Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные задания студентам.




ПРОГРАММА учебной практики

студентов 1 курса

Ознакомительная практика является составной частью учебного процесса на социологическом факультете специальности «Социальная работа». Согласно учебному плану, данный вид практики осуществляется на втором семестре в течение одной недели.

Цель практики: изучить деятельность государственной системой социальных служб Самарской области.

Задачи практики:

- сформировать знания студентов о специфике деятельности государственных социальных служб;

- ознакомить с опытом работы специалистов социальной работы, социальных работников в государственных социальных службах;

- обеспечить возможность изучения основ законодательства по социальной защите различных категорий граждан;

- оптимизировать условия интеграции студентов к будущей профессиональной деятельности.

Организация практики.

Перед началом практики (за одну неделю) со студентами проводится установочное собрание по практике, на котором:

- оглашаются сроки проведения практики;

- студентов знакомят с графиком прохождения практики в конкретных государственных социальных службах (график составляется руководителем практики совместно со специалистами - практиками);

-утверждается содержание каждого дня практики (зависит от графика работы государственных социальных служб - баз практики и возможностей вуза в предоставлении учебных аудиторий для встреч со специалистами - практиками);

- назначается время итоговой конференции по результатам практики (время итоговой конференции согласовывается со студентами, специалистами-практиками, администрацией вуза; конференция должна быть проведена не позднее четырех дней по окончании практики);

- студенту вручается «Направление на практику» (Приложение 5).

Содержание практики.

Во время прохождения практики студенты совместно с куратором практики посещают государственные социальные службы. В течение экскурсии студенты должны:

- узнать историю создания социальной службы;

- изучить структуру, основные направления деятельности;

- выявить категории клиентов, а также проблемы, с которыми те обращаются в социальную службу;

- проанализировать достижения и проблемы в деятельности социальной службы;

- выявить функционально-ролевой репертуар специалиста социальной работы и социального работника, а также направления, формы, методы социономической деятельности.

Материалы ознакомительной практики (заметки студентов, методические материалы, публикации в СМИ, отражающие деятельность данной социальной службы и т.п.) по всем базам практики заносятся в Дневник практики.

Форма отчетности.

По результатам прохождения практики студенты предоставляют куратору:

1. Дневник практики. Цель ведения дневника: анализ, систематизация полученной в ходе практики информации. Дневник практики ведется студентами на протяжении всех лет обучения в вузе и может быть использован в ходе научно-исследовательской работы студентов: при написании контрольных, курсовых, дипломных и пр. работ, при подготовке к участию в научно-практических конференциях, при участии в социологических исследованиях, при подготовке к экзаменам. Дневник дает студентам возможность в письменной форме отразить впечатления, полученные в ходе практики, сформулировать вопросы, требующие дополнительного изучения и др. Дневник предоставляется куратору в период практики и сдается на проверку после окончания практики. Дневник после итоговой конференции хранится на кафедре теории и технологии социальной работы. Рекомендуемый вариант ведения Дневника практики представлен в Приложении 6.

2. Студенты отчитываются о результатах практики на итоговой конференции. Итоговая конференция предполагает приглашение специалистов- практиков, администрации вуза, преподавателей кафедры и может проводиться в форме «Круглый стол».

3. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению студентов и учитывается при проведении итогов общей успеваемости. Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время. Студенты, не выполнившие программы практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом Самарского государственного университета [1].

Обязательные задания студентам.

1. Выявить структуру социальной службы, основные направления деятельности, общую информацию о клиентах, проблемы социальной службы.

2. Определить должностные обязанности, план и специфику работы, систему оплаты (размер заработной платы, льготы и компенсации), условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска и др.) социального работника и специалиста социальной работы.

3. Выявить законодательные основы деятельности базы практики.

4. Определить преимущества (для общества, для граждан, для специалистов) профессии специалиста социальной работы.

5. Определить трудности профессии специалиста социальной работы.

Дополнительные задания студентам.

1.Составить глоссарий с терминами, имеющими отношение к ознакомительной практике, например, государственная система социальных служб, клиент, социальная работа, социальная служба, социальное обслуживание, социальный работник, специалист социальной работы и др. Термины вносятся по алфавиту с обязательным указанием сноски на источник информации. Выбор терминов определяется содержанием практики.

2. Изучить ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995г. № 195-ФЗ). Законспектировать основные положения (структуру) Федерального закона. Ключевые понятия данного закона могут войти в содержание глоссария.

3. Изучить региональные периодические издания (газеты, журналы) и выявить публикации о социальной работе, деятельности социальных служб, социальных работниках, специалистах социальной работы и их клиентах. Проанализировать содержание публикаций по следующим основным параметрам:

- выходные данные публикации (автор (Ф.И.О.); название публикации; название издания; номер; год; страницы, на которых размещена публикация);

- место публикации (на какой странице расположена (например, заглавная страница или последняя), как оформлена графически, каков ее объем и почему).

