Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение продовольствием




- Текущее положение дел.

- Повышение продуктивности земель.

- Продовольственные ресурсы мирового океана.

- Новые подходы к проблеме протеинов.

- География продовольственной безопасности.

- Продовольственная безопасность России.

 

Создание экономики, основанной на новых материалах

- Одноразовые продукты.

- Материалы (металлы, минералы, материалы органического происхождения) и окружающая среда

- Отравление Земли токсичными веществами

- Использование вторсырья.

- Перестройка сырьевой экономики.

 

 

Занятие 6. Устойчивое развитие городов.

1. Урбанизация. «Человек урбанизированный».

2. Проблемы городского транспорта.

3. Проблемы чистой воды и бытовых стоков.

4. Твердые бытовые отходы.

5. Озеленение.

6. Планирование городов. Города будущего.

Примечание:

При подготовке к практическому занятию необходимо обратить внимание на данные

состояния городов регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибский бассейн, Северная Америка, Западная Азия полярные регионы.

Рекомендуемые источники:

1. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее [Текст] /- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с. (В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА»).

2. Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее. [Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm

Занятие 7. Индикаторы устойчивого развития.

 

Задача. Разработать индикаторы устойчивого развития: экологические; социальные; экономические.

Работа в малых группах.

Занятие 8. Глобализация мирового сообщества.

1. Феномен глобализма, его историческая неизбежность, внутренние противоречия.

2. Глобалисты, неоглобалисты, антиглобалисты.

3. Глобальная экономическая ситуация. Социально-экономическое положение регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибского бассейна, Северная Америка, Западная Азия, полярные регионы.

4. Мировые миграционные процессы.

5. Международный туризм и его экологическая опасность.

6. Плюсы и минусы глобализации.

7. Вероятные сценарии будущего развития человечества.

8. Вероятные сценарии развития России.

 

 

Рекомендуемые источники:

Данилов-Данильян В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учебное пособие [Текст] / В.И. Данилов-Данильян, К.С. Лосев/ М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.220-249.

 

 

Занятие 9. Расчет социоэколого-экономических показателей на примере г. Новокузнецк.

1. Индекс демографической напряженности (ИДН)

2. Индекс промышленной нагрузки (ИПН)

3. Плотность потребления энергоресурсов (ППЭ)

4. Индекс устойчивости экосистем (ИУЭ)

5. Индекс загрязнения воздуха (ИЗВ)

6. Индекс нагрузки на водные ресурсы (ИНВод)

 

 

При подготовке к занятию необходимо предварительно собрать следующие информацию и данные по городу Новокузнецк:

  1. Структура территории:

- общая площадь, земли городов и поселков; территории отдельных предприятий и хоз. объектов; земли транспорта и коммуникаций всех типов, с/х земли, леса и насаждения; болота, торфяники, под водой рек, озер, каналов, водохранилищ; прочие земли;

- ландшафты.

  1. Население. Демографическая структура: дети, занятое население, жители старших возрастов; средний возраст; рождаемость на 1000 человек; смертность (общая и детская). Структура занятости населения по отраслям.
  2. Производственный потенциал: кол-во предприятий по отраслям; техническое состояние оборудования; кол-во промзон и их площадь; кол-во автотранспорта; кол-во животноводческих комплексов и птицефабрик.

Найти данные: годовой объем производства, среднегодовые основные производственные фонды промышленности, площадь урбанизированной территории.

  1. Структура и устойчивость экосистем.

- Типы растительного покрова (площадь, % соотношение).

- Климатические факторы.

- Количество осадков.

- Водный баланс территории: приход – осадки, речной приток; расход – испарение, речной сток (транзитный, поверхностный, подземный).

  1. Техногенное загрязнение среды.

- Выбросы вредных веществ в атмосферу отрасль, предприятия, характеристика выбросов;

- Расход энергоносителей.

- Потребление свежей воды по отраслям.

- Сбросы загрязненных стоков.

 

 

1.9 САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ КУРСА

Общие рекомендации. Работы выполняются на отдельных листах или в тетради. Указывается имя, фамилия, группа и дата сдачи работы.

Самостоятельная работа № 1. Анализ основных экологических проблем городских территорий мирового пространства

Задачи:

  1. Рассмотреть основные экологические проблемы городских территорий регионов: Африка, Азиатско-Тихоокеанский регион, Европа, Латинская Америка и Карибского бассейна, Северная Америка, Западная Азия, полярные регионы.
  2. Выделить основные критерии анализа.
  3. Сопоставить данные по регионам и выделенным критериям (рекомендуется выполнять в табличной форме).
  4. Сделать выводы.

Рекомендуемые источники: Глобальная экологическая перспектива 3: Прошлое, настоящее и перспективы на будущее.- М.: ЮНЕПКОМ, 2002.- 504 с.

[Электронный ресурс] - /http://www.unep.org/geo/geo3/russian/index.htm

В печатном виде имеется в наличии в библиотеке РОО «ИнЭкА».

 

Самостоятельная работа № 2

Анализ социо-эколого-экономического состояния стран

Задачи

1. Провести социально-экономический анализ страны по следующим показателям:

- Общая площадь страны.

- Общая численность населения страны.

- Доля городского населения (в % от общей численности населения);

- Ежегодный прирост городского населения;

- Продолжительность жизни и здоровье населения (учитываются в виде ожидаемой продолжительности жизни на момент рождения);

- Процент безработных или занятого населения.

- Образование. Составляющая параметра – доля грамотных во взрослом населении и совокупная доля населения средним и высшим образованием.

- Валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения;

- Обеспечение продовольствием;

- Материальное потребление (покупательская способность);

- Основные ресурсы.

- Промышленная продукция.

 

 

2. Провести анализ экологической безопасности* страны, опираясь на следующие показатели:

 

- потребление природных ресурсов, в том числе земель, минерального сырья, леса, воды, растительных и животных (в том числе рыбных) ресурсов;

- площадь не нарушенных хозяйственной деятельностью территорий;

- темпы истощения запасов природных ресурсов;

- загрязнение природных сред: воздуха, воды, почв, растительного мира;

- поступление в природную среду вредных веществ,

- накопление промышленных и бытовых отходов;

- темпы изменения биоразнообразия;

- площадь особо охраняемых территорий (прирост);

- затраты на природоохранные мероприятия.

 

 

3. Построить графики, показывающие динамику выбросов CO2, SO2.

 

4. Построить графики состояния страны в динамике по следующим показателям: ресурсы, продовольствие, население, промышленная продукция, загрязнение.

 

 

Примечание: Для выполнения 4 –го задания необходимо собрать данные по разным временным периодам, хотя бы по трем (возможно, использовать и прогнозируемый вариант, например прогноз на 2100- 2200 г.г.).

кологическая безопасность - рациональное использование природных ресурсов при сохранении здоровой окружающей среды.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...