Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Труд. ресурсы и занятость населения.




Труд. ресурсы – это часть нас., кот. благодаря сов-ти физических способностей, спец. знаний и опыта может участвовать в проц. воспр-ва.

К труд. рес. относят: насел. трудоспособного возраста, лица старше и младше трудоспос. возраста занятые в экономике.

В РБ к нас. трудоспособного возраста относятся: муж. –от 16до60, жен.-от 16до55лет.

В РБ выделяю экономически активное и экон. неактивное население.

Экон. активное население – это часть жителей страны, предстов. свой труд для произ-ва товаров и услуг. Экон. активное нас. хар-ся показателем «уровень эконом. активности насел.», кот. определяется в % к общ. числ. населения.

К экон. неактивному нас. трудоспособного возраста относятся лица, кот. не счит. занятыми экон. деят-тью или безработными. Это та часть нас., кот. не входит в состав раб. силы: учащиеся и студ., слушатели и курсанты дневных учеб. заведение, пенсионеры, безраб-ые не состоящие на учете в служ. занятости., др. лица кот. нет необход. работать.

К занят в экономике относ. лица, раб-щие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собст-ти.

Для оценки прогноза труд. ресурсов большое значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показ. кот. являются:

1. Численность населения опред. путем переписи нас. В РБ в последние годы наблюд. низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. Для простого воспроиз-ва нас. суммарные коэффициент рожд-ти для одной жен. должен быть не менее 2,15. В РБ он составляет 1,3.

2. Продолжительность жизни – это колич. лет, кот. в среднем предстоит прожить одному чел. из поколения родившихся. Возрастной коэффиц. смертности опред как отнош. числа умерших в данном возрасте к среднегод. числ-ти лиц данного возраста. В РБ средняя продол. жизни 68,5, в.т.ч. у муж. – 62,7 г., у. жен.-74,7

3. Половозрастная стр-ра В РБ как и во многих странах женщин больше чем мужчин На 1000 муж. приходится 1136 жен.

4. Распред. населения на городское и сельское происходит по месту проживания. К городскому относят нас. проживающее в городах и поселках гор. типа, все остальное нас. относ-ся к сельскому.

 

20 Сущность науки и ее классификация Сущность науки: создание условий для возникновения и эффективного функционирования рыночной среды, тех рыночных регуляторов, которые определяли бы спрос и предложение на рынке научно-технической продукции; — интеграцию отечественной науки в мировое сообщество, увеличение объема и улучшение обмена информацией и технологиями; — согласованное развитие науки и образования, создание целостной системы подготовки высококвалифицированных научных кадров всех уровней и по всем направлениям научной деятельности; — разработку и внедрение в сферу науки эффективно действующего мотивационного механизма, использовав для этих целей финансовые средства государственного, общественного и частного секторов экономики. Классификация: Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков (принципов) по направлениям или группам научных дисциплин. В зависимости от предмета научного познания и методов исследования наука подразделяется на три группы или подсистемы: естественные, общественные и технические науки. По отношению к непосредственной человеческой деятельности наука подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная наука исследует общие законы развития природы, общества, человеческого мышления. Прикладная наука стремится к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества.

 

21 Наука в системе государственных приоритетов Наука является производительной силой общества, активно влияет на развитие мирохозяйственных связей и эффективность общественного производства. Именно поэтому она занимает в системе государственных приоритетов особое место. Система государственных приоритетов ориентирована на укрепление обороноспособности страны, обеспечение суверенитета государства, экономической и технологической безопасности, продовольственной, энергетической и сырьевой независимости, а также внешнеэкономической и финансовой самостоятельности. С помощью науки разрабатываются и реализуются экологически чистые технологии в промышленности и других отраслях хозяйства страны. Формы государственного регулирования науки, научно-технических и инновационных процессов разнообразны. Основные из них следующие: — государство способствует сохранению и развитию ведущих назд1ных школ и научных направлений, в том числе обеспечивая на государственной основе подготовку научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей); — в рамках правительственных ведомств реализуются разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса; для этих целей эффективно используются бюджетные средства, направляемые на поддержку науки; — создаются условия для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирования и поддержки инновационной деятельности; — фискальные и другие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, обусловливающее эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм/

 

22? Организационные формы управления научным комплексом.

Организационная структура управления научно-техническим комплексом представляет собой совокупность научных, научно-производственных и обслуживающих организаций, органов гос. управления НТР и их взаимосвязей на различных иерархических уровнях управления экономикой страны.

Группы научных организаций:

-научные учреждения, выполняющие преимущественно научные исследования;

-конструкторские, технологические и проектные организации, осуществляющие в основном технические разработки;

-научно-технические подразделения и центры, лаборатории и экспериментальные производства, занятые преимущественно освоением новой продукции и новой технологией;

-организации и предприятия научно-технического обслуживания.

