Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этногенез мордовского народа.




Лекция: Основные этапы освоения мордовского края в

Первобытную эпоху и раннее средневековье

План

1. Эпоха камня и раннего металла.

2. Эпоха бронзы и раннего железного века.

3. Этногенез мордовского народа. Происхождение этнонимов мордва, мокша и эрзя.

4. Генезис государственности у мордвы в домонгольский период.

Литература

1. Археология мордовского края: Каменный век, эпоха бронзы: моногр. / В. Н. Шитов и др.: НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – Саранск, 2008. (Природные условия – С. 57–64; Мезолит – С. 67; Энеолит – С. 107 (волосовская культура; имеркская культура); Бронзовый век – С. 134 (балановская, абашевская, срубная, поздняковская и др.)

2. Гришаков, В. В. Население верховьев Мокши и Суры накануне средневековья / В. В. Гришаков / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005.

3. История Мордовии с древнейших времен до середины XIX в. / под ред.
Н. М. Арсентьева, В. А. Юрченкова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. – С. 12–34.

 

 

1. Эпоха камня и раннего металла. Эпоха камня делится на палеолит (древнекаменный век) – 30–10 тыс. лет назад; мезолит (среднекаменный век) – 10 – 7 тыс. лет назад; неолит (новокаменный век) – 4 – 3 тыс. лет назад.

В позднем палеолите (30-10 тыс. лет назад) первобытные общины осваивали в основном пространства В. Европы. К этому времени относятся древнейшие следы пребывания человека в Среднем Поволжье. Среди известных памятников наиболее близка к Мордовии Карачаровская позднепалеолитическая стоянка близ Мурома на Оке.

На территории современной Мордовии древнейшие следы пребывания человека относятся к эпохе мезолита. В более поздний период – неолит наш край был прочно освоен человеком.

К началу мезолита ледник отступил далеко на север. Сформировались близкие к современным ландшафтные зоны, появились представители современного животного мира (лось, медведь и т.д.). Существенные изменения состава промысловых животных привели к освоению новых приемов охоты – выслеживание, скрадывание дичи, которая остается основой хозяйства мезолитических общин. Лук и стрелы, изобретенные еще в позднем палеолите, утверждаются в качестве основных орудий охоты. Теперь целесообразнее стало посылать небольшие группы охотников в разных направлениях от места проживания. Эффективность новых приемов охоты повышало использование собаки, прирученной в мезолите.

Для поселений выбирались возвышенные места вблизи рек. Они представляли собой небольшие по площади кратковременные стоянки без жилых конструкций. Мезолитические памятники в Мордовии обнаружены у поселка Имерка, Тарвас-Молот Зубово-Полянского района.

Быстрое истощение охотничьих угодий стимулировало такие формы присваивающего хозяйства, как рыболовство. Важным изобретением мезолитического человека является каменный топор. Совершенствовались также орудия из камня – скребки, ножи, начинали широко применятся составные орудия из кремниевых пластинок.

Социальная организация того времени была представлена матриархальной родовой общиной, которая объединяла людей, связанных общим происхождением по материнской линии.

Таким образом, в рамках мезолита на севере Европы, так и в Среднем Поволжье, коренных изменений не произошло. Однако к концу мезолита лесные племена достигают такого уровня развития присваивающего хозяйства, при котором были созданы предпосылки получения избыточного продукта, характерного для неолита.

Новый период характеризуется дальнейшим усложнением трудовых процессов. При обработке камня применялись шлифование, сверление. В эпоху неолита появилось ткачество, люди научились изготовлять глиняную посуду без применения гончарного круга (лепили руками).

У неолитических племен, проживающих на территории Мордовии, сохраняется охотничье-рыболовческий хозяйственный уклад. Известны несколько десятков неолитических памятников – (около озера Имерка, Каргашино в З-Полянском районе, Андреевское поселение в Ковылкинском районе).

Для этого времени в Мокшанско-Сурском междуречье археологи выделяют три разнокультурные группы населения. Первая характеризуется керамикой, орнаментированной оттисками в виде гребенки, другая – посудой, украшенной треугольными наколками, третья – нанесение на поверхность сосудов ямочно-гребенчатых отпечатков. Таким образом, несмотря на ведущую роль рыболовства, хозяйство родовых групп оставалось комплексным.

В III – начале II тыс. до н.э. местные племена вступают в эпоху энеолита.

 

2. Эпоха бронзы и раннего железного века.

Начало бронзового века совпала с освоением металлургии бронзы и введением в обиход орудий из нее. В рамках этой эпохи сложилось многоотраслевое хозяйство, сочетавшее в себе присваивающие промыслы (охоту, рыболовство, собирательство) с производящими (земледелие и скотоводство). В новых условиях все большую роль начинает играть мужчина. На смену матриархату приходит патриархат.

В начале 2 тыс. до н.э. среди энеолитического населения Мокшанско-Сурского междуречья расселяются пришлые скотоводческо-земледельческие племена фатьяновской (балановской) культуры – представители древнебалтийской ветви индоевропейцев. Они были древнейшими скотоводами и земледельцами в нашем крае.

