Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Учет материальных ресурсов

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине

Бухгалтерский учет на железнодорожном транспорте

 

на тему

Особенности учета материальных ресурсов и МБП в эксплуатации

 

                                                                  Научный

Выполнил:                                               руководитель:

ст. гр. ГБ-41                                             ассистент

 

 

Гомель 2002


 

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.. 4

1.1 У чет отпуска материалов. 9

II. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ.. 11

2.1 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и их роль в процессе производства. 11

2.2. Классификация МБП. 12

2.3. Оценка МБП. 13

2.4. Учет наличия и движения МБП. 13

III. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МБП ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИИ.. 15

Учет инструментов и приспособлении в эксплуатация. 17

Особенности учета специальных одежды м обуви. 18

Особенности учета производственного и хозяйственного инвентаря. 20

Особенности учета постельных принадлежностей. 20

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСТАНЦИИ СИГНАЛИЗАЦИИ И СВЯЗИ. 21

4.1. Общая характеристика. 21

4.2. Принципы деятельности и управления дистанцией. 22

4.3. Материально-техническая база и средства дистанции. 22

4.4. Плата за основные фонды и оборотные средства. 23

4.5. Планирование производственно-финансовой деятельности. 23

4.6. Учет, отчетность, анализ и контроль. 24

V. УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ И БЫСТРОИЗНАШИВАЮЩИХСЯ ПРЕДМЕТОВ В ШЧ-9. 26

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития экономических отношений в стране материальные затраты составляют значительную долю всех затрат на производство продукции, работ, услуг. Поэтому производственная программа предприятия может быть выполнена только при условии своевременного и полного обеспечения её необходимыми материально-энергетическими ресурсами. В связи с этим возрастает роль учета в осуществлении контроля за наличием материальных ресурсов и правильным их использованием.

Место материальных ценностей и малоценных и быстроизнашивающихся предметов в хозяйственно-финансовой деятельности предприятий определяет задачи их учета. Одна из них — определение объема приобретенных материалов и МБП, контроль за соблюдением поставщиками договоров и выполнением плана снабжения, так как от этого зависит своевременное обеспечение производства необходимыми предметами труда. Приобретенные материалы, хранящиеся до момента их использования на складах образуют запас. Размер плана определяется финпланом. Нормы запаса необходимо устанавливать по каждому наименованию, сорту и размеру. В задачи учета входит также выявление сверхнормативных не прокредитованных банком запасов и излишних материальных ценностей, так как денежные средства, затраченные на создание таких запасов находятся без движения, омертвляются и не могут быть использованы на другие нужды предприятия.

В данной курсовой работе раскрываются как теоретические аспекты учета материальных ресурсов и МБП, так и показано, как осуществляется учет малоценных и быстроизнашивающихся предметов в эксплуатации в производстве на примере линейного предприятия Гомельского отделения Белорусской Железной Дороги - дистанции сигнализации и связи (ШЧ-9).

I. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Материальные ресурсы (сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо и др.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готового продукта. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

В промышленности постоянно увеличивается потребление товарно-материальных ценностей в производстве. Это обусловливается расширением производства, значительным удельным весом материальных затрат в себестоимости продукции и ростом цен на ресурсы. Необходимо внедрять эффективные формы предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходованием материальных ресурсов, уделять больше внимания повышению достоверности оперативного учета движения полуфабрикатов комплектующих изделий, деталей и узлов в производстве.

Данные бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов снижения себестоимости продукции в части рационального использования материалов, снижения норм их расхода, обеспечения надлежащего хранения и сохранности.

В связи с этим перед учетом материальных ресурсов стоят следующие задачи:

1) правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет и списание отклонений по направлениям затрат,

2) контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях движения,

3) постоянный контроль за соблюдением установленных норм производственных запасов,

4) систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования,

5) контроль за технологическими отходами и потерями и ил использованием,

6) своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами,

7) своевременное осуществление расчетов с поставщиками материальных ресурсов, контроль за ценностями, находящимися н пути, неотфактурованными поставками.

Для выполнения этих задач необходимо обеспечить надлежащую организацию материально-технического снабжения на предприятии; хорошее состояние складского ивесоизмерительного хозяйства; наличие прогрессивных норм расхода сырья материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий;, деталей, топлива и других ценностей на единицу продукции. В целях повышения роли учета и контроля в этом деле надо на каждом предприятии иметь научно разработанную номенклатуру