки перед собой поднять вверх;
Детей позовем: руки перед собой опустить вниз;
Ау, ау, ау! на А – широко развести напряженные руки, на У – вытянуть напряженные руки вперед (выполнить три раза).
Мы в лес пойдем, Грибов там наберем. Руки перед собой поднять вверх; руки перед собой опустить вниз;
Ау, ау, ау! (тише, чтоб одновременно работать над силой голоса). на А – широко распахнуть расслабленные руки, на У – вытянуть расслабленные руки вперед (выполнить три раза).

 

Упражнение 2. Поднимание рук вверх и наклоны корпуса вправо и влево из исходного положения стоя.

Обратить внимание ребенка на то, что руки подняты без напряжения, все выполняемые движения округлые, как. бы ленивые.

Автоматизация звука [о].

Не под окном, а около Медленно поднять руки вверх и зафиксировать их над головой, соединив пальцы обеих рук;
Каталось О и охало, О охало, О охало, выполнить наклоны вправо-влево в соответствии с читаемым текстом;
Не под окном, а около медленно опустить руки через стороны вниз.

 

Упражнение 3. Для плечевого пояса. Поднимание плеч в исходном положении стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч. Обратить внимание на то, чтобы ребенок наклонял голову к плечу, а не наоборот, поднимал плечо к голове. На словах «Я умею делать так» нужно проследить, чтобы оба плеча одновременно поднимались к ушам ребенка («шейка спряталась»).

Дифференциация звуков [и], [а].

Тик-так, тик-так… По два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так: поднимать одновременно плечи;
Влево – тик, вправо - так по два наклона головы влево и вправо;
Тик-так, тик-так… по два наклона головы влево и вправо.

 

Игровые упражнения на этапе дифференциации звонких согласных

Упражнение 4. Упражнение для стоп в исходном поло­жении стоя. Обратить внимание на то, что в первой части движения ног легкие, быстрые, ноги ребенка едва каса­ются пола пальцами, а во второй части упражнения дол­жны быть сильные громкие удары стопами об пол.

Дифференциация звуков [б], [д], [г].

 

Я бегу, бегу, бегу Легкий бег на месте;
И ногами в бубен бью. одновременно двумя ногами удары по полу стопами
Потом бубен Диме дам легкий бег;
И пойду на место сам ходьба на месте.

 

Упражнение 5. Упражнение на повороты туловища в исходном положении стоя, руки на поясе. Обратить вни­мание, чтобы ребенок максимально отвел назад напряжен­ную руку ладонью вверх и при этом обязательно зафикси­ровал глазами ее положение.

Дифференциация звуков [д], [б].

Поглядите: боком, боком Поворот туловища вправо, отвести правую руку назад, посмотреть на нее;
Ходит галка мимо окон. поворот туловища влево, отвести левую руку назад, посмотреть на нее;
Скок-поскок да скок-поскок – Дайте булочки кусок руки на поясе, прыжки на месте

 

Упражнение 6. Упражнение для кистей рук.

Дифференциация звуков [м], [б], [д].

Взяли, детки, белый ком, Лепить будем белый дом. Вращение кистей рук от себя;
Мы польем его водой, Домик будет ледяной. вращение кистей рук к себе;
Ком за комом мы кладем, медленное поднимание рук с одновременным вращением кистей вверх;
Вот и вылепили дом. Опускание рук с вращением кистей.

 

Упражнение 7. Круговые вращения предплечий в ис­ходном положении стоя, ноги на ширине плеч, руки согну­ты в локтях. Хлопки ребенка должны соответствовать рит­мическому рисунку речевой фразы.

Дифференциация звуков [м], [д].

Летит поезд во весь дух! Ух-ух, ух-ух! Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками;
Загудел тепловоз: у-у-у! хлопки вытянутыми руками перед собой;
Домой деток повез. хлопки руками по бедрам;
Ду-ду-ду, ду-ду-ду! хлопки руками над головой;
Я всех мигом довезу! хлопки руками по бедрам.

