Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Психология личности и общения




Психология личности.

План

1. Личность как социокультурная реальность.

2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

3. Современные теории личности.

4. Структура личности.

5. Способности,

6. Темперамент, характер,

7. Воля, мотивация.

8. Эмоции и чувства.

9. Формирование и развитие личности.

Человеческая личность – сложное, уникальное и многогранное понятие, рассматривается оно с точки зрения философии и психологии.

Одна из главных тайн человека – тайна человеческой личности. Философы считают личность высшей ступенью эволюции человека как духовно-телесного существа. В трудах философов личность предстает со стороны своего телесно-духовного единства, целостности и непротиворечивости. Существенными признаками личности философы называют склонность и стремление к общению (коммуникации) и общности (социализации).

В философии определились следующие черты личности:

1) способность к «трансцендированию», т. е. к выходу за собственные пределы; способность отказаться, «освободиться» от своего «я», чтобы открыться другому;

2) способность понимания другого, принятие его позиции, точки зрения. Понять – значит, простить. Личность всегда склонна не к осуждению, а к прощению другого. Личность пытается найти вину в себе, а не в другом;

3) способность взять на себя ответственность за судьбу другого, разделить с ним его огорчения, радости и заботы.

Теперь рассмотрим представление о личности с точки зрения общей и дифференциальной психологии.

Два подхода к личности:

Основные разделы психологии личности: диагностика;

• внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля;

• строение личности (мотивационная сфера);

• развитие личности.

Основные тестовые методы исследования личности:

• суррогатный;

• популярный, непригодный для глубокого анализа;

• субъективный.

Однофакторные опросники легко просчитываются испытуемым. Многофакторные – более совершенные. Фактор – глубинная черта в основе поверхностных (Кеттел).

Личность формируется в условиях общественного, конкретно-исторического существования человека, его обучения и воспитания. Если говорить о движущих силах развития личности, то следует выделить биогенетическую и социогенетическую концепции психического развития личности.

Биогенетическая концепция исходит из того, что развитие человека определяется биологическим, преимущественно наследственным фактором.

Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей среды. Социогенетики игнорируют собственную активность развивающегося человека. Они отводят человеку пассивную роль существа, который только приспосабливается к окружающей среде. Активность личности обусловливается совокупностью потребностей, побуждающих человека через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Потребности не могут удовлетворяться немедленно после их возникновения. Для их удовлетворения нужны материальные средства, определенный уровень подготовки личности к деятельности, знания, опыт, умения и т. п. Отсюда следует, что движущие силы психического развития личности выявляются в противоречии между изменяющимися в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения.

Развитие личности – это общественно обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит целенаправленным воздействиям на нее – воспитанию. Воспитание направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, которые преследует общество.

В исследовании проблемы личности психология опирается на положения философов. Психологию интересуют вопросы структуры личности, ее развития. Фрейд полагал, что развитие психики – это приспособление к враждебной среде. Движущими силами психического развития являются врожденные и бессознательные влечения.

По Фрейду, психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного, где и есть основные структуры личности. Им выделено три части в структуре личности: 1) ид; 2) эго; 3) супер-эго.

Ид располагается в бессознательном слое структуры личности, которая является энергетической основой психического развития, так как в ней расположены врожденные влечения, которые стремятся к своему удовлетворению. Фрейд полагал, что существуют два основных влечения – инстинкт жизни и инстинкт смерти.

Вторая структура личностиэго – тоже врожденная. Располагается в сознательном слое и в предсознании. Содержание эго в процессе жизни сужается. Со временем человек начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, сужая свое «я» до объема эго.

Третья структура личности – супер-эго. Она формируется в процессе жизни ребенка, в процессе общения с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.

Между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как направления их развития противоположны друг другу.

Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д.

К.Г. Юнг являлся одним из подвижников Фрейда. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного.

Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания.

Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость.

Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т.д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности».

А. Адлер отрицал положение 3. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека.

«Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений: 1) фиктивного финализма; 2) стремления к превосходству; 3) чувства неполноценности и компенсации; 4) общественного интереса; 5) стиля жизни; 6) творческого «я».

Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть. Большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности (это стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни).

Чувства неполноценности и стремления к превосходству – источники энергии личности, необходимой для ее развития.

Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения.

Понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он предложил названия типов телосложения человека, которые впоследствии стали использоваться как современные названия типов темпераментов.

Выделяются три сферы проявления темперамента: 1) активность общая; 2) особенности моторной сферы; 3) свойства эмоциональности.

Темперамент принадлежит к первичным формам объединения различных процессов и свойств человека, благодаря которым складывается личность. Будучи одной из самых ранних по происхождению и простых по структуре форм высшего психического синтеза, образующих индивидные свойства человека, он особенно тесно связан с конституцией организма, составляющей основу темперамента.

В большинстве классификаций и теорий темперамента присутствуют два его компонента. 1. Активность (энергичность) количество энергии, заложенное в действии человека, или количество энергии, которое человек расходует при выполнении того или иного действия. 2. Эмоциональность (эмоциональный фон) – сила и разнообразие типичных эмоциональных переживаний человека.