- суть и анализ содержания публикации (о какой социальной службе идет речь; какие виды услуг оказывают специалисты данной службы клиентам; как и кем оценивается деятельность социальной службы, ее специалистов; как оценивают клиенты деятельность службы, специалистов; как влияет статус автора статьи на ее содержание; в чем проблема и какие пути видит автор и т.п.);

Параметры анализа публикации могут дополнительно разрабатываться куратором ознакомительной практики. Больший аналитический резонанс будет получен, если студентам будет предложено проанализировать содержание не отдельных публикаций, а публикации в выпусках изданий за отдельные месяцы, годы. В этом случае работа может быть выполнена в микро-группах (по 3 человека). Результаты подобной работы заносятся каждым студентом в свой дневник.

4. Определить степень коммуникабельности своих выразительных средств (Приложение 7).

5. Выявить причины, которые мешают устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми. Предложить варианты устранения этих причин.

6. Заполнить опросник (Приложение 8).

7. Сделать подборку пословиц и поговорок, касающихся разных аспектов социальной работы, например: принципы социальной работы: принятие человека таким, каков он есть («Не осуди в лаптях: сапоги в санях» и др.), конфиденциальность сотрудничества специалиста с клиентом («О чем не сказывают, о том не допытывайся!» и др.) и т.д.; отношение к людям пожилого возраста: «Не смейся над старым, и сам будешь стар» и др.; помощь, поддержка, услуга: «Не солнце, всех не обогреешь», «со всякого по крохи (-е) – голодному пироги», «дружно не грузно. Семьей и горох молотят», «затянул бы я песню, да подголосков нет» и др.

8. Написать заметку в газету «Самарский государственный университет» под названием «Социальная работа глазами студентов» (данное задание может быть выполнено в группе из трех- пяти студентов).

9. Подготовить доклад (Приложение 9).

Вопросы для обсуждения на итоговой конференции

1. Какие актуальные проблемы социальной работы выделены в настоящее время?

2. В чем состоят особенности развития социальных служб г. Самары?

3. Охарактеризуйте законодательные основы деятельности социальных служб.

4. Определите роль теоретической подготовки в осуществлении эффективной социономической деятельности.

5. Насколько важна профессия специалиста социальной работы в российском обществе? Определите перспективы данной профессии.

6. Каким образом деятельность социальных служб отражена в СМИ?

7. Какие закономерности проявления экспрессии в межличностном общении были выявлены?

8. Сформулируйте правила, соблюдение которых позволит в дальнейшем устанавливать эмоциональные контакты с другими людьми.

9. Каковы были ожидания от практики и насколько они оправдались?

10. Выскажите пожелания к организации и проведению данного вида практики.

 

ПРОГРАММА учебной практики

студентов 2 курса

 

Учебная практика осуществляется на третьем сем естре в течение одной недели.

Цель практики: изучить деятельность организаций (негосударственных, некоммерческих, общественных) третьего сектора.

Задачи практики:

- сформировать у студентов представление о роли данных организаций в социальной работе с различными категориями клиентов;

- ознакомиться с целями, задачами, направлениями деятельности данных организаций;

- изучить законодательные основы деятельности данных организаций;

- выявить значение деятельности специалистов социальной работы в данных организациях;

- изучить опыт социального партнерства;

- изучить опыт работы со спонсорами в данных организациях.

Организация практики.

Осуществляется по механизму, аналогичному при организации практики студентов на первом курсе.

Содержание практики.

В ходе практики студенты знакомятся с целями, задачами, структурой, основными направлениями деятельности организаций. Практика проходит в форме экскурсий на базы практики.

Предлагаем распределение студентов по подгруппам, каждая из которых проходит практику в конкретной организации (подобная практика может быть продолжена в рамках социальной практики). В течение практики студенты развивают коммуникативные способности в работе с клиентами, организаторские и проектировочные способности в работе с коллегами и спонсорами, гностические способности при анализе собственной деятельности и деятельности организации. Перечисленные составляющие профессионально значимых способностей приобретаются студентами в ходе их участия в организации и проведении волонтерских / добровольческих акций на базах практики.

Форма отчетности.

1. Формой отчетности является Дневник по практике, оформление его аналогично дневнику предыдущего вида практики (Приложение 6).

2. По завершении практики студенты готовят реферат (Приложение 10).

3. Итоги практики подводятся на итоговой конференции в форме «Круглый стол» с приглашением специалистов баз практики, администрации вуза, преподавателей кафедры.

4. Студенты делают презентацию своего участия в добровольческой акции на итоговой конференции по практике (Приложение 11).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...