 

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков

Упражнение 8. Упражнение на координацию дыхания и выполнение одновременных согласованных движений рук и ног. Упражнение выполняется в исходном положе­нии стоя.

Обратить внимание на длинный выдох ребенка, так что­бы щеки ребенка не раздувались, рот был в полуулыбке, а язык по возможности прижимался к верхним зубам.

Автоматизация звука [с].

Я подую высоко: с-с-с-с. Медленно через стороны поднять руки вверх в кольцо, зафиксировать это положение, произнести: с-с-с;
Я подую низко: с-с-с-с. руки опустить вниз перед собой, соединить руки внизу, зафиксировать это положение, произнести: с-с-с;
Я подую далеко: с-с-с-с. руки вытянуть перед собой, соединить их в кольцо и произнести: с-с-с;
Я подую близко: с-с-с-с. руки положить на колени ладонями вверх и произнести: с-с-с.

 

Упражнение 9. Упражнение на равновесие выполняется в положении стоя.

На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий, Руки на поясе, постоять на правой ноге, стопа левой ноги прижата к голеностопу правой;
Ну, смелее подними, Да гляди – не упади, Развести руки в стороны и закрыть глаза.
А сейчас постой на левой, Если ты солдатик смелый, Ну, смелее подними, Да гляди – не упади. Повторить то же на левой ноге.

 

Упражнение 10. Упражнение на осанку и развитие основных видов ходьбы через имитацию движений животных.

У нас славная осанка - Выпрямиться, проверить осанку;
Мы свели лопатки, свести лопатки;
Мы походим на носках, повернуться вокруг себя вправо на носках;
И пойдем на пятках. повернуться вокруг себя влево на пятках;
Пойдем мягко, как лисята, пройти «вкрадчиво», с перекатом с пятки на носок;
Ну, а если надоест, То пойдем все косолапо, Как медведи ходят в лес. пройти «по-медвежьи», на внешнем своде стопы.

 

Упражнение 11. Упражнение на вытяжение позвоноч­ника выполняется из положения сидя на пятках, руки ле­жат на бедрах.

Дифференциация звуков [с], [с′].

Катились колеса, колеса, колеса. Хлопая по полу, продвигать руки как можно дальше вперед, потянуться за руками;
Катились колеса все влево, все косо. хлопая руками по полу, вернуться в исходное положение;
Скатились колеса на луг под откос. повторить упражнение еще раз.
И вот что осталось от этих колес.  

 

Упражнение 12. Упражнение для брюшного пресса и на согласованные движения рук и ног. Упражнение выпол­няется в исходном положении сидя на стуле.

Дифференциация звуков [с], [з], [ц].

Забежали как-то в сад Десять маленьких цыплят. Имитация бега сидя на стуле;
Завела их с улицы Мать-наседка – курица. Ты ошиблась улицей, Хоть наседка – умница. продолжить бег с одновременными движениями рук и ног в стороны;
Это - славный детский сад Для детей, не для цыплят имитация ходьбы в ритм слов, сидя на стуле.

 

Игровые упражнения на этане автоматизации и дифференциации шипящих звуков

Упражнение 13. Упражнение на дыхание.

Следить, чтобы плечи ребенка при вдохе не поднима­лись, все остальные движения выполняются в соответ­ствии со словами.

Автоматизация звука [ш].

Носом – вдох, а выдох – ртом, Дышим глубже, а потом – Произвольное дыхание, исходное положение стоя;
Шаг на месте не спеша. Как? Покажем малышам. ходьба с высоким подниманием коленей;
Надевай быстрей калошки, Побежали наши ножки. присесть в упор сидя, ходьба в полуприседе;
Ну, так что ж, ну, так что ж, Много есть у нас калош! ходьба на месте.

 

Упражнение 14. Упражнение для брюшного пресса вы­полняется в исходном положении лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги стоят на полу.

