Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из популярной в народе поэмы Яна Барщевского «Разговор (бунт) хлопов»

Тема урока: Реформы в сельском хозяйстве в середине ХІХ в

Цель урока: Определить характер реформ в сельском хозяйстве Беларуси в середине ХІХ в.

Задачи урока:

Образовательная: Рассмотреть какие реформы в сельском хозяйстве Беларуси проводились в середине ХІХ в.

 

Воспитательная: Воспитывать уважение к родной истории.

 

 

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Учебное пособие для 9 класса

 

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверка Д/З
  3. Изучение нового материала, физкультминутка
  4. Итоги урока

 

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

 

2. Проверка д\з

Фронтальный опрос.

А. чем цели общественно-политического движения в Беларуси в 1830—1840-е гг. отличались от целей восстания 1830—1831 гг.

Б. какие слои населения активно участвовали в общественном движении после восстания 1830—1831 гг.

В. Каким было положение крестьян на территории Беларуси в первой половине XIXв?

Г. Какие конфессии и религии преобладали на землях Беларуси к началу 19в.

 

 

3. Изучение нового материала

 

Нарастание крестьянских выступлений и их антикрепостнический характер.

 

Нарастание крестьянских выступлений и их антикрепостнический характер.

Усиление крепостного гнета крестьян вызывало их сопротивление. Формами крестьянского движения были подача властям жалоб на помещиков, отказ от подчинения владельцам, прекращение выхода на барщину, нападения на панские дворы. Крестьяне жили надеждой на скорую отмену крепостничества, что все чаще отражалось в их требованиях.

«.—Дзецюкі! Худа нам жыць!

Пакіньма прыгон служыць!

Зробім вольнасць і урэч Нас ураднік не будзе сеч!.»

Из популярной в народе поэмы Яна Барщевского «Разговор (бунт) хлопов»

В 1847 г. среди крестьян Витебской губернии распространились слухи, что за отработку трех лет на строительстве железной дороги Петербург — Москва царь дарует им свободу и наделит землей в плодородных южных губерниях.

Это стало поводом для массовых побегов крестьян. Общее число участников этого движения достигло 10 тыс. человек. Правительство вынуждено было ввести войска в губернию и отправлять крестьян назад. Около 4 тыс. крестьян было наказано розгами. Все же к владельцам не вернулись 800 беглецов, из них почти 1/3 — женщины. Крестьяне заявляли, что лучше погибнуть, чем вернуться к помещикам.

 

В 1847 г. в имении Сморгонь Ошмянского уезда было распространено письмо с призывом к крестьянам, недовольным злоупотреблениями мест-ной администрации, чтобы они совместно с мещанами вырезали всех помещиков, управляющих и добыли себе свободу. Читаем в учебнике с 52.

Крестьянские выступления стали одним из ярких примеров разложения крепостной системы. Если в первой трети XIX в. произошло 46 крупных крестьянских волнений, то во второй трети XIX в. — более 90. С каждым десятилетием помещикам и властям становилось все сложнее держать крестьян в повиновении. Это вынуждало самодержавие осуществлять конкретные меры по решению аграрного вопроса, который касался собственности на землю и ее распределения, по реформированию сельского хозяйства.

 

Реформа П. Д. Киселева в государственной деревне. В 1840—1857 гг.

Инициатором и основным проводником реформы стал министр государственных имуществ Российской империи граф Павел Дмитриевич Киселев — сторонник ограничения феодально-крепостнических отношений.

В ходе реформы П. Д. Киселева было проведено описание государственных владений, снижались повинности крестьян и увеличивались их земельные наделы. Крестьяне казенных имений переводились с барщины на чинш (денежный оброк). Прекращалась сдача казенных имений в аренду. Признавалась «гражданская свобода» государственных крестьян, что выгодно отличало их от бесправных помещичьих подданных. В государственной деревне создавались сельские громады — общины — с выборным управлением, которым доверялось самостоятельное решение хозяйственных, административных и судебных дел. Проводилась, хотя и малоэффективная из-за нехватки средств, политика «попечительства» над государственными крестьянами. Она предусматривала помощь в случае неурожаев и эпидемий, организацию начального обучения детей, меры по охране здоровья.

Реформа в помещичьей деревне. Чтобы немного ослабить крепостнические отношения в помещичьей деревне, правительство согласилось на проведение так называемой инвентарной реформы. Традиция составления инвентарей существовала в Беларуси еще с XVI в. В них владельцы вносили сведения о границах имения, доходах населения, размерах крестьянских наделов и повинностей.

Инвентарная реформа начала осуществляться с 1844 г. Ее суть сводилась к регулированию размеров наделов и повинностей помещичьих крестьян, что закреплялось в инвентарях. Инвентари являлись обязательными не только для крестьян, но и для помещиков. Они были введены в помещичьих имениях Западной и Центральной Беларуси и в части имений Восточной Беларуси.

Реформа вызвала сопротивление помещиков, не желавших нормирования крестьянских повинностей, и нарекания крестьян там, где повинности оказались завышенными. Пересмотр и исправление инвентарей продолжались до 1857 г.

 

Итог: Обязательные инвентари официально ограничивали власть помещиков и давали крестьянам хоть какую-то возможность отстаивать свои интересы. В целом же реформы 1840-х — первой половины 1850-х гг. создавали лучшие условия для развития хозяйственной инициативы крестьян преимущественно в государственной деревне. Однако эти преобразования не уничтожили крепостного права, являвшегося основой феодальных порядков.

 

 

Итог урока подводим посредством ответов на вопросы

1. Чем положение государственных крестьян выгодно отличалось от положения помещичих?

2. Какие основные цели имела аграрная реформа Киселева?

3. Инвентарная реформа что это?

4. Как вы думаете решили ли реформы 1840х проблемы крестьян?

 

 

Рефлексия:

Что я узнал на уроке? Что я понял на уроке? Чему я научился?

Д\З пар 6. Вопр 1-3.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...