Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия обеспечения эффективной деятельности специализированного кабинета детского психолога




УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

 

В настоящее время активно развивается психоло­гическая служба в образовании. Для успешной деятель­ности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспе­чить психолога инструментарием — практическими ма­териалами.

Специализированный кабинет детского психолога разработан специально для того, чтобы помочь школам и другим образовательным учреждениям оптимизиро­вать условия работы практического психолога с детьми и дать психологу базовый комплект систематизирован­ных методических материалов по основным направле­ниям его работы.

Создание специализированных кабинетов детского психолога в образовательных учреждениях — перспек­тивная организационная форма оказания психологиче­ской помощи семье и детям.

Предлагаемая модель кабинета ориентирована на оказание помощи в обычных и экстремальных условиях.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании — системы социальной помощи семье и детям. Он пред­назначен для оказания своевременной квалифициро­ванной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учрежде­ний по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адап­тации.

Специализация кабинета состоит в том, что он ори­ентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:

¦ помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;

¦ помощь детям и их родителям в экстремальных ус­ловиях;

¦ помощь детям с отклонениями в развитии.

Особую роль кабинет приобретает в условиях, когда необходима экстренная помощь детям, учащимся и их родителям, оказавшимся в экстремальных и критиче­ских ситуациях в зонах экологических катастроф, в рай­онах радиационного загрязнения (в частности, Черно­быльской АЭС), испытывающих потребность в психо­логической поддержке и коррекции проявлений пост­травматических стрессовых нарушений и их послед­ствий.

Таким образом, специализированный кабинет дет­ского психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая — решающей специфические задачи в особых условиях. Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуаци­ях и на так называемых «территориях риска», где воз­можно проявление отдаленных последствий вредонос­ных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики. Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога долж­на базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обес­печении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

 

2. Контингент обслуживаемых детей специализиро­ванного кабинета — учащиеся школ и воспитанники выпускных групп детских садов в обычных и экстремаль­ных условиях. Особое внимание уделяется детям с от­клонениями в развитии, имеющим неярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи и эмо­ционально-волевой сфере. Степень выраженности этих нарушений позволяет детям обучаться по программе общеобразовательной школы, но в условиях поддерж­ки: организация специального режима учебной работы, изменение темпов изучения школьной программы, а также психологическая и логопедическая помощь. В противном случае они часто попадают в разряд неус­певающих или трудновоспитуемых. Вследствие этого возникает вопрос о переводе таких детей в специали­зированные учреждения (в частности, во вспомогатель­ные школы). В настоящее время многие из таких детей направляются в классы коррекции или классы компен­сирующего обучения.

Группа детей с отклонениями в развитии полиморф­на. Для определения характера отклонений и потенци­альных возможностей развития и обучения ребенка не­обходима совместная работа специалистов разного про­филя, среди которых работа психолога занимает одно из ведущих мест. Она может рассматриваться как на­чальный этап психолого- медико- педагогического изуче­ния ребенка с отклонениями в развитии.

 

3. Основной задачей специализированного кабинета детского психолога является обеспечение психологи­ческих условий для оптимального психического разви­тия детей, в том числе — детей с отклонениями в раз­витии. Важнейшим из них является создание благопри­ятного психологического климата обучения и воспита­ния каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в усло­виях учебно-воспитательных учреждений.

Многофункциональность психологического кабинета, ориентированность его на оказание помощи в экстре­мальных ситуациях позволяет решать ряд задач, свя­занных с коррекцией стрессовых нарушений и их по­следствий у детей разных категорий, том числе и у де­тей с отклонениями в развитии:

— купирование развития острых стрессовых реакций;

— нормализация эмоционального фона деятельности;

— снятие эффектов умственного утомления;

— формирование адекватной установки на выполне­ние учебной деятельности;

— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.

 

4. Основной принцип работы — индивидуальный под­ход к детям, что выражается:

— в поиске специфических для каждого ребенка пу­тей оптимального развития его потенциальных возмож­ностей в сфере интересов, способностей, склонностей;

— разработке индивидуально ориентированных про­грамм развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и лич­ностному развитию детей;

— выработке и реализации эффективных методов ока­зания психологической помощи и поддержки в экстре­мальных и критических ситуациях.

 

5. Задачи и специфика работы специализированного кабинета детского психолога определяют целесообраз­ность создания его непосредственно на базе учебно-воспитательного учреждения (детский сад, школа, шко­ла-интернат и т.д.), что обеспечит регулярность посе­щения кабинета данным контингентом детей, подбор и адаптацию методов и приемов психологического воз­действия к конкретным условиям жизненной среды и социального взаимодействия детей различных возраст­ных групп, их родителей, воспитателей и учителей.

 

Работа в условиях конкретного учебно-воспитательного учреждения позволяет психологу основательно вникнуть в воспитательную ситуацию, лучше узнать как детей, так и учителей, воспитателей, их взаимоотношения, нала­дить контакт с родителями. Психолог получает возмож­ность наблюдать детей в реальных жизненных ситуаци­ях, анализировать всю систему влияний на ребенка, ви­деть результаты своей деятельности: как претворяются в жизнь его советы и рекомендации, какие изменения происходят в жизни школы, детского сада в результате его консультативной и профилактической работы.

Особую актуальность этот фактор приобретает для зон неблагоприятных экологических воздействий или районов радиационного загрязнения, где чаще всего встречаются проявления посттравматических стрессо­вых нарушений и возникает необходимость срочной психологической коррекции и профилактики немедлен­ных и отдаленных последствий стрессогенных ситуаций; неотсроченная психологическая помощь и коррекция в привычных условиях пребывания определяет эффектив­ность реабилитации и реадаптации, самоидентифика­ции личности.

