Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 3. Тема 3: Социализация личности




ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Семинар 1. Тема 1: Социальная психология как наука

Изучаемая дидактическая единица: социально-психологические явления.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте специфику и виды социально-психологических явлений.

2. Каковы этапы становления и развития СП?

3. В чем заключается социальный контекст задач социально-психологической теории и практики?

4. Какие методы социальной психологии выделяются?

 

Практические упражнения

1) В подгруппах формулируются задачи социальной психологии, характерные для 40-50-х годов 20 века, в 70-80-х годов 20 века, начала 21 века. Обсуждается влияние социального заказа на развитие науки.

2) При рассмотрении метода наблюдения в двойках производится операционализация социально-психологических понятий: агрессия, лидерство, застенчивость, общительность, сплоченность, аутсайдер, конформность, соперничество.

3) Предлагается в подгруппах разработать критерии формирования репрезентативной выборки для опроса «Досуг и развлечения современной молодежи», «Политические убеждения студентов педвуза», «Отношение к монетизации льгот в сельской местности».

Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; эмпирические методы социально-психологического исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности, контент-анализ; экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент; психодиагностические методы, тест, социометрия, референтометрия; методы активного социально-психологического обучения, деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг.

Вопросы для самопроверки:

1. Назовите предмет социальной психологии в определении двух авторов – отечественного и зарубежного.

2. Что входит в структуру социальной психологии?

3. Перечислите отрасли социальной психологии.

4. С чем связано требование выработки корректного отношения к данным зарубежной социальной психологии?

5. Приведите аргументы в пользу утверждения о том, что наблюдение – основной эмпирический метод социальной психологии.

 

Дополнительная литература:

1. Битянова М.Р. Социальная психология: Учеб.пособие: 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – С. 37-43, 44-47.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. - Самара, 2003. – 272 с.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. – 365 с. – С.4-17.

 

Семинар 2. Тема 2: Социально-психологические подходы к исследованию личности

Изучаемая дидактическая единица: социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Проблематика социальной психологии личности в трудах отечественных и зарубежных исследователей.

2. Основные социально-психологические концепции личности: интеракционистская, психоаналитическая, необихевиористическая, когнитивистская.

3. Гуманитарная парадигма в социально-психологических представлениях о личности: С.Московичи, А.Тэжфел, Р.Харре.

 

Практические упражнения

1. Обсудите в подгруппах статью из учебного пособия Г.М. Андреевой (с.262-269) – текст раздается по подгруппам. Каждой подгруппе дается задание – подготовить 5-минутное выступление об одной из теорий (Московичи, Тэжфел, Харре), выделив основные тезисы, критические антитезы и символически представить суть идей.

Терминологический тезаурус: личность, психоанализ, бихевиоризм, когнитивизм, интеракционизм, гуманистическое направление, Я-концепция, я-образ, идентичность, маргинальная идентичность, социально-психологическая компетентность личности.

Вопросы для самопроверки:

1. Выделите круг проблем в социальной психологии личности.

2. Приведите описание личности с точки зрения четырех основных концепций в социальной психологии.

3. В чем заключается пафос социально-психологических теорий в гуманитарной конструктивистской парадигме?

 

Дополнительная литература:

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 286 с. - С.48-54, 90-97, 157-160, 179-181, 262-269.

2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект Пресс, 2001.

3. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997.

 

Семинар 3. Тема 3: Социализация личности

Изучаемые дидактические единицы: социализация, социальное поведение, социальная психология личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и содержание социализации личности.

2. Институты социализации личности.

3. Механизмы социализации личности.

4. Варианты социализации личности.

5. Гендерная социализация.

 

Практические упражнения

Вариант 1

1) Просмотр фрагмента видеофильма о гендерной социализации (см. видеотеку БГПУ – фильмы Десмонда Морриса «Мужчина и женщина»).

2) Обсуждение видеофильма. Какие институты социализации и как влияют на формирование гендерных установок и стереотипов? Какие характеристики в деятельности, общении и самосознании отражают гендерные особенности?

Вариант 2

Социализация понимается как научение, как вхождение в культуру, как усвоение человеческого опыта в процессе взаимодействия с другими.

Каждый из нас может вспомнить бесконечное количество ситуаций, которые его чему-то научили. И каждого ждет еще немало таких ситуаций.

Я хочу, чтобы вы направили свое внимание на многообразие обстоятельств, которые могут нас чему-то научить. Сядьте, пожалуйста, группами по четыре человека, и пусть каждый расскажет о своем друге или подруге, у которого он больше всего в своей жизни учился. У вас есть на это 10 минут. Чему вы у них научились?

Теперь разделитесь на новые четверки и поговорите о том, кто из ваших учителей или руководителей к настоящему моменту оказал на вас наибольшее влияние. Чему научил вас этот человек, достигший большего, чем вы, в своем личностном или профессиональном развитии?

А сейчас образуйте новые четверки и обсудите, какой автор, какая книга, кто из философов, ученых и т.д. больше всего повлиял на ваше развитие. Чему вы у него научились?

Создайте новые четверки и расскажите друг другу о ситуации, в которой вы больше всего научились у себя самого. Что это была за ситуация? Чему вы в ней научились? На что вам также отводится 10 минут.

 

Терминологический тезаурус: социализация личности, инкультурация, адаптация, интериоризация, экстериоризация; общение, самосознание, деятельность; институт социализации личности, подражание, идентификация, социальный контроль, фасилитация, ингибиция, полоролевая идентификация; гендерная социализация, гендер, асоциализация, ресоциализация, десоциализация.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Раскройте понимание социализации с позиции деятельностного подхода в отечественной психологии, бихевиористического подхода, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.

2. Перечислите институты социализации в порядке их актуальности в жизни человека.

3. Расскажите о механизмах социализации.

4. Выделите различия между асоциализацией, десоциализацией и ресоциализацией.

5. Раскройте понятие гендерной социализации.

 

Дополнительная литература:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб.: Питер, 2008. – 430 с. - Глава 8, 9.

2. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с. - Глава 1.

3. Битянова М.Р. Социальная психология: Учеб.пособие: 2-е изд., перераб. – СПБ.: Питер, 2008. – Раздел 4.

4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. - Глава 6. Пол, гены и культура.

5. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. - М.: Академия, 2003.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...