Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варно-кастовый строй в древней Индии

а) Варны и касты: возникновение, различия, основные функции.

Зачастую варны обозначают словом «каста», хотя на самом деле варны и касты — это разные социальные группы. Касты, которые в Индии назывались также «джати» - это эндогамный социальный институт, который основывается на связи его членов с определенной профессией, передаваемой по наследству, каст намного больше, чем варн. Под варнами же понимаются четыре основных индийских сословия — брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Варны в ходе истории постепенно становились все более замкнутыми и по своей закрытости стали схожими с кастами, что и повлекло за собой нередкое обозначение варн словом «каста». Однако варны все же не являлись настолько закрытыми, как касты. Так, в начале формирования варн смешанные браки (браки между представителями разных варн) вполне допускались, тогда как касты строго эндогамны. Происхождение варн связывается с разложением первобытно-общинного строя и возникновением имущественного неравенства. Стоит отметить, что и в древнем Иране выделялись классы (пиштры), которые по своим характеристикам были сходны с индийскими, что дает основания полагать, что варны появились еще в индоиранский период. Сложно сказать что-либо определенное о том, как появились касты, кроме того, что они однозначно развились не из четырех варн, так как их структура слишком разная, но окончательное оформление каст — результат объединения огромного числа разнородных социальных групп в целую социально-культурную систему. Этот процесс длился около тысячи лет. В наши дни скорее касты, а не варны определяют жизнь низших слоев населения. По предположениям некоторых ученых, вначале касты имели скорее защитную функцию и являлись естественной реакцией небольших групп населения (профессиональных или этнических) на изменения, происходившие впоследствии столкновения с более развитой социальной структурой. Каста должна была обеспечивать безопасность своих членов, помогать нуждающимся. Касты не зависели от государства, потому могли изгонять своих членов на свое усмотрение. Человек, изгонявшийся из касты, изгонялся также и из семьи, это было равносильно смерти или смертельной болезни, так как вело к полной общественной изоляции. Касты в силу своей замкнутости позволили индусам сохранить свою культуру и религию.

b) Брахманы, кшатрии, вайшью, шудры. Парии в древнеиндийском обществе.

Три высших класса (брахманы, кшатрии и вайшьи) отличались от низшего (шудр) тем, что они являлись «дваждырожденными» (первый раз естественным путем, а второй раз в ходе обряда посвящения, когда они принимались в арийское общество), в то время как шудры были «единождырожденными». В «Ригведе» можно найти легенду о происхождении варн от первочеловека Пуруши. Согласно этой легенде, брахманы появились из уст Пуруши, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, а шудры — из ступней. В более поздних текстах эта легенда повторяется, однако появление варн связывается уже не с Пуруши, а с богом Брахмой. Чаще всего в ведийских текстах брахманы считались высшим классом, за ними следовали кшатрии, затем вайшьи, а за ними шудры, однако во многих буддийских текстах первые два класса менялись местами. Борьба между брахманами и кшатриями за власть была очевидна.

Брахманы были жрецами, именно они освящали появление каст, стремясь закрепить свое главенствующее положение. По поверьям, брахманы обладали силой, достаточной для того, чтобы погубить царскую власть, что позволяло брахманам получать покровительство царей. Брахманы отвечали за совершение обрядов, ритуалов и культивировали веру в то, что только они могут проводить обряды правильно, таким образом опять же закрепляя свое общественное положение. По тому, какие действия они совершали во время обрядова, брахманы делились на удгарти — певцов, хотри — тех, кто возносил молитвы, а также адхварью — выполнявших ритуальные жесты. Изначально термин «брахман» обозначал человека, который обладал «брахманом» (магической силой). Сначала брахманы делились на экзогамные группы готры, однако впоследствии с развитием каст и класс брахманов разделился на отдельные касты, а позже они поделились на шакхи — группы, которые устанавливали определенные правила в соответствии со своей версией ведийских текстов. Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя. Также они имели некоторые социальные привилегии, в частности, освобождались от налогов. Однако не все брахманы занимались жреческой деятельностью. Если они не могли заработать себе на жизнь проведением ритуалов, из позволялось заниматься практически любыми видами торговли и ремесла.

