Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Восходящая и нисходящая теории




 

Сторонники восходящей теории считают, что субъективное ощущение счастья есть сумма некоторого числа маленьких удовольствий (сумма мелких позитивных переживаний). Счастливая жизнь в целом представляет собой накопление счастливых моментов. Бусинка за бусинкой нанизываются на нитку счастья приятные переживания, а обладатель более длинной нитки, по праву может считать себя баловнем судьбы. Сторонником такого подхода был Дж. Локк.

В противоположность этому подходу "нисходящая" теория опирается на теоретическое допущение о том, что для субъективного переживания состояния счастья определяющей является установка на отношение (позитивное или негативное) и эта установка определяет характер взаимодействия индивида и внешнего мира. Т.е. человек может быть счастлив в той или иной ситуации по причине своей оптимистической установки, а несчастлив по причине пессимистической установки, вне зависимости от реального характера вещей. Это значит, что нужно любыми способами развивать в себе позитивное отношение к миру и накапливать позитивный жизненный опыт. В этом воззрении причинность поступает от более высоко организованных элементов к более низким, элементарным уровням. [21]

Этот подход к счастью базируется на опосредующем влиянии личностных установок на осмысление тех или иных событий жизни человека. Например, некоторые люди в состоянии интерпретировать большинство событий, происходящих с ними, позитивно. Философы, взгляды которых можно отнести к этому подходу, называют локусом удовлетворенности аттитюды. Например, Демокрит утверждал, что счастливая жизнь не зависит от судьбы или от внешних обстоятельств, но в большей степени от состояния ума индивида. Татаркевич также считает, что важно не то, что человек имеет, а то как он к этому относится. [19]

В соответствии с "восходящей" теорией, для достижения ощущения счастья человек должен развить в себе способность позитивного отношения к миру, а также накапливать позитивный опыт в жизни. Так, например, философы - гедонисты считают, что счастье возможно, если удовольствия тщательно избраны.

Несмотря на то, что оба подхода частично верны, открытым остается вопрос о том, как они взаимодействуют. Неизвестно также то, как личностные черты могут изменятся при накоплении опыта; как происходит формирование позитивного отношения к жизни и насколько оно может быть устойчивым во времени. Вероятно, что для счастья каждого конкретного человека вклад переживаний от глобальных жизненных событий и сиюминутных удовольствий сугубо индивидуален.

При столкновении "восходящей" и "нисходящей" теорий счастья возникают следующие полемические вопросы: Является ли способность человека быть счастливым его внутренней характеристикой, или счастье - это состояние, возникающее в конкретный момент как реакция человека на благоприятные события в его жизни? Те, кто утверждает, что это предрасположенность или личная характеристика предполагают, что субъективное счастье есть не чувство или эмоция, а способность реагировать определенным образом. Эта "нисходящая" теория допускает, что счастливый человек может себя временно чувствовать несчастливым. "Восходящая" теория предполагает у счастливого человека наличие множества счастливых моментов. По мнению Шеколы, счастье - это коллекция счастливых моментов. При этом субъективное ощущение счастья может быть как личностной характеристикой, так и просто состоянием. [19]

Другим спорным вопросом является вопрос о роли счастливых событий в создании субъективной удовлетворенности, поднятый Левинсоном. Мнение Левинсона и его коллег о том, что отсутствие приносящих удовольствие моментов ведет к депрессии, представляет собой "восходящий" подход. Критики этой точки зрения считают, что депрессия ведет к неспособности получать удовольствие от каких-либо даже положительных событий, а это является "нисходящим" подходом. Таким образом, нет единого мнения по поводу того, в какой мере отсутствие приятных событий является причиной или следствием низкой удовлетворенности жизнью и состояния несчастья.

Ассоцианистские теории

 

Существуют также модели, в которых делаются попытки объяснения взаимосвязи счастья и свойств темперамента. Многие из этих теорий основываются на исследованиях ассоциативных связей памяти, феномена "обусловленного вызывания эмоций" на когнитивных принципах, и могут быть собраны под широкой рубрикой ассоцианистских моделей. Когнитивные подходы к исследованию субъективной удовлетворенности жизнью весьма разнообразны. Так, в рамках одного когнитивного подхода, разработанного Шварцем, исследуются событийные атрибуции. Например, позитивные события приносят большую удовлетворенность, если они приписываются ко внешним, стабильным факторам.

Сторонники подхода, основывающегося на ассоциативных связях памяти, считают, что ощущение счастья напрямую связано с умением человека выстраивать богатую структуру позитивных ассоциаций. Связано это с тем, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Если человек привык выстраивать позитивные связи и ассоциации, то большее количество событий будет вызывать у него приятные эмоции, и наоборот.