По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Шагают наши ножки По пням, по кочкам, В положении лежа на спине, ребенок «ходит» полу;
По камушкам, по камушкам, В ямку – бух! движения обеими ногами в стороны, вместе, выпрямить ноги.

 

Упражнение 15. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется из исходного положения стоя на коле­нях, руки качаются у голеностопов ног.

Автоматизация звука [ж].

Я – жук, я – жук, я здесь живу, Я все жужжу, жужжу, жужжу: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж…. Из исходного положения переход в положение лежа на полу; вернуться в исходное положение;
Кружу над лесом и кружу Или на листике сижу… встать на колени, делать повороты корпуса вправо-влево, отводя при этом руку в сторону ладонью вверх;
И не тужу я, не тужу. Я – жук, и потому жужжу: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж… Из исходного положения переход в положение лежа на полу; вернуться в исходное положение.

 

Упражнение 16. Упражнение на координацию с одновременными движениями руками, ногами и плечами из исходного положения стоя, ноги вместе, руки на поясе.

Автоматизация звука [ч′].

Чики-чики-чикалочки! Выполнение «пружинки»;
Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, поочередное выставление ног на пятку с одновременным вытягиванием рук вперед;
Петушок на будочке, Зайчик на тачке, ноги вместе - руки в стороны, ноги врозь – руки на пояс;
Мальчик на собачке. потопать ногами, одновременно хлопая руками по бедрам.

 

Упражнение 17. Упражнение для укрепления мышц спины выполняется лежа на животе, сцепленные в замок руки вытянуты вперед.

Обратить внимание на то, чтобы ноги ребенка были соединены вместе (хвост щуки).

Автоматизация звука [щ′].

Щука в омуте жила, Поднять руки над головой;
Щеткой воду мела, опустить руки;
Щи готовила гостям. поднять руки над головой;
Угощение лещам. опустить руки.

 

Упражнение 18. Упражнение на укрепление мышц плечевого пояса, выпол­няется сидя на стуле.

Дифференциация звуков[ш], [ж], [ч′].

Пчелки в улье сидят И в окошко глядят. Повороты головы вправо, влево;
Погулять все захотели, На шиповник полетели: поочередное поднимание плеч в ритм сов;
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж одновременные круговые движения плечами.

 

 

Упражнение 19. Упражнение на координацию, выпол­няется сидя на стуле.

Дождик, дождик! Что ты льешь, Четыре хлопка руками;
Погулять нам не даешь? притопы ногами;
Дождик, дождик! Полно лить, четыре хлопка руками;
Деток, землю, лес мочить. имитация прыжков ногами сидя на стуле;
После дождика на даче имитация ходьбы ногами сидя на стуле;
Мы по лужицам поскачем. имитация прыжков ногами сидя на стуле.

 

Игровые упражнения на этапе автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Упражнение 20. Наклоны корпуса вперед выполняются н исходном положении стоя, ноги на полу на ширине плеч.

Автоматизация звука [р].

Туки-туки-туки-тук! Рубят вместе много рук. Постучать кулачком о кулачек;
Ты, капуста, рубись! Ты, капуста, солись! наклоны вперед, руки соединены в замок над головой, ноги на ширине плеч;
Туки-туки-туки-тук! Рубят вместе много рук. постучать кулачком о кулачек.

 

Упражнение 21. Повороты корпуса. Упражнение вы­полняется сидя на стуле в соответствии со словами, руки на поясе.

Дифференциация звуков [р], [р’].

Раз, два, три, четыре – Руки выше, ноги шире! Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе;
Влево, вправо поворот, Наклон вперед, наоборот. Повороты корпуса вправо-влево, руки вытянуты в стороны ладонями вверх.

 

Упражнение 22. Наклоны корпуса влево и вправо вы­полняются в исходном положении стоя. Следить, чтобы расстояние между руками ребенка при качании не изменя­лось. Кисти рук мягкие и пластичные, продолжают траек­торию движения всей руки.

