Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское общество: понятие, взаимодействие с государством




Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (стремление к свободе, уважение права, морали, чувство долга, наличие собственности и др.)

Признаками (особенностями) гражданского общества являются следующие:

• высокое сознание людей;

• высокая материальная обеспеченность их на основе владения собственностью;

• широкие связи между членами общества;

• наличие подконтрольной государственной власти, преодолевшей отчуждение от общества. Носители такой власти — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

• децентрализация власти;

• передача части власти органам самоуправления;

• использование компромисса, согласования позиций в качестве основных способов решения конфликтов;

• развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

• личность гражданского общества — это человек, ориентированный на созидание, духовность.
Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой — в основном различные общественные образования и общественные институты. Они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов коллективов. Именно им под силу «давить» на государственную власть, с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

В перечень подсистем гражданского общества могут быть включены:

• нации, национальные движения;

• классы, коалиции классов;

• общественные слои (женщины, студенты, пенсионеры и т. п.);

• политические партии; политические движения;

• массовые общественные движения (защитников окружающей среды); профсоюзы;

• религиозные организации;

• общественные организации (общество любителей пива, общество спасения на водах и т.п.);

• союзы или ассоциации (предпринимателей, банкиров, промышленников);

• общества потребителей;

• трудовые (научные, учебные, школьные и др.) коллективы; семья.

Функции элемента гражданского общества может выполнять и отдельная личность.

Становление гражданского общества — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения.

Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры. Но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие, прежде всего на правотворческую деятельность государства, критикуя законопроекты, внося в них дополнения, изменения или предлагая новые. Право исполнительная деятельность государства также является полем активного влияния структур гражданского общества. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, партии или союзы предпринимателей, или общества потребителей способны донести до сведения правительства интересы той или иной части электората и заставить правительство действовать в интересах граждан. Правоохранительная деятельность государства в меньшей степени подвержена воздействию со стороны структур гражданского общества по причине ее меньшей гласности. Одним словом, гражданское общество — питательная среда правового государства — заставляет государственную власть умерить свои желания, подчиниться законам, ею принятым, и служить населению всей страны.

Следует различать понятия «общество» и «гражданское общество», «государство» и «общество». Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода его от низшей ступени к высшей, меняется и государство. С совершенствованием общества государство становится демократическим (в нем осуществляются народовластие, экономическая свобода, свобода личности), а с формированием гражданского общества государство становится правовым.

Гражданское общество — система взаимодействия в границах права свободных и равноправных граждан государства, их добровольно сформировавшихся объединений, которые находятся в отношениях конкуренции и солидарности, вне непосредственного вмешательства государства, призванного создавать условия для их свободного развития.

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом, т.е. обществом с достаточно развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Понятие «гражданское общество» появилось в XVII веке в трудах Г. Греция, Т.Гоббса, Дж.Локка и получило фундаментальное развитие в последующих веках в работах Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье, Гегеля и др. Гегель.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества, каждый из которых сопровождался существенными изменениями экономических отношений, общественного и государственного строя, развитием сознания индивида и общества, культуры народа и нации, преобразованиями общественной идеологии:

I (XVI—XVII вв.): процесс вызревания предпосылок (экономических, политических, идеологических) развития буржуазного общества, устранения юридического неравенства, ограничения политической власти правом;

II (конец XVII — конец XIX вв.): формирование гражданского общества в наиболее развитых буржуазных странах на началах всеобщего юридического равенства, свободного предпринимательства и частной инициативы.

III (рубеж XIX — XX вв.): развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком; отделение власти от собственности; переход управления общественными делами практически в руки ученых-специалистов (менеджеров) при сохранении институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

Сформировались три подхода к соотношению гражданского общества и государства:

1) государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2) государство и гражданское общество — разные социальные системы, первичным (ведущим) есть государство, которое контролирует гражданское общество;

3) государство и гражданское общество — разные социальные системы, государство выполняет служебную (подчиненную) роль по отношению к гражданскому обществу.

Признаки (черты) гражданского общества — в его соотношении с государством:

1) не существует до государства и вне государства; 2) не включает гос-во, развивается самостоятельно — без непосредственного вмешательства гос-ва;

3) состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан и добровольно сформировавшихся объединений, находящихся в отношениях конкуренции и солидарности;

4) обладает определенным приоритетом перед государством, однако заинтересовано в благосостоянии государства и способствует его развитию;

5) оказывает влияние на создание и функционирование госуд-ных органов в собственных интересах;

6) вправе требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательства в их частные интересы;

7) формирует право, которое формулируется государством в законах и иных нормативно-правовых актах, гарантирует и защищает его от нарушений со стороны кого бы то ни было. Все потребности гражданского общества реализуются посредством воли государства, выраженной в форме правового акта. Первоначально в течение длительного времени гражданское общество вырабатывает норму права в рамках фактических отношений. Благодаря признанию нормы государством фактические отношения доводятся до статуса «юридических»;

8) развивается и взаимодействует с госуд-вом в границах права, которое выступает как равный и справедливый масштаб свободы и справедливости, а не как способ навязывания госуд-ной воли.

Государство способно содействовать развитию общества либо препятствовать ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизованного государства должна выражаться в том, что оно:

· служит формой, организующей гражданское общество и создающей условия для его развития;

· является относительно самостоятельным по отношению к гражданскому обществу и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

· устанавливает «правила игры», которых должны придерживаться граждане и их объединения, создаёт благоприятные условия для их существования и развития;

· не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры: такое вмешательство может иметь место только в целях обеспечения личной или общественной безопасности;

· оказывает необходимую защиту гражданскому обществу, функционирующему в пределах его территории, в том, что относится к социальной безопасности граждан;

· выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

· юридически обеспечивает возможности гражд. быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, принимать активное участие в политической жизни общества;

· имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, стандартами в области прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Гражданским обществом можно назвать такое общество, в котором главным действующим лицом является гражданин как автономная личность:

· субъект, который осознает себя свободным членом общества; свободным экономически — имеющим право выбора форм и видов трудовой деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически и политически;

· субъект, который наделен правами и свободами, в том числе правом частной собственности («субъект-собственник»);

· субъект, который осознает ответственность перед обществом;

· субъект, который защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.

