Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы создания информационных систем в банках




Банковская сфера - одна из тех областей человеческой сферы, где применение компьютерных технологий оказывается наиболее эффективным. В компьютеризации банки видят техническое средство, которое способствует сокращению издержек и повышению качества обслуживания клиентов.

Сложившаяся в регионе банковская система состоит из большого числа элементов: банка национального, специализированных коммерческих банков. Как вся система, так и каждый из ее элементов обладают сложной многоуровневой структурой, а также обширными внутренними и внешними информационными связями. Для нормального функционирования осуществляется управление как отдельными элементами (банками), так и системой в целом. В банковской, так и в любой другой экономической системе, процесс управления является процессом информационным.

Внутри системы информационное взаимодействие объединяет объекты управления - функциональные подразделения банка, его филиалы, обменные пункты и т.п. - и управляющую систему, т.е. орган управления банком, его управленческий аппарат со своими методами ведения работы, анализа, принятия решений. Взаимодействие перечисленных элементов осуществляется посредством движения информационных потоков в виде прямой и обратной информационных связей.

Для любого банка большое значение имеют его функциональные и информационные связи с внешней средой: с Нацбанком, с другими банками, включая банки зарубежных стран, Министерством финансов, правительственными органами, налоговыми комитетами, страховыми организациями и компаниями, фондовыми биржами, с клиентами банка (юридическими и физическими лицами).

Прямая и обратная информационные связи, реализуемые в информационной системе банка (ИСБ) охватывают процессы сбора, передачи, хранения, накопления и обработки информации. В основе ИСБ лежат новые информационные технологии, реализующие совместные технологические модели обработки данных:

- терминальные процессы,

- локальные и распределенные сети,

- интеллектуальные терминалы,

- системы машинной графики,

- электронной почты и др.

Современный подход к комплексной автоматизации банковской деятельности должен предусмотреть:

1) системность формирования принципов проектирования, внедрения, сопровождения и развития автоматизированной банковской системы, основанной на согласованной концепции;

2) наметившиеся тенденции перехода:

· от жестких закрытых систем к открытым системам, адаптируемым к динамическим изменениям во внешней и внутренней среде;

· от создания банковских систем к формированию автоматизированных банковских технологий;

· от автоматизации учета к автоматизации управления банковской деятельности;

· от автоматизированного фиксированного набора функций к автоматизации документооборота в банковской деятельности.

3) поддержка режима реального времени при распределенной обработки
банковской информации.

Проектирование и функционирование компьютерных (автоматизирован­ных) информационных систем в банках основывается на системотехнических принципах, отражающих важнейшие положения методов общей теории систем, системного проектирования, теории информации и др. наук.

Это следующие принципы:

- принцип системности. Он заключается в необходимости разностороннего анализа структуры и деятельности банка, выявлении состава решаемых задач, функционального и информационного взаимодействия элементов системы между собой и с внешней средой. Системный подход является основополагающим как при проектировании новых информационных технологий, так и при изучении действующей информационной системы:

- декомпозиция - возможность улучшения организации и качества проектирования, разбиение системы на подсистемы, блоки, модули, задачи, комплексы задач с последующим формированием проектных решений и созданием программных продуктов и документации;

- информационная обратная связь - возможность использования ИСБ для своевременного информационного отображения результатов деятельности банка и регулирования характера его функционирования посредством принятия обоснованных решений:

- непрерывное развитие ИС в банках, предусматривающее обновление и пополнение вычислительной техники, программного обеспечения и т.д., включение которых должно происходить без каких-либо больших перестроек. ИСБ должна наращивать мощность, постоянно расширять и пополнять базу данных:

- совместимость, предполагающая взаимодействие ИСБ различных видов и уровней в процессе их совместного функционирования;

- стандартизация и унификация - использование типовых, унифицированных и стандартизованных элементов при создании и развитии ИСБ (типовых программных продуктов, вычислительных средств, унифицированной документации и др.);

- интеграция - объединение в единой технологической цепи процедур сбора, передачи, накопления, хранения, обработки данных, формирования управленческих решений в условиях функционирования многоуровневых вычислительных систем;

- автоматизация информационных потоков и документооборота, достигается путем функционирования технических средств для сбора, регистрации, обработки данных, создания первичных и результатных документов, путем внедрения безбумажной технологии, широкого использования средств для передачи банковской информации на любые расстояния;

- эффективность, предусматривающая выбор наиболее рациональных, проектных решений, подлежащих внедрению, и получение экономического эффекта от затрат на создание ИСБ в процессе ее эксплуатации.

История развития информационных систем в банках.

Историческое развитие автоматизированных банковских систем прошло ряд этапов. Суть их состоит в следующем:

- начальный этап автоматизации был основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов; этап характеризуется относительной простотой реализации, возможностью быстрого внедрения, малочисленностью команды разработчиков, практической независимостью от коммуникаций:

- переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность; основным шагом являлось формирование консолидированной отчетности в рамках многовалютной информационной системы учета:

- потребности в расширении возможностей по анализу деятельности банка и его клиентов привели к созданию интегрированных систем банковского учета основная особенность которых является ориентация на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в т.ч. и анализа клиентской базы;

- развитие современных ИСБ ориентировано на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью;

- в качестве тенденции развития интегрированных ИСБ можно указать на создание в ближайшее время первых образцов распределенных комплексных адаптивных систем управления банковской деятельностью; характерными чертами такого рода систем являются: формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий (включая изменения законодательства и нормативов, расширения номенклатуры услуг), комплексность решений, основанных на системах проектирования информационных систем.

Для отдельных банков Карагандинского региона на данный момент характерен этап перехода к единому операционному дню, которому присущи:

- основной тезис: единые файлы данных, поддержка блокировок:

- технологическая платформа: учет проводок, АРМ специалистов;

- техническая платформа: файл-сервер, ЛВС, рабочие станции.

- программная платформа: Clipper, FoxPro, С, Clarion, Pascal;

- операционная система: Dos, Net Ware;

- средства коммуникации: ЛВС, электронная почта.

Для других - этап создания интегрированных систем банковского учета, которому присущи:

- основной тезис: контроль завершения транзакций;

- технологическая платформа: интегрированная система банковского учета;

- техническая платформа: файл - сервер, ЛВС, рабочие станции;

- операционная система: Dos, Net Ware;

- средства коммуникации: ЛВС, клиент-банк, коммуникационный сервер;

- дополнительные возможности: анализ финансового состояния.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...