Поселения фатьяновцев располагались на высоких, удобных для обороны местах. Впервые они были обнаружены и исследованы П. Д. Степановым в долине р. Суры у с. Сайнино Дубенского района.

Развитие фатьяновской культуры на Мокше и Суре сопровождалось мирными взаимоотношениями с местными волосовскими племенами.

В середине первой половины 2 тыс. до н.э. в Среднее Поволжье вторгаются племена абашевской культуры (индоиранцы). Абашевцы занимались скотоводством и земледелием. Взаимоотношения между ними и волосовско-фатьяновскими племенами не всегда были мирными. Об этом свидетельствует, например, Староардатовский курган, под насыпью которого были погребены семь абашевских воинов.

Дальнейшая судьба абашевского населения в нашем крае связана с проникновением ираноязычных племен срубной культуры в середине 2 тыс.до н.э. (названа по захоронениям в срубах, над которыми насыпали курган). Процесс их расселения сопровождался поглощением носителей абашевской культуры. Особенно много памятников этой культуры обнаружено в восточных районах Мордовии (Атяшево, Алово, Старые Селищи Большеигнатовского района). Носители срубной культуры были хорошо знакомы с подсечным земледелием, скотоводством, металлургией.

Во второй половине 2 тыс. до н.э. – 1 тыс. до н.э. формируется поздняковская культура. В Мордовии поздняковские памятники найдены в Зубово-Полянском и Теньгушевском районах. Эти племена занимались скотоводством, земледелием, охотой, рыболовством. Значение поздняковской культуры в эволюции лесных племен Окско-Сурского междуречья определяется, прежде всего, тем, что были подготовлены предпосылки к утверждению производящих форм хозяйства.

Культура эпохи раннего железного века в Мокшанско-Сурском меж­дуречье сформировалась в результате сложных этнокультурных процессов, основное содержание которых определялось взаимодействием потомков местных поздняковских племен и при­шлых носителей культуры сетчатой керамики, проникших в поздняковскую среду Волго-Окского междуречья в конце II тыс. до н.э. из районов Верхнего Поволжья. К началу I тыс. до н. э. материальная культура мокшанско-сурских по­здняковцев значительно трансформируется. Поселения переносились на естественно защищенные высокие участки, что было обусловлено как климатическими изменениями, сопровождавшими­ся похолоданием и подъемом уровня гидросети, так и природой производя­щей экономики. К тому же труднодоступные мысы были более удобны для защиты стада от хищных зверей и поселений от врагов.

В конце первой четверти I тыс. до н. э. в среду позднепозняковского населения, оставившего памятники с тычковой керамикой, из районов Среднего и Нижнего Поочья вверх по Мокше продвигаются племена культуры с сетчатой керамикой и со­оружают здесь первые городища на месте их поселений. Эти процессы сопровождались поглощением местного населения Мокшанско-Сурского междуречья и знаменовали формирование городецкой культуры эпохи раннего железа, которая относится к финно-уграм. Ее носи­тели занимали практически всю лесостепную и лесную зону правобережья Среднего Поволжья и рязанского Поочья. Для этой культуры характерны лепная глиняная посуда, покрытая псевдорогожными и «текстильными» отпечатками, особая форма грузил и пряслиц, а также развитая костя­ная индустрия.

Для поселений обычно выбирался высокий участок коренного берега, ограниченный двумя труднопроходимыми оврагами. Некоторые городища расположены таким образом, что господствуют на местности и видны на боль­шом расстоянии (например, Новопшеневское городище), другие, наоборот, как бы скрыты соседними возвышенностями в глубине овражной системы (Широмасовское городише в Теньгушевском районе). С напольной стороны пло­щадка городища защищалась валами и рвами. Постройка искусственных укреплений свидетельствует о напряженной межплеменной обстановке в городецкой среде, обусловленной тем, что большие стада привлекали внима­ние не только соплеменников, но и агрессивных южных кочевников. В обо­ронительных сооружениях городецких памятников (Каргашинское городи­ще, Казна-Пандо и др.) обнаружены наконечники стрел скифского, а в более поздних - и сарматского типов.

Городище являлось родовым поселком, население которого состояло из нескольких больших патриархальных семей, которые только сообща могли про­вести трудоемкие работы по строительству укреплений и защититься от врагов. Ведущее значение в комплексной экономике городецких племен играло скотоводство. В состав городецкого стада входили свиньи, крупный и мелкий рогатый скот, лошади, служившие и для верховой езды. Население применяло подсечно-огневую систему земледелия, но оно играло вспомогательную роль в хозяйстве. Из земледельческих ору­дий известны небольшие железные мотыжки и серпы. Существенную роль в эконо­мике продолжали играть охота и рыболовство.

 

Этногенез мордовского народа.