Кроме этого функционирует большое число комплексных учреждений, сочетающих научно-исследовательские работы с др.видами научно-технической деятельности: конструированием, технологическими разработками, проектированием.

В настоящее время организационно-экономическая среда, в которой работают научно-технические организации определяется: сокращением платежеспособного спроса заказчиков; ограниченностью бюджетных средств; неплатежеспособностью предприятий в течении длительного времени; отсутствием существенных налоговых льгот, неэффективным гос. регулированием науки.

 

23. Оценка результатов и перспективы научной деятельности и эффективность науки.

Научная продукция создаваемая интеллектуальным, творческим трудом ученых, изобретателей и новаторов часто не принимает материально-вещественную форму, однако имеет стоимостную оценку и реализовывается по рыночным ценам принося прибыль.

Результатами действия научного сообщества являются: открытия, ноу-хау, изобретения, лицензии, промышленные образцы, предложения и рекомендации в области социально-экономической деятельности.

Ценность научного товара характеризуется: масштабностью задач, решаемых с использованием данного товара, устойчивостью к моральному старению, надежностью использования и обоснованностью результатов интеллектуальной деятельности, технологичностью внедрения.

Очень сложной является оценка экономической эффективности социальных мероприятий и результаты эффективности экологических исследований.

В настоящее время в РБ создана система национальных органов, формирующая научно-техническую политику и определяющая приоритетные направления развития науки и техники. Гос. ассигнования на науку достигают от 25 до 50% общих расходов. Происходит усилениие гос. регулирования развития науки и техники в целях ускорения внедрения новшеств.

 

24? Экономическое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала.

Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство новых предприятий и их комплексов, расширение и реконструкцию действующих предприятий, в развитие человеческого потенци­ала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Уровень развития инвестиционного потенциала страны определяют объемы и структура капиталовложений и строитель­но-монтажных работ, качество и технический уровень вводимых в эксплуатацию объектов, а также накопленные материальные и нематериальные ценности, квалификация рабочей силы.

Основными составляющими инвестиционного потенциала являются проектно-изыскательские, строительно-монтажные организации и такие отрасли народного хозяйства и промышленности, как строительство, промышленность строительных материалов, конструкций и деталей (строительный комплекс).

Для достижения этих целей необходимо обеспечить реализацию системы мероприятий, включающих:

• совершенствование внутриотраслевой структуры строительного комплекса на основе приоритетного развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств, бази­рующихся на высоких и экологически чистых технологиях;

• создание новых архитектурно-планировочных систем зда­ний и сооружений, возведение жилых и административных зданий по современным эффективным проектам, обеспечиваю­щим снижение уровня затрат на всех стадиях инвестиционно-строительного цикла;

• модернизацию технологий строительства и производства строительных материалов до уровня передовых европейских стран, постепенное поэтапное закрытие энергоемких и экологически вредных производств, требующих импорта дорогостоящего и экологически вредного сырья и перепрофилирования их на новые виды продукции;

• расширение международного сотрудничества, прежде все­го с Россией и другими странами СНГ, Евросоюза, направлен­ного на при влечение иностранных инвестиций и кредитов в приоритетные подотрасли - цементную промышленность, про­мышленность стеновых и теплоизоляционных материалов;

• активизацию проведения подрядных торгов на строи­тельство объектов за пределами страны, поиск потенциальных потребителей строительных материалов и изделий;

• обеспечение развития территорий, моделей расселения, инженерно-транспортной инфраструктуры в соответствии с утвержденными генеральными планами.

С целью использования зарубежного опыта, технологий и инвестиций предусматриваются расширение международного сотрудничества, активизация работ по организации совмест­ных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп.

 

25. Финансовые источники инвестиционного потенциала. Основу внешнего финан-сирования составляют иностранные кредиты, поступающие в рамках межправи-тельственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организа-циями. Низкая эффективность использования иностранных займов, высокая доля иностранных кредитов под гарантии Правительства РБ в общем объеме иностранных инвестиций (96%), а также увеличение в 1996 году выплат за взятые кредиты свидетельствуют не в пользу привлечения внешних кредитных ресурсов в целях экономической безопасности страны. В Беларусь инвестируют 72 страны, причем шесть из них – Польша (18%), Германия (25%), США (9%), Италия (6%) и Великобритания (3%) – обеспечивают более половины прямых иностранных вложений. В дальнейшем необходимо сосредоточить усилия на завер-шении переговоров и заключении соглашений с такими странами, как Словацкая, Литовская и Чешская Республики, Республикой Словения, Королевством Таиланд, Республикой Кипр, Республикой Венгрия, Королевством Испания и другими. Одним из основных приоритетов РБ является ее вступление в ВТО, которое создает широкую правовую основу для инвестиционного сотрудничества РБ с зарубежными странами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...