 

6. Деятельность кабинета осуществляется специали­стами-психологами, окончившими высшее учебное за­ведение по специальности «психология» или прошед­шими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог». Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопони­мание, взаимодействие и взаимодополняемость пози­ций психолога, педагога, социального работника, тес­ный контакт с родителями или лицами, их заменяющи­ми. Это позволит определить стратегию в решении про­блем психологической помощи, создании личностно-ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с детьми различного возраста.

 

7. Руководство деятельностью специализированного кабинета детского психолога осуществляется научно-методическим центром по практической психологии при участии общества психологов.

 

УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА

 

Психологический кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия практического пси­холога с детьми разного возраста, их родителями и учи­телями, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде все-го» определяет акценты в работе кабинета и его обес­печение.

 

1. Психологическое обеспечение

Психологическое обеспечение подразумевает созда­ние ситуации наибольшего благоприятствования для ребенка:

1.1. Грамотное профессиональное взаимодействие психолога с педагогическим коллективом учреждения, на базе которого создаются гуманные взаимоотноше­ния, доброжелательное межличностное взаимодействие детей и окружающих их взрослых.

1.2. Создание благоприятного для развития детей пси­хологического климата и организация продуктивного общения со взрослыми и сверстниками.

1.3. Максимальная реализация в работе с детьми пси­хических возможностей и резервов каждого возраст­ного периода (сензитивность, «зона ближайшего раз­вития»).

1.4. Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода (интересы, склон­ности, способности).

 

2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выбо­ре психологических средств.

Выбор метода обследования — один из сложных эта­пов диагностико- коррекционной работы детского пси­холога. Важным показателем детской и школьной пси­ходиагностики является быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме. В работе дет­ского психолога значение имеет не только выбор мето­да исследования, но и качественная характеристика полученных данных, которая будет определять ход и результаты диагностической и коррекционной работы.

Методики, разработанные в научной психологии, при использовании детским психологом требуют особой модификации. Использование уже известных и апро­бированных тестовых методик в условиях работы с деть­ми требует глубокого психологического анализа и гра­мотной интерпретации комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии существенно важ­ным является не только то, что может выполнить ребе­нок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике откло­нений в развитии. Поэтому в работе детского психоло­га возникает необходимость построения отдельных ди­агностических методик в форме обучающего экспери­мента. Разработки таких методик представлены в «На­боре практических материалов для профилактики, ди­агностики и коррекции нарушений психического разви­тия у детей «Лилия» (О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррек­ция»). Система методик набора направлена на психо­логическую работу с детьми 3-12 лет. Для психодиа­гностического исследования предусмотрен качественный и количественный анализ результатов.

Специфика работы детского психолога в кабинете (необходимость быстрой и оперативной информации о ребенке) определяет острую потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику. Экс­пресс- методики основаны на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и спо­собов выполнения ими заданий. В качестве экспресс- методик в условиях психологического кабинета целе­сообразно использование так называемых функциональ­ных проб, а в качестве экспресс- методов изучения клас­са — скриннинг- обследование.

Не менее важное значение имеет подбор психологи­ческих средств для коррекционной работы.

Эффективность использования в работе психологи­ческого кабинета различных психологических средств воздействия существенно повышается при комплекс­ном применении взаимодополняющих средств — как в условиях психологической диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддерж­ки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обу­чения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, при­меняемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Психолог несет полную ответственность за реализа­цию программ коррекции и развития и конечный ре­зультат.

Для оценки эффективности своей работы психолог может использовать специально разработанные анке­ты. По результатам опроса, проводимого регулярно после окончания определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и содержания развивающих программ индиви­дуальной работы с учащимися разного возраста, оце­нить динамику достижений ребенка (например, изме­нение уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивость).

 

3. Организационное

Организационное обеспече­ние кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе технических средств, методических мате­риалов, документации и рек­ламы.

3.1. Технические средства

¦ Система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.

¦ Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

¦ Компьютер.

3.2. Методические материалы

¦ Кейс практического психолога. (Набор практи­ческих материалов для профилактики, диагности­ки и коррекции нарушений развития у детей.)

¦ Практические матери­алы для психологической работы в школе.

¦ Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д.).

¦ Набор материалов для детского творчества (стро­ительный материал, пластилин, краски, цветные ка­рандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).

¦ Библиотека практического психолога.

¦ Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

3.3. Документация

3.4. Мебель

Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

¦ Рабочий стол психолога.

¦ Шкаф для пособий; шкаф для техники.

¦ Рабочие места детей.

¦ Журнальный стол.

¦ Кресла.

¦ Стулья.

3.5. Дополнительные средства для дизайна интерьера

¦ Цветные сменные перегородки помещения.

¦ Цветы.

¦ Клетка для птиц.

График работы кабинета должен обеспечивать возмож­ность, проведения консульта­ций и занятий в любое удоб­ное для детей, родителей и учителей время. Это — время непосредственно после уро­ков; возможно использование' больших перемен.

Помимо общих организаци­онных требований при созда­нии специализированного ка­бинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности ка­бинета.

Реализация в работе комп­лекса психокоррекционных и восстановительных меропри­ятий предполагает проведе­ние таких занятий в специ­ально оборудованных поме­щениях с соответствующими условиями и требованиями к техобеспечению и оснаще­нию психологического каби­нета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...