Очень похожий тип теории основан на исследованиях феномена "обусловленного вызывания эмоций". Последователи этой концепции считают, что повторяющиеся счастливые события формируют позитивный эмоциональный опыт личности. Вырабатывается своеобразная привычка быть счастливым, человек ожидает приятных событий, и, благодаря этой привычке, все, что случается с ним вызывают у него приятные ассоциации. При этом осознанные попытки уменьшить количество негативных мыслей могут увеличивать ощущение счастья. Например, если человек систематически по утрам произносит позитивные установки, то вероятность того, что день будет удачным, повышается. Некоторые люди способны построить настолько мощную структуру позитивных ассоциаций, что все события их жизни воспринимаются ими как позитивные.

Другой значимый подход в исследованию ощущения счастья рассматривает ассоциативные связи памяти. Боуер показал, что людям свойственно вызывать из памяти те воспоминания, которые созвучны их настоящему эмоциональному настроению. Личность может развить богатую структуру позитивных ассоциаций и более ограниченную и изолированную структуру негативных. У таких людей большее количество событий будет вызывать позитивные идеи и эмоции. Т.е. личность с такой изначально позитивной структурой ассоциаций будет предрасположена реагировать на большинство событий позитивно. [21]

Сходный тип теории основан на исследованиях феномена "обусловленного вызывания эмоций" Исследования Цайонкса и Фордайса показали, что "эмоциональное обусловливание" обеспечивает специфическую устойчивость субъективных представлений. Можно заключить, что в данных исследованиях авторы полагают счастливыми людей, чья жизненная ситуация подкрепляет существующий позитивный эмоциональный опыт. "Эмоциональное детерменирование" и структурные связи памяти могут функционировать и без прямого вторжения сознания. Фордайс представил свидетельства того, что осознанные попытки уменьшить негативные мысли могут увеличивать ощущение счастья, а Камман установил, что позитивные установки, произносимые по утрам, способствуют более удачному дню. Т.е. прямые осознанные попытки избегать негативных мыслей и мыслить позитивно, могут в некоторой мере увеличивать ощущение счастья. [9]

Некоторые люди в состоянии построить мощную структуру позитивных ассоциаций и научиться позитивно реагировать на все события их жизни. Такие люди назывались древними философами обладающими счастливым темпераментом. Личности с подходом к жизни Полианны (Эффектом Полианны называется способность человека позитивно оценивать происходящие с ним события), вероятно, являются типом личности, сформировавшем систему позитивных ассоциаций по отношению к миру.

Т.о. может быть развит интерактивный подход, который бы балансировал воздействие внешних событий и влияние личности. Личность может иметь систему ассоциативных связей, обуславливающую позитивные реакции. Но, несмотря на то, что реакции на поступающие события определяются этими связями, текущие события способны изменять эти ассоциации со временем. Т.е. система ассоциативных связей личности может быть в большей или меньшей степени подвержена влиянию новых ассоциативных элементов.


Заключение

 

Счастье по сути дела - междисциплинарный феномен. В заключение следует отметить, что к данной тематике обращались и различные представители отечественной философии и психологии. Но невозможно полностью охватить и передать все, что было сказано по поводу счастья в психологии.

Исследуемой проблематикой интересовались всегда и везде, но под разными углами зрения; в ней всегда находились новые неизученные вопросы, неосвещенные моменты. Данная тема всегда актуальна и нова, поэтому и интересна для исследователей. И сегодня к ней обращаются представители различных наук, что и было проанализировано в нашей работе.

В нашей работе мы попытались передать характеристики основных отечественных представителей психологических теорий, которые рассуждали по поводу счастья.

Обобщая все выше перечисленные теории, можно выделить три главные принципа в соответствии с которыми следует описывать состояние счастья:

. когнитивный принцип: счастье представляет собой удовлетворенность в различных сферах жизни (работа, жилье, отдых),

. личностный принцип: счастье включает в себя удовлетворенность собственным Я, или самореализацию,

. принцип установки: счастье зависит от оптимистического или пессимистического типа эмоционального отношения к жизни.


Список литературы

 

1. Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб, Питер, 2003

. Джидарьян И.А. Счастье в представлениях обыденного сознания. // Психологический журнал. 2000. т. 21. №2.

. Джидарьян И.А. Счастье и его типологические характеристики. - М, 2000.

. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, Алетейя, 2001

. Зацепин В.И. Счастье как проблема социальной психологии. - Львов, 1999.

. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. - М.: Мысль, 1982

. Нырков А.В. Технологии счастья, - М.: Олма-пресс, 2000

. Попов Б.Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни. М.: Мысль, 1986

. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М., 7.1998.

. Розанов В. Цель человеческой жизни // Розанов В. Смысл жизни. М., 1994.8.

. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М.: Мысль, 1998.

. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Наука, 1990

. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М, 2004

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...