Ветер дует нам в лицо. Качание рук над головой;
Закачалось деревцо. наклоны туловища влево - вправо, руки сцеплены в кольцо над головой;
Ветер тише, тише, тише - качание рук над головой;
Деревцо все выше, выше наклоны туловища влево - вправо, руки сцеплены в кольцо над головой.

 

Упражнение 23. Упражнение для брюшного пресса выполняется из положения лежа на спине на полу.

Дифференциация звуков [л], [л’].

Пилят пилы, пилят пилы Приподнять таз с махом левой ногой вверх, вернуться в исходное положение;
Целый день, целый день. приподнять таз с махом правой ногой вверх, вернуться в исходное положение;  
Пилят пилы без умолку, приподнять таз,
Пилят пилы дуб и елку. вернуться в исходное положение;  

 

Упражнение 24. Упражнение для укрепления мышц ног выполняется из положения стоя.

Дифференциация звуков [л], [р].

Возле елочки зеленой Скачут, каркают вороны: Прыжки на месте;
Карр-карр! Карр-карр! хлопать руками по бедрам;
Из-за корочки подрались, Во все горло разорались: прыжки на месте;
Карр-карр! Карр-карр! хлопки над головой;
Вот собаки прибегают – И вороны улетают. прыжки на месте;
Карр-карр! Карр-карр! хлопки перед собой.

 

Следующие более сложные два упражнения выполня­ются с мячом, позволяют коррегировать не только чувство ритма, координацию слова и движения, а также способствуют развитию у детей навыков группового взаи­модействия. Эти упражнения являются переходными в ов­ладении навыками командных спортивных игр и эстафет.

Дети стоят по кругу. Играют одним или двумя мячами. Упражнение считается выполненным, если мяч ни разу не был потерян. Те дети, которые потеряли мяч в процессе игры, выбывают из нее.

Упражнение 25.

Мячик мой, лети высоко! Бросок вверх;
Мячик мой, лети далеко! перекидывают через круг;
По полу беги скорей! перекидывают через круг;
Скок об пол, смелей, смелей! четыре раза ударяют об пол.

 

Упражнение 26.

Мой веселый звонкий мяч, Подбросить вверх три раза;
Ты куда пустился вскачь? передать мяч соседу;
Желтый, красный, голубой, подбросить вверх три раза;
Не угнаться за тобой. передать мяч соседу;
Я тебя ладонью хлопал, Ты скакал и звонко топал. 4 раза ударить правой рукой об пол; 4 раза ударить левой рукой об пол;
Ты пятнадцать раз подряд перебросить соседу;
Прыгал в угол и назад. перебросить соседу;
А потом ты покатился перекатить соседу;
И назад не воротился. перекатить соседу;
Покатился в огород, перекатить через круг;
Докатился до ворот, перекатить через круг;
Подкатился под ворота, прокатить под правой ногой;
Добежал до поворота, прокатить под левой ногой;
Там попал под колесо, зажать мяч коленями;
Лопнул, хлопнул – вот и все. прыгать на месте, зажав мяч коленями

Дидактические игры: «Подбери и назови», «Что где растёт», «Кто где живёт», «Скажи наоборот», «Кривое зеркало», «Мышиные проделки», «Далеко – близко», «Разноцветные домики»

Темы мероприятий:

1.«Праздник правильной речи»

2.КВН «Зимующие птицы»

3.Выпускной утренник

Экскурсии 1 раз в 2 месяца – «Осенний парк», «Библиотека», музеи «Краеведческий», «Картинная галерея».

 


Список использованной литературы:

1. «Программы обучения и воспитания детей с ФФН старшего дошкольного возраста» Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б, - Программа. - М. 2002;

2.Васильева С.В., Н.Соколова Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2001

3.Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996

4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985

5. Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000

6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998

8. Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997

9. Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996

10.Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физкультминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006.- 144с.

11.Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994

12. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...