Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекции 7-8. Основы социально – психологического




Тренинга (СПТ)

 

«В какой-то момент жизни начинаешь ощущать, как неудобно и тесно душе в клетке старых установок, мыслей, чувств, как мечется она, несчастная, не давая покоя телу, и ты делаешь не то, что хочешь, и говоришь не о том. Начинается болезнь роста. Жизнь, конечно, лучший лекарь, но тренинг – тоже жизнь. Сильно сконцентрированная, сжатая во времени и пространстве жизнь.»

И.В.Шевцова

План:

1. Понятие об СПТ.

2. Роль консультанта в тренинге. Развитие группы.

3. Методические средства, используемые в тренинге

4. Структура тренинговых занятий

 

В психотерапии тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений. Выделяют тренинги, направленные на развитие навыков саморегуляции, обучающие,коммуникативные, стимулирующие личностный рост.

К последним относят тренинговые занятия, имеющие различные теоретические основы и направленные преимущественно на развитие отдельных сторон личности участников (самопонимание, навыки социальной перцепции, осознавание смыслов стратегии личностного развития.) Тренинги личностного роста могут быть динамической, гуманистической, когнитивной и другой ориентации.

Ведущий, психолог – консультант, работает и с личностью, и с группой.

Работа с личностью – это помощь в осознании себя, в понимании своего «Я».

Уровни понимания своего «Я»:

1. Осознание того, как его воспринимают другие в ситуациях межличностного взаимодействия.

2. Осознание собственных стратегий и тактик поведения (каким я себя воспринимаю).

3. Осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я веду себя так?).

4. Понимание того, как на протяжении жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины моего поведения?).

Все процедуры тренинга направлены на осмысление участниками своих особенностей. Они рассказывают о себе, о своих внутренних отношениях, позициях; получают обратную связь, обсуждают свои проблемы с другими.

Самопознание связано с самораскрытием. Известна схема «окно Джогари» (авторы – Лафт Джозеф и Гарри Инграм):

 

Я Другие Люди То, что я знаю про себя. То, чего я не знаю.
То, что они знают обо мне. Арена (1) Слепое пятно (2)
То, что они не знают обо мне. Видимость (3) Неизвестное (4)

 

Это модель соотнесения представлений человека о себе с мнением о нём других людей.

(1) Арена: поведение, чувства, мотивы известные и человеку и окружающим людям.

В ходе тренинга каждый участник получает обратную связь по поводу эффективности этого.

(2) Слепое пятно: другие видят, а субъект – нет. Это дурные привычки, отталкивающие манеры (вещи, которые мы не осознаём).

Обсуждение и коррекция. Человеку могут сказать другие, проинтерпретировать.

(3) Видимость: это то, что субъект осознаёт, другие – нет. Это сфера неблаговидных поступков, интимных моментов. Это нечто, чем человек хотел бы поделиться, выслушать мнение других. В ходе тренинга происходит самораскрытие участников с получением обратной связи от других..

(4) Неизвестное – это то, что за пределами сознания и субъекта и других. Это подсознательные, иррациональные комплексы.

В ходе тренинга зона (1) расширяется, а зоны (2), (3), (4) сокращаются. Зона (4) сужается преимущественно за счёт информации от психолога.

Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы исследуют себя как бы со стороны.

Чтобы члены группы начали глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа принимает их и поддерживает. Достигается это не сразу. Группа проходит следующие фазы развития.

1-я фаза: Ориентация и зависимость (участники зависимы от ведущего, ждут от него совета, инструкции; некоторая отстранённость консультанта вызывает у них тревогу). Ориентируются, кто с кем близок по проблемам, дают друг другу советы, обсуждают несущественные вопросы.

2-я фаза: Конфликт – тенденция к соперничеству, кристаллизация ролей, напряжённость, тревога, возможна открытая конфронтация с консультантом; агрессия на одного из участников; обвинения, осуждения, оценки, советы. Чем ярче эта фаза выражена, тем содержательнее работа на следующих этапах.

3-я фаза: Сотрудничество и целенаправленность деятельности, чувство «мы», искренность в выражении чувств, люди начинают открыто говорить о своих проблемах. Группа приобретает терапевтическая способность (некоторые авторы пишут о 4 фазах, разделяя 3-ю на две)

Механизмы, обеспечивающие развитие группы:

1) Принадлежность к группе («я не один такой»).