За брахманами следовал класс кшатриев (в веддийских период называемых раджаньями). Кшатрии, как правило, были воинами или занимали государственные посты. Немало царей происходило из варны кшатриев. Надо сказать, что Будда Шакьямуни также был кшатрием (что отчасти объясняет главенствующее положение кшатриев относительно брахманов в буддийских текстах). Этот класс пополнялся воинами, вне зависимости от их расы или ранга, потому захватчики домусульманской Индии, соблюдавшие индийские традиции и обычаи, постепенно входили в индийское общество, занимая место, как правило, именно в классе кшатриев.

Варна вайшьев (купцов) занимала третью позицию в сословной иерархии древнеиндийского общества, однако они, в отличие от шудр, имели право проходить обряд посвящения и становиться жрецами. Эта варна была самой многочисленной. Вайшьи были обычно купцами, ремесленниками или земледельцами, наемными работниками. Богатые вайшьи материальными дарами способствовали развитию буддизма и джайнизма. Вайшьи были основными налогоплательщиками. Они образовывали своего рода буржуазию.

Шудры не были рабами, однако их положение было крайне незавидным. Они были «единождырожденными», потому не имели права на посвящение в арийское общество (упанаяна), поэтому им также запрещалось изучать священные тексты. Шудры, как правило, были экономически зависимы и бедны. Их основной задачей было служить трем высшим сословиям. В класс шудр нередко низвергались брахманами группы из других сословий, которые продолжали чтить устаревшие традиции или отказывались принимать ортодоксальные обычаи. Незаконнорожденные дети попадали в класс шудр, даже если происходили от родителей из высших варн. Шудры делились на «чистых» и «нечистых», «нечистые» практически приравнивались к неприкасаемым.

В индийском обществе существовали парии (неприкасаемые), которые находились в самом низу общественной иерархии и вообще исключались из арийской социальной структуры, хотя некоторые ученые и называли их «пятым классом» (панчама). Основой неприкасаемых были чандала, традиционно выступавшие в роли палачей или могильщиков. Им запрещалось проживать в индийских городах, они могли носить только одежду мертвых. Существовали группы неприкасаемых, которые возникли из-за неприятия индийским общество насилия. Сюда, в частности, были отнесены нишады — охотники, кайварты — рыболовы, каравары — дубильщики кожи, пуккузы — дворники, вены — корзинщики, а также ратхакары — тележники. В самой группе неприкасаемых постепенно образовались отдельные касты и даже выделились собственные неприкасаемые (например, дети от смешанных браков между чандалами и нишадами). Также к классу неприкасаемых относились млеччхи — все группы варваров, которые не принимали индийские обычаи (если они принимали индийские обычаи, их положение со временем могло улучшиться, что свидетельствует о сравнительной подвижности сословной структуры Индии, а также о том, что неприкасаемыми те или иные социальные группы становились не по происхождению, а по образу жизни).

с) Роль представителей различных варн в экономических, политических и социальных процессах.

Как уже было сказано, брахманы находились под покровительством царя, они могли также быть его советниками и таким образом оказывать влияние на политические дела государства, в то время как большую часть государственных должностей занимали кшатрии, которые таким образом имели наибольшую политическую власть, в руках кшатриях также находилось войско, что усиливало их положение в политике, вайшьи практически не участвовали в политических делах, а шудры не участвовали вообще. Наибольшую роль в экономики играли вайшьи, так как именно они составляли основную массу податного населения, они были своего рода буржуазией в индийском обществе, фактически торговля и ремесла были в их руках. Брахманы и кшатрии также могли быть торговцами и ремесленниками, однако среди них торговцев было сравнительно меньше, чем среди вайшьев. Шудры являлись дешевой рабочей силой и выполняли всю грязную работу, так как их дхармой было служение остальным варнам. Брахманы, в руках которых находились ритуалы, культ и священные тексты, оказывали значительное влияние на социальную структуру общества. Именно они в большинстве случаев закрепляли правила поведения в индийском обществе, а также само разделение общества на классы. Кшатрии вмешивались в общественную жизнь скорее с позиции управления государством. Вайшьи способствовали развитию неортодоксальных течений (буддизма, джайнизма) материально. Брахманы стремились воспрепятствовать смешению классов, постепенно ужесточая отношение к смешанным бракам. Браки между шудрами и высшими классами практически не допускались.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...