Большой вклад в изучение темперамента внес И.П. Павлов. Учение Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов; 2) четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: сильный, уравновешенный, подвижный; сильный, уравновешенный, инертный; сильный, неуравновешенный; слабый.

Им, соответственно, отвечают темперамент сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика. Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и его поведении.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик– человеке гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.

Темперамент относительно устойчив и мало подвержен изменениям под влиянием среды и воспитания, но он изменяется в онтогенезе. Свойства темперамента могут и благоприятствовать, и противодействовать формированию определенных черт личности, так как темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательных воздействий.

Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент различны.

Основные их отличия состоят в следующем: 1) темперамент человека – врожденный, а характер приобретается на протяжении всей жизни; 2) темперамент основан на биологических особенностях человека, а характер – на социальных предпосылках (условиях); 3) темперамент определяет лишь динамические особенности, а характер – ценностное и моральное содержание поступков человека, типы и черты характера поддаются ценностной оценке.

Характер человека имеет определенную структуру и состоит из нескольких групп черт личности. Среди них можно выделить: первичные; вторичные; деловые; коммуникативные; мотивационные; инструментальные; нормальные; аномальные черты характера.

Первичные черты характера появляются раньше других в процессе развития человека, и на их основе формируются другие черты характера. Позднее формируются и развиваются вторичные черты, так как для их появления нужна определенная основа. Иногда данные черты называются базисными и ситуационными.

Деловые черты проявляются в работе, при выполнении определенного задания, не связанного с общением с окружающими. В противоположность им – коммуникативные, которые проявляются в общении. От мотивационных черт зависят активность и направленность поведения. Инструментальные черты придают поведению человека тот или иной стиль, побуждают людей в различных жизненных ситуациях вести себя по-разному. Нормальные черты – те черты, которые есть у психологически здоровых людей, аномальные свойственны людям с определенными заболеваниями.

Под типологией характеров понимается классификация типов характеров, которые частично встречаются у людей. Тип характера предполагает устойчивое сочетание черт характера. Следует заметить, что существует не только множество различных черт характеров, но и немалое количество всевозможных типов.

Способ построения типологии состоит в наблюдении достаточно большого количества людей, внимательном изучении их характеров и разделении этих характеров на группы. Такая типология характеров фактически отражает типичные характеры, встречающиеся у той группы, за которой велось наблюдение.

Существует второй способ типологизации – люди делятся на группы на основании каких-либо хорошо классифицируемых признаков, а затем изучаются характеры людей, входящих в группы. Эти особенности и представляют в обобщенном виде типологию характеров. Иногда типологии создаются чисто теоретическим, умозрительным путем, опираясь на соответствующие представления о личности. Недостаток подхода состоит в том, что он не соответствует реальной жизни.

Существуют типологии характеров Э. Кречмера, Э. Фромма, К. Мотарда, А. Личко и др.

Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.

Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда – в прямую противоположность.

Эмоции – особые внутренние ощущения, но их нельзя соединить с понятием ощущения. Они, в отличие от ощущений, характеризуют не объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной отнесенности. Эмоции характеризуют не данный момент (событие или явление), а наше собственное внутреннее состояние, возникающее в результате его восприятия в связи с определенными потребностями и интересами. Эмоции имеют временные, закономерные, периодические изменения. Качество эмоциональных переживаний определяется именно актуальными потребностями и интересами человека. Эмоции – это индивидуальные, личностные особенности человека.

Эмоциональные состояния – это психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение – эмоцией огорчения или парализующего страха. Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов и т. д. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

• радость (удовлетворение, веселье);

• грусть (апатия, печаль, депрессия);

• гнев (агрессия, озлобление);

• страх (тревога, испуг);

• удивление (любопытство);

• отвращение (презрение).

Воля – сложнейшее явление в человеческой психологии, но его можно определить через характеристику или описанием соответствующих явлений с разных сторон.

Волю можно определить как некую внутреннюю силу психологического свойства, способную управлять психологическими явлениями и поведением человека. Это форма внутреннего контроля поведения, осуществляемого человеком и связанного с его сознанием, мышлением.

Воля – высший уровень регуляции поведения человека. Это то, благодаря чему возможно ставить перед собой сложные цели, достигать поставленные цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Благодаря воле человек делает сознательный выбор, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких форм поведения.

Главное отличие поведения человека от поведения других существ – воля. За 300 лет наука почти не продвинулась в понимании смысла воли и волевой регуляции. Это происходит из-за того, что воля – субъективное явление, которое не имеет определенных внешних проявлений и физиологических признаков, не известно, какие структуры головного мозга ответственны за волевые регуляции.

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым, важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.

Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте современные теории личности

2. Определите понятие «Способности».

3. Назовите и охарактеризуйте типы темпераментов.

4. Дайте определение понятию «Характер».

5. Охарактеризуйте теории воли.

6. Опишите виды и роль эмоций в жизни человека.

7. Охарактеризуйте психологические теории мотивации деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...