Гражданское общество базируется на многообразии форм и видов собственности. Каждая из них призвана: обеспечить благосостояние всех; открыть экономический простор для приумножения собственности на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости. Соотношение труда и различных форм собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволил создать для каждого достойный общественному прогрессу стандарт жизни. Преобладание в государстве так называемого «среднего класса» — один из показателей сформированного в нем гражданского общества. Современная концепция гражданского общества исходит из того, что оно является предпосылкой социального правового государства. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как саморазвивающаяся система всегда ощущает давление со стороны государственной власти. В свою очередь государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет его выполнять исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого непрерывного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов. Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства

Форма государства

Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества.

Элементами формы государства являются:

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.

В состав формы государства входят:

1) форма государственного правления,

2) форма государственного устройства,

3) форма государственного (политического) режима.

Форма государственного правления - это способ организации высшей государственной власти, проявляющийся в определенной структуре ее органов, порядке их образования, характере их взаимоотношения между собой и с населением. Ядро «правящих» органов составляют: глава государства (олицетворяющий единство государственной власти), парламент (законодательный орган), правительство (центр системы исполнительных управленческих органов). Форма государственного правления по существу выражает структуру распределения государственной власти «по горизонтали». Этот элемент является ведущим в форме государства.

По форме государственного правления государства подразделяются на монархии и республики

Монархия– такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному правителю (монарху) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день. Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в 17в. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления она сохранилась в Марокко.

Основные черты дуалистической монархии:

1) власть монарха передается по наследству;

2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;

3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Таиланд. Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

1) правительство формируется из парламентского большинства;

2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;

3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;

4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;

5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;

6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль;

7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

Республика– форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция, Россия), суперпрезидентские (Аргентина).

Признаки парламентской республики:

1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.

2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.

3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.

4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.

2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.

3. Президент избирается населением страны путем прямых Выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.

4. Президент может одновременно являться главой правительства.

5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

Признаки республики смешанного типа:

1. Президент избирается населением и назначает Правительство.

2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентской республики).

Признаки суперпрезидентской республики:

1. Президент избирается населением и становится обладателем всей полноты власти в государстве.

2. Власть президента ничем не ограничена и неконтролируема.

3. Президент без утверждения парламентом назначает членов правительства, которые ему подотчетны и которых он без согласования с парламентом может отправить в отставку.

4. Президент без согласования с парламентом может по своей инициативе объявить о проведении референдума.

5. Президент имеет право роспуска парламента, а у парламента нет права преодоления отлагательного вето президента и нет права отстранения президента от должности.

Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основных формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

Признаки унитарного государства:

1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.

2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика.

3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центрального унитарного государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.

4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (в составе Великобритании – Шотландия и Северная Ирландия).

5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

Признаки федеративного государства:

1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.

2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.

3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.

4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).

5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

Признаки конфедерации:

1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.

2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрошено (без виз и деклараций).

3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.

4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.

5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.

6. Отсутствуют единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.

7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

В современном мире конфедераций нет. История знает, Швейцарскую конфедерацию, Австро-Венгерскую. В 1982 году распался союз Сенегала и Гамбии (Сенегамбия). В 1961 года такая же судьба постигла ОАР (союз Египта и Сирии).

Форма государственного (политического) режима определяет совокупность способов и методов взаимодействия государственной власти с населением. Главным критерием классификации государственных режимов служит степень реального осуществления прав и свобод граждан. Исходя из этого различают две формы государственного режима: демократический и антидемократический.

Основные черты демократического режима:

1. Демократия предполагает наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей.

2. Возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме.

3. Граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации.

4. Минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан.

5. В идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, достойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония.

В рамках демократического режима условно выделяют:

а) непосредственную демократию. Прямое участие населения в решении вопросов государственной жизни путем всенародного голосования (референдума),

б) представительную демократию. Участие народа в делах государства через представительные, выборные органы, подотчетные избирателям, т.е. через депутатов федеральных и местных органов власти,

в) иногда выделяют еще и либерально-демократический режим. Как способ осуществления государственной власти на основе наиболее демократических гуманистических принципов он вырастает из собственно демократического режима и, по мнению некоторых исследователей, является высшим его проявлением.

Виды антидемократических режимов:

1. Тоталитарный режим. Он имеет следующие признаки:

а) тотально жесткий контроль государства всех сфер жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология), включая личную жизнь граждан;

б) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий.

2. Авторитарный режим. Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарного режима, т.е. стремления управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов:

а) Диктаторский режим. Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. В обществе может быть множество партий, но их влияние на политику несущественно. Меры правительства неэффективны. Законы не исполняются. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти на себя, самым жестоким образом подавляя оппозицию. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестокость необходимостью навести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия.

б) Военный режим. Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.

в) Теократический режим. В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас место в Ватикане, Иране. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.

3. Деспотический режим. Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная, бесполезная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам.

4. Тиранический режим. Основан на единоличном правлении, но в отличие от деспотии власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, с помощью государственного переворота или военной агрессии. Главная цель тирана – сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, беззаконие, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид.

5. Фашистский режим. Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязыванием народу культа вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно во всем мире подобный режим запрещен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...