Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы экономии материалов.

Все факторы, определяющие, экономию материалов, можно свести к следующим основным группам: материальные, технологи­ческие, проектно-конструктивные и организационно-экономи­ческие.

Первая группа факторов — материальных определяет выбор оптимальных видов материалов, которые позволили бы сократить их расход, уменьшить потребление особо дефицитных материалов и снизить размер материальных затрат в себестоимости продук­ции. К числу материальных факторов относится также подготовка материалов (обогащение, агломерация и др.).

Использование технологических факторов экономии материалов означает выбор таких вариантов технологических процессов, кото­рые сокращают отходы, получаемые в процессе производства. К ним относятся точные методы литья, штамповка, сварка, улучшение раскроя материалов и др.

Проектно-конструктивные факторы приводят к экономии материалов путём выбора оптимальных проектов (конструкций) готовой продукции, ликвидации чрезмерных запасов прочности и излишеств в продукции.

Сокращение удельного веса материалов в готовой продукции ни в коей мере не должно ухудшать ее качество. Более того, повы­шение потребительских свойств продукции, ее надежности и долго­вечности приводит к сокращению расхода материалов в народном хозяйстве, так как потребность в данном виде продукции при улуч­шении его качества может сократиться.

К числу организационно-экономических факторов относятся: рациональное использование отходов, сокращение потерь материа­лов при хранении и транспортировании. Каждое организационное мероприятие должно быть тщательно продумано, экономически обосновано и включено в соответствующий раздел плана развития техники и организации производства. Результаты проведенной работы учитываются при совершенствовании норм расхода мате­риалов.

Завершением анализа является разработка практических мер, позволяющих улучшить использование материальных ресурсов, на их основе установить новые, прогрессивные нормы, отражающие передовой производственный опыт и научно-технические достиже­ния, которые должны быть реализованы в предстоящем плановом периоде.

По мере развития техники и организации производства выяв­ляются новые возможности экономии материальных ресурсов, и тем самым создается возможность разработки прогрессивных норм и пересмотра ранее действовавших.

В работе по организации и планированию использования мате­риальных ресурсов важнейшее место занимает установление про­грессивных норм расхода материалов и топлива. Технико-эконо­мические нормы расхода материалов и топлива — это планово-уста-новленные величины, определяющие максимально допустимые затраты соответствующих материальных ресурсов на производство единицы конкретного вида продукции.

Уровень прогрессивных норм должен быть выше достигнутых средних показателей. Нормы должны ориентировать коллектив работников на планомерное внедрение новой техники, отражать передовой производственный опыт и изменяться по мере совершен­ствования техники и организации производства, роста квалифика­ции кадров.

Наиболее прогрессивным методом установления технико-эко­номических норм расхода материалов и топлива является анали­тически-расчетный.

Сущность аналитически-расчетного метода нормирования рас­хода материалов.

Норма расхода материалов состоит, как правило, из трех час­тей: полезного содержания материалов в готовой продукции, отхо­дов, получаемых в процессе производства, и потерь, связанных с хранением и транспортированием материалов. Удельный вес каж­дой из этих частей характеризует структуру нормы.

Опыт работы предприятий показывает, что на разных участ­ках, потребляющих одинаковые материалы или топливо и выпол­няющих аналогичную работу, а также на родственных участках других предприятии той же отрасли промышленности расходуется разное количество материалов и топлива при изготовлении одной и той же или аналогичных видов продукции. В целях выявления возможности экономии материальных ресурсов и установления прогрессивных норм проводят анализ фактических затрат на раз­ных участках.

На основе анализа передового производственного опыта и раз­работки мероприятий по широкому его распространению устана­вливают оптимальный в данных условиях метод работы и минима­льный расход материальных ресурсов на изготовление продукции. Эти величины и берутся в основу расчета норм расхода материа­лов и топлива.

В дополнение к материалам анализа проводится технический расчет потребности в материалах и топливе на изготовление еди­ницы продукции или выполнение единицы различных работ. Эти расчеты проводятся применительно к отдельным видам материаль­ных ресурсов.

На каждом предприятии потребляется большое количество са­мых различных видов материальных ресурсов. Их номенклатура доходит нередко до десятков тысяч наименований. К тому же сле­дует учесть многообразие производимой продукции и ее частей, а также инструментов, запасных частей и других объектов, на кото­рые устанавливаются нормы расхода материальных ресурсов. Все это в значительной мере увеличивает объем нормировочной ра­боты. Проведение в каждом отдельном случае анализа влияния всех факторов на расход материалов и детальный расчет норм оказываются в этих условиях весьма трудоемким делом.

Это обстоятельство побуждает отдельные предприятия на уста­новление норм укрупненным путем, по аналогии с другими объек­тами, по отчетным данным и т. д., что совершенно неприем­лемо.

Устранение указанной трудности достигается путем разработки общеотраслевых норм расхода материальных ресурсов на те объекты производства, которые изготовляются на многих предпри­ятиях данной отрасли, и на типовые элементы продукции, входя­щие во многие виды работ.

Установленные отраслевые нормы позволяют более обоснованно разрабатывать планы и показатели оценки деятельности предприя­тии. Они должны иметь характер рекомендаций, с тем, чтобы в зависимости от условий работы каждое предприятие могло корректировать их при условии тщательного обоснования откло­нения от среднеотраслевых норм.

Нормы комплексных затрат.

Выше мы рассматривали нормы расхода материальных ресур­сов, затрачиваемых непосредственно на изготовление единицы того или иного вида продукции, например, расход стали, меди и других материалов на одну автомашину; хлопка, синтетического волокна — на тонну пряжи и т. п. Они называются нормами или коэффициентами прямых затрат.

Четкая организация материально-технического снабжения, пла­нирования и контроля использования материальных ресурсов, особенно в производствах со сложным взаимодействием различных частей, требует учета не только прямых затрат ресурсов на еди­ницу продукции, но и расходов, косвенно связанных с производст­вом данного изделия. Это достигается разработкой норм или коэф­фициентов комплексных затрат, которые определяют общий сум­марный расход определенного вида ресурсов на всех стадиях производства, на изготовление единицы конечной продукции. При­мером такой комплексной нормы может быть расход топлива на производство одного автомобиля. В эту комплексную норму вклю­чаются: расход топлива на автомобильном заводе, расход топлива на производство металла с учётом нормы потребления металла в автомобильной промышленности, затраты топлива в текстильной и других отраслях промышленности, поставляющих автомобили­стам свою продукцию, а также затраты топлива в тех отраслях, которые снабжают своей продукцией всех смежников автомобиль­ной промышленности. При установлении комплексной нормы рас­хода электроэнергии нужно знать не только прямые нормы по каждому виду производств, но и коэффициенты выхода годного продукта по каждой стадии производства. Комплексные нормы затрат существенно изменяются под влиянием изменений прямых норм на отдельных стадиях производства и коэффициентов выхода на разных стадиях. Таким образом, комплексные нормы представ­ляют собой довольно динамичные величины.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...