2) Эмоциональная поддержка.

3) Взаимопомощь.

4) Осознание своей проблематики.

5) Получение обратной связи по особым правилам и по горячим следам.

6) Корректировочный эмоциональный опыт:положительная динамика самооценки и оценки окружающих.

7) Отработка приёмов и способов поведения.

 

Э. Г. Эйдемиллер соотносит групповую динамику с индивидуальным развитием личности и выделяет следующие фазы:


 

Стадии индивидуального Развития. Развитие группы.
4. Мотивация родителей на беременность (иногда эту фазу называют нулевой).   2) Фаза индивидуации (оральная фаза – симбиоз матери и ребёнка).   3) Фаза зависимости – независимости (анальная фаза – борьба за независимость с матерью).   4) Фаза решения отношений в треугольнике (эдипальная фаза). 5) Фаза развития ЭГО и защит (латентная фаза). 6) Подростковая революция. 7) Зрелая личность. Мотивация на участие в группе (мотивация сообщается в ходе предшествующей индивидуальной работы).   Фаза ориентации (симбиоз членов группы с психотерапевтом – установка на то, что он решенит проблемы Агрессивно – негативная фаза: переформулирование целей и распределение ответственности. Возможен саботаж работы психотерапевта
  4, 5, 6, 7 – Фазы зрелой группы. Решение индивидуальных проблем, Экзистенциальный выбор, завершение работы – отсоединение от группы.

 

Очень большое значение имеет 1-я (нулевая) фаза. Она важна и для психолога, и для участников. Психолог должен определить собственные мотивы групповой работы, а у участников психологу необходимо снять сопротивление, сформировать доверие, замотивировать на групповую работу, дать привыкнуть к помещению и т.д. Желательна индивидуальная психотерапия перед групповой.

При работе со взрослыми 3-я фаза может не быть выражена, а просматриваться через применяемые методики (например, через психодраму).

При работе с подростками обязательно нужно запросить обратную связь, дать выразить чувства: круговой опрос (предлагает С. С. Либих), дискуссия, метафора, графическая социометрия, игровая социометрия.

В результате – выход на распределение ответственности: кто за что в группе отвечает (психолог – за форму, участники – за содержание).

На 4-й фазе проигрываются реальные ситуации из жизни участников. Люди исследуют себя как носителей социальных ролей. При необходимости – регресс в детство.

Целесообразна разбивка группы на подгруппы: на 2-ки, 3-ки, 4-ки; на 2 подгруппы. В связи с этим в подростковых группах желательно чётное число участников (оптимальное число 12).

В фазе выбора участники находят ответы на вопросы: «Какова моя личность?», «Моя самооценка?», «Как я живу?», «Как я себя развиваю?» и т.д.

Функции ведущего:

1. Руководящая: составление программы, постановка целей, отбор методических средств, определение правил работы в группе.

2. Экспертная: помощь в объективной оценке поведения, анализ происходящего.

3. Аналитическая: обобщение и комментарии.

Характер последних:

§ описание деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений (констатирующее описание);

§ перечисление и классификация происходящего с использованием понятийного аппарата;

§ гипотезы: что может произойти и почему?

4. Посредническая: организация групповых процессов. Ведущий вмешивается и создаёт активные коммуникации.

5. Ведущий как образец для подражания: он искренне показывает свои чувства, он активен, участвует в процедурах вместе с группой.

Методические средства:

1. Групповая дискуссия (биографическая, тематическая и т.д.)

2. Ролевая игра:

- психодрама – инсценирование личного опыта;

- социодрама – психосоциальная импровизация пребывания в разных ролях.

3. Проективное рисование.

4. Музыкотерапия.

5. Библиотерапия.

6. Арт-терапия.

7. Данс-терапия.

8. Диагностические процедуры.

9. Психотехнические игры и упражнения.

10. Домашняя работа (ведение дневника, ответы на конкретные вопросы, другие задания).

Принципы работы тренинговой группы:

1. Принцип диалогизации взаимодействия.

2. Принцип постоянной обратной связи.

