Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ жизни студентов и его влияние на здоровье. Здоровый образ жизни студента и его составляющие.

Здоровье – это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Согласно уставу ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Щедрина А.Г. Определяет здоровье несколько иначе: здоровье – это целостное, многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку осуществлять его биологические и социальные функции[2]

Разница двух определений в том, что, будучи корректными, первое рассматривает здоровье как статический показатель, а второе – как динамику. К тому же первое определение не подразумевает того, что здоровье может быть ухудшено (и даже подорвано), либо наоборот – улучшено.

Изучая вопрос, касающийся именно студентов, особо отметим господствующую неграмотность их в вопросах собственного воспитания, обусловленную, во-первых, юным возрастом, вследствие которого нет достаточного опыта, как и проблем со здоровьем, во-вторых, особую подверженность влиянию коллектива и занятость учебным процессом, которая редко оставляет время для изучения проблем собственного здоровья. Не следует так же забывать, что студент, особенно очного отделения, это работник умственного труда и эта особенность предъявляет помимо стандартных требований, особые условия отдыха и распределения работы.

Современная концепция здоровья выделяет основные составляющие – физическое, психологическое и поведенческое.

По утверждению специалистов воз здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, на 20-23% от наследственности, на 20-25% от состояния окружающей среды.[3] В свою очередь из общего числа факторов, влияющих на состояние здоровья и относящихся к образу жизни режим сна составляет 24-30%, занятия физическими упражнениям 15-30%, режим питания 10-16%[4]

 

Новейшие научные исследования показали, что длительное ограничение двигательной активности – гиподинамия – опасный антифизиологический фактор, разрушающий организм и приводящий его к ранней нетрудоспособности и увяданию. При этом, если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией обратимы (посредством своевременных физических тренировок), то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Особенно опасна гиподинамия на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Проблема малоподвижного и, в основном, сидячего образа жизни касается студентов особенно, так как присутствие на 8 часовых занятиях сменяется необходимостью выполнять домашние задания, которые так же делаются сидя.

Вторая проблема – питание. Современного студента должны волновать такие проблемы, как биологическая ценность продуктов, режим питания, сочетание питания с движением, влияние питания на внешность и здоровье. Заметим, что во все времена студентов отличала низкая культура питания, которая проявлялась в пренебрежении к режиму питания, некомпетентности в вопросах питания, избыточном потреблении лакомств и напитков, содержащих сахар; неумеренном потреблении напитков, обладающих наркотическими свойствами (кофе, алкоголь), смутном представлении о значении питания для здоровья, недостаточном знании проблем возрастного питания, неумении организовать питание в зависимости от нагрузки, неумеренном ограничении в питании в угоду молодежной моде.

Образ жизни студента, характеризующийся отмеченными негативными чертами, считается нездоровым.

 

Вредными считаются такие пристрастия, которые оказывают негативное влияние на здоровье. Болезненные пристрастия – особая группа вредных привычек – употребление алкоголя, наркотиков, токсических и психотропных веществ в целях развлечения.

Вопрос употребления наркотиков среди студентов стоит не так остро, как проблема так называемого бытового пьянства. Усугубляется ситуация доступностью алкоголя совершеннолетним, относительной финансовой и личной самостоятельностью студентов при тотальной неосведомленности о механизмах влияния алкоголя на организм и, в частности, на мозг.

Таким образом, на здоровье студентов в большей степени могут повлиять гиподинамия – малоподвижный образ жизни, неправильное и несбалансированное питания и болезненные привычки, среди которых наиболее распространены употребление алкоголя и курения. Принципы здорового образа жизни выводятся сами собой из освещенных проблем: активный образ жизни, контроль над собственным питанием и тяготение к полному отказу от алкоголя, табака и подобных вредных привычек.

 

Наиболее важным фактором переходу к здоровому образу жизни является личная мотивация. Очевидно, что приказы, наставления и угрозы никак не способствуют этому. Здоровый образ жизни – не набор ежедневных действий, а скорее общая философия человека и чтобы следовать ей, он должен понимать во имя чего ему это нужно.

Существуют разные виды мотивации:

1. Мотивация самосохранения. Человек не совершает того или иного действия, зная, что оно угрожает или вредит его здоровью и жизни.

2. Мотивация подчинения этнокультурным требованиям. Человек подчиняется им потому, что хочет быть равноправным членом общества и жить в гармонии с его членами.

3. Мотивация получения удовольствия от здоровья. Это простая гедоническая мотивация, ибо ощущения здоровья приносит радость.

4. Мотивация самосовершенствования

5. Мотивация маневрирования, сводящаяся к тому, что здоровый человек может свободно менять социальные роли, а так же свое положение в обществе с течением времени.

6. Мотивация сексуальной ориентации более свойственна юности, так как привлекательность со стороны противоположного пола является сильным мотиватором к действиям

Выбор мотивации со временем и возрастом у человека может меняться, однако без мотивации следование здоровому образу жизни не представляется возможным.

 

 

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...