Последние века I тыс. до н. э. знаменуют кардинальные изменения в ма­териальной и духовной культуре городецкого населения, обусловленные как дальнейшим развитием производительных сил, так и внешними факторами. На основе городецкой общности начинают формироваться этнические обра­зования поволжских финнов - племенные объединения древней мордвы, ма­рийцев, муромы и населения, оставившего могильники в рязанском течении Оки.

В этот период подавляющее большинство городищ Примокшанья и Верхнего Присурья были оставлены населением. В процесс кон­солидации оказались вовлечены, практически все разрозненные группы пле­мен Мокшанско-Сурского междуречья, который привел к сложению большо­го позднегородецкого массива на пространствах Нижнего Присурья. Эти территории с обширными пойменными лугами, удобными для скотоводства, и не истощенными пока подсечно-огневым земледелием лесными почвами были наиболее благоприятны для плотного размещения Городецких племен на но­вых землях. К I в. н. э. практически все нижнее течение Суры, особенно его правобережье, покрывает густая сеть позднегородецких поселений. Развитие позднегородецкого общества в это время шло особенно быстрыми темпами. В условиях ограни­ченного фонда пахотных земель начинает распространяться переложная си­стема земледелия с применением наиболее раннего типа пашенного орудия - рала. Однако главные позиции в экономике сохраняются за скотоводством. По сравнению с ранним периодом заметно расширяется ассортимент и уве­личивается количество железных изделий, что свидетельствует о выходе чер­ной металлургии на уровень производства. Успехи в развитии хозяйства под­готовили условия доя реорганизации экономической структуры позднегоро­децкого общества - переходу от кровно-родственной к большесемейной об­щине, который произошел в начале эпохи раннего средневековья.

Историческое значение этого процесса заключается в том, что рассе­янное прежде на многокилометровых пространствах городецкое население, сгруппировавшись в первые века нашей эры на Нижней Суре, начинает осоз­навать себя единым целым, тем этносом, который был положен в основу еди­ной древнемордовской общности. Именно в условиях консолидации выраба­тывается начальная форма общемордовского этнического атрибута - височ­ная привеска со спиралью и грузиком, которая в качестве обязательного эле­мента головного убора мордовских женщин дожила до XIII в. Более четко оформляется племенная структура древней мордвы, о чем свидетельствуют концентрация городищ в определенных районах Нижнего Присурья.

В Среднем Поочье, где на базе другого массива позднегородецких племен во II - III вв. н. э. формируется близкородственное мордовскому население, ос­тавившее там в эпоху раннего средневековья могильники рязанско-окского типа. Эти племена в I тыс. н. э. приняли активное участие в фор­мировании древнемокшанского населения.

В первые века новой эры обстановка в Нижнем Присурье дестабилизируется. Причины следует искать в перенаселении, дефиците пахотных земель и пастбищ в Нижнем Посурье, а также вторжениями отрядов кочевников, которые оставили здесь основные могилы знамени­того Андреевского кургана в Большеигнатовском районе, а также Староардатовского кургана в Ардатовском районе. Их этническая принадлежность до не установлена, так как в их культуре переплетаются элементы сарматского, пьяноборского и античного миров. Завоеватели в силу своей малочисленности быстро растворились в местной среде, не оставив заметного следа в материальной культуре мордовских племен, но сыграли роль катализатора, ускорившего ломку архаичных кровно-родственных отношений древнемордовского общества. По крайней мере, их вторжение совпало по времени с появлением у древней мордвы обряда захоронения в землю, совершенных в насыпь Андреевского курга­на. К эпохе раннего средневековья этот обряд широко распространяется в местной поволжско-финской среде.

В начале III в. н. э. основная масса древней мордвы покидает земли Нижнего Посурья, рас­селяясь в двух основных направлениях. Одна груп­па племен поднимается вверх по течению Суры и обосновывается в бассейне Вернего Присурья, где к середине I тыс. н. э. формируются главные признаки древнемокшанской культуры. Другие продвигаются в глубь лесных пространств Окско-Сурского междуречья и оседают в бассейне реки Теши. На этих землях уже к IV в. отчетливо про­ступают черты древнеэрзянской культуры. Не­большая часть древнемордовского населения ос­талась в Нижнем Посурье, судь­ба в силу определенных обстоятельств оказалась связана с древнеэрзянскими землями.

Первое письменное упоминание «мордва» (морденс) среди других народов Восточной Европы содержится в сочинении историка Иордана (6 в.) «О происхождении и деянии готов». Позднее известие об области Мордия встречается в трактате «Об управлении империей» Константина Багрянородного (10 в.). В настоящее время большинство ученых считают, что этноним «мордва» имеет ираноязычное происхождение «мужчина, человек».

Мордва – мокша как народ и страна Моксель впервые упоминается в отчете о путешествии 13 в. в ставку великого хана монаха Г. Рубрука. Этноним эрзя под наименованием арджанов упоминается при описании покорения Среднего Поволжья монголами в труде иранского историка Рашид – ад – Дина «Сборник летописей» (13 в.).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...