3. Принцип самодиагностики.

4. Принцип оптимизации развития: ведущий активно вмешивается и стимулирует саморазвитие участников.

5. Принцип гармонизации эмоциональной и интеллектуальной сферы: содержание тренингов должно равномерно «нагружать» левое и правое полушария.

6. Принцип добровольного участия.

7. Принцип постоянного состава группы: пока идёт тренинг, притока новых людей не должно быть.

8. Принцип погружения (min 3-4 час на 1 занятие).

9. Принцип изолированности: не должно быть посторонних наблюдателей.

10. Принцип свободного пространства (возможность свободного передвижения, посадки в круг, работы в микрогруппах, возможность уединения).

Правила (обсуждаются с участниками, запрашивается согласие каждого участника на выполнение каждого правила):

§ Искренность (либо искренне сказать, либо промолчать).

§ Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорится о том и обсуждается то, что происходит именно сейчас).

§ Персонификация высказывания («Я» высказывания: «Я считаю…», «Я думаю…», «Я чувствую…»).

§ Недопустимость намёков.

§ Конфиденциальность – неразглашение происходящего в группе.

§ Невынесение проблемы за пределы круга.

§ Недопустимость непосредственных оценок друг друга: только безоценочные высказывания.

§ Активность (больше контактов, активности – больше эффекта от групповой работы для каждого).

§ Уважение говорящего (внимательное слушание).

§ Безопасности (о себе надо позаботиться самому).

§ Правило «STOP»: каждый сам определяет степень допустимого вторжения в его личностное пространство и может в любой момент сказать «стоп». В связи с этим ни один участник не должен комплексовать (или переживать) по поводу допущенного им высказывания, действия в адрес кого - то.

Сруктурные элементы тренинговых занятий:

- Рефлексия «здесь и теперь»: каждое занятие начинается с этого и кончается этим. Заключительная рефлексия (каждого занятия) должна привести к снятию напряжённости у всех участников, или у отдельных.

- Информирование: специальная подготовка по содержанию, дозирование во времени, сочетание с наглядностью (кто хочет – пишет, кто хочет – слушает).

- Игровые процедуры: игры подбираются так, чтобы не было проигравших. Должно быть разнообразие игр по доминированию интеллектуального или эмоционально-двигательного компонента, по количеству игроков, по форме, связанной с количеством участников.

- Психодраматические розыгрыши: требования к помещению, наличие стульев или других предметов; некоторые атрибуты ролей.

- Диагностические процедуры (бумага, бланки).

 

Требования к психологу – тренеру:

Ø Беспристрастность.

Ø Самообладание.

Ø Чуткость.

Ø Тактичность.

Ø Коммуникативная гибкость.

Ø Немногословность.

Ø Хорошая память.

Ø Умение читать подтексты высказываний и реагировать на них.

Ø Наличие своего мировоззрения и теоретической концепции, на основе которой строится психотерапевтическая помощь.

Ø Проработанность своих психологических проблем, исключающая проекцию.

 

Оптимальная позиция психолога–тренера – это позиция понимающего, внимательного, доброжелательного друга. Нельзя подчёркивать своё превосходство, ссылаться на жизненный опыт, наличие специальных знаний и специальной подготовки – это не корректно.

Знание, которое получают в ходе тренинга, является реальным знанием в отличие от декларативного знания (из книг, лекций). Создаётся возможность осознать то, что спрятано в бессознательном. Психологическое время в тренинге спрессовано, т.е. за часы проживается то, что требует дней, месяцев. Со здоровыми клиентами работа над проблемами идёт быстрее, с больными – значительно медленнее. Пространство тренинга – это пространство психологической безопасности. В обыденной же жизни – оценки, санкции, вызывающие напряжение и сопротивление. Поэтому в тренинге вероятнее самораскрытие и выход на самокоррекцию.

Значение тренингов различных направлений постоянно возрастает, поскольку их эффективность по сравнению с другими формами доказана практикой.

Литература:

§ Клюева Н.В., Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга.- Ярославль, 1992.

§ Осипова А.А. Введение в теорию психокоррекции.-М.,2000

§ Психотерапевтическая энциклопедия/под ред. Б.Д.Карвасарского.- СПб., 2000.

§

§

§

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...