Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внутриполитическое развитие в 1991-2000 г

Уже к концу 1991 года все прибалтийские республики объявили о своей незави­симости. В декабре того же года о выходе из состава СССР объявила Украина. Офи­циально распад СССР был закреплен 8 декабря 1991 г., когда главы основных со­юзных республик подписали так называемые Беловежские соглашения. Было создан СНГ (Содружество Независимых Государств). Впоследствии в со­став СНГ вошли также все остальные республики, кроме Эстонии, Латвии и Литвы.

В 1993 г. началось противостояние между Ельциным и Верховным Советом, ко­торый выступал противником проводимых Ельциным преобразова­ний. В этих условиях Ельцин пошел на упразднение Верховного Совета и съезда народных депутатов и о создании вместо них Федерального собрания, состоящего из двух палат, а также объявил о формировании Государственной Думы. Уже на следующий день X Съезд народных депутатов объявил о смещении Ельцина с поста президента РФ и о возложении его обязанностей на Руцкого. 3 октября по­литический конфликт перерос в военное противостояние, когда по приказу Ельцина в Москву была введена тяжелая техника, и было обстреляно здание Верховного Со­вета. Таким образом, и здесь победителем оказался Ельцин, который уже в декабре 1993 г. организовал выборы в Государственную Думу.

В первой Государственной Думе больше всех мест занял блок, поддерживавший Ельцина, - «Выбор России». Второй по численности партией стала Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) и третьей - Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Однако своеобразие ситуации заключалось в том, что ни у од­ной из партий не было большинства голосов, для того, чтобы проводить необходи­мые ей решения.

Летом 1996 состоялись выборы президента России. Победитель определялся во втором туре выборов, в результате которых Ельцин одержал победу над Зюгановым. В конце 1999 г. Б. Н. Ельцин подал в отставку и в соответствии с Конституцией власть перешла к председателю Совета Министров В. В. Путину, который на прези­дентских выборах в марте 2000 г. одержал убедительную победу над всеми своими политическими оппонентами.

Экономическое развитие. Ко времени прихода к власти Ельцина, экономиче­ская ситуация на территории всей страны была близка полному краху. Огромная инфляция, приводившая к обесцениванию рубля, дефицит продуктов и промышлен­ных товаров вынудил правительство Ельцина пойти на радикальные реформы, на­правленные на оздоровление экономики страны. Суть реформ заключалась в пере­ходе на экономику, построенную и действующую по рыночным принципам. Был разрабо­тан план так называемой «шоковой терапии», который включал в себя прежде всего либерализацию цен. Такая мера, с одной стороны, способствовала оживлению эко­номики, а с другой стороны, оставила значительную часть населения фактически без средств к существованию, так как все государственные вклады были обесценены, а цены на все продукты выросли во много раз.

Осенью 1991 г. в Чечне произошел государственный переворот, в результате ко­торого к власти пришел Д. Дудаев, который объявил о независимости республики, что не было признано ни Россией, ни мировым сообществом. После неудачной попытки смещения Дудаева, с помощью подконтрольных российскому правительству чеченских поли­тических деятелей, было принято решение о вводе войск в Чечню. В феврале 1995 года российским войскам после продолжительных боев удалось занять Грозный. Российская армия не была готова к развернувшейся парти­занской войне, поэтому потери были очень значительными, а успехи не позволяли говорить о каком-либо военном преобладании.

Развернувшиеся военные действия в Дагестане вынудил российское руко­водство принять решение о повторном вводе войск на территорию Чечни. Это про­изошло осенью 1999 г. Весной 2000 г. под контролем российской армии была уже значительная часть мятежной республики.

Внешняя политика. Отношения со странами СНГ. После развала СССР и об­разования СНГ Россия была поставлена в совершенно новые условия, когда было необходимо вырабатывать и проводить новую внешнеполитическую концепцию. Уже к 1993 г. все страны, входящие в состав СНГ, ввели свои национальные валюты, упразднив таким образом рубль как единую валюту. Кроме того, у России возникли серьезные разногласия сразу с несколькими бывшими советскими республиками, связанные с разделом имущества бывшей советской армии. Особенно остро эта про­блема стояла в отношениях с Украиной, которая претендовала на большую часть Черноморского флота. Кроме того, не был окончательно решен вопрос о правовом статусе Крымского полуострова и Севастополя. В результате долгих переговоров (1997 г.) Россия была вынуждена пойти на большие уступки Украине.

После Беловежских соглашений Россия стала правопреемницей СССР. В соот­ветствии с этим все бывшие союзные республики, на территории которых размеща­лось ядерное вооружение бывшего СССР, должны были передать его России. Одна­ко добиться реального выполнения этих обязательство оказалось непросто, и Украи­на подписала договор о нераспространении ядерного оружия только в 1994 г.

Отношения со странами дальнего зарубежья. В 1 992 г. между Россией и Со­единенными Штатами было подписано соглашение об окончании холодной войны. Был заключен договор об ограничении стратегических наступательных вооружений(CHB - 2). В 1996 г. Россия стала членом Совета Европы, а до этого была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк. Эти мероприятия позволили России начать процесс вхождения в мировое экономическое и политическое сооб­щество, однако наметившиеся противоречия не позволили России стать ее полно­правным членам. Камнем преткновения стала югославская проблема (смещение Милошевича и бомбардировки войсками НАТО страны), война в Чечне, а также перспектива вхождения стран бывшего социалистического блока в НАТО. В резуль­тате Россия была на время исключена из состава Совета Европы, прекратились внешние займы.

 

 

70.Внешняя политика Российской Федерации.

Внешнеполитический курс российского руководства складывался непросто. После распада СССР в мире осталась одна сверхдержава – США, что существенно изменило международную обстановку. В 1990–1996 гг. внешней политикой России руководил А.В. Козырев. При нем курс МИДа был нацелен на сотрудничество с НАТО, США и Европейским Союзом. После назначения на пост Министра иностранных дел Е.М. Примакова (1996–1998), а затем его преемника И.С. Иванова (1998–2004), Россия попыталась занять самостоятельную позицию по ряду вопросов. В частности, российское руководство не одобрило бомбардировки Югославии. Чтобы создать противовес США, Москва стала искать более тесных контактов с КНР.

Образовавшееся на развалинах СССР СНГ за все время своего существования показало

себя как очень аморфная и недееспособная организация. В течение 90-х гг. возникали

проекты создания иной формы конфедеративного союза. В частности, в 1994 г. президент

Казахстана Н. Назарбаев предложил создать Евразийский союз. Предполагалось, что в союз

войдут пять республик бывшего СССР – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и

Таджикистан. Это предложение не было реализовано. 2 апреля 1997 г. было провозглашено

образование союза России и Белоруссии. Союз задумывался как мягкая федерация, у которой

в будущем появится единый парламент, общая конституция, исполнительные органы власти

и единая валюта. Однако и это соглашение не было реализовано.

В начале XXI в. внешняя политика России заметно активизировалась. Значительное

влияние на характер международных отношений оказали трагические события,

произошедшие в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В ответ на них США стали проводить

политику, нацеленную на борьбу с терроризмом по всему миру, и на объединение стран

Европы и Азии для этой борьбы. Хотя Россия не одобрила некоторые действия США,

например, вторжение в Ирак, сама идея борьбы с терроризмом была ею поддержана.

Примером российско-американского сотрудничества в этой сфере может служить

соглашение о транзите американских грузов через территорию РФ в Афганистан, где войска

США развернули военные действия против талибов.

В целом российско-американские отношения сохраняли двойственный характер. С

одной стороны, налицо было определенное сближение стран после прихода к власти в США

Б. Обамы. Заявляя о готовности к сотрудничеству и налаживанию хороших отношений,

представители американского внешнеполитического ведомства даже пустили в оборот

термин «перезагрузка». Однако, с другой стороны, США, выйдя в одностороннем порядке из

договора о противовоздушной обороне (ПРО), не отказались от размещения

противоракетных комплексов на границах РФ, что потребовало ответных мер с российской

стороны.

В первое десятилетие XXI в. улучшились отношения России со странами Западной

Европы, вырос товарооборот с ними, проводилось определенное сотрудничество и в других

сферах. Стало совершенно ясно, что в условиях продолжающейся глобализации бороться с

терроризмом, незаконной миграцией и распространением наркотиков можно лишь

совместными усилиями.

Большое внимание Россия продолжала уделять странам ближнего зарубежья, прежде

всего членам СНГ. Так, в 2010 г. начал действовать единый таможенный союз между

Казахстаном, Белоруссией и РФ. С некоторыми постсоветскими государствами отношения

складывались менее удачно. В частности, это относится к Грузии. Пришедший там к власти

после революции 2004 г. президент М. Саакашвили стал проводить прозападную политику и

занял антироссийскую позицию. Летом 2008 г. Грузия предприняла военное вторжение в

Южную Осетию. Россия оказала военную помощь осетинам, агрессор получил отпор, после

чего РФ объявила о признании Республики Южная Осетия и заключила с ней соглашение.

Определенная напряженность наблюдалась и в отношениях с Украиной. Здесь периодически

обострялась так называемая нефтегазовая проблема, связанная с транзитом российской

нефти через украинскую территорию в Европу. Заметное ухудшение отношений между

двумя странами произошло после прихода к власти на Украине президента В. Ющенко,

однако после новых выборов и победы на них В. Януковича российско-украинские

противоречия утратили прежнюю остроту.

В целом, характеризуя внешнюю политику Российской Федерации в первом

десятилетии XXI в., можно сделать вывод, что ее целью являлись защита национальных

интересов и повышение роли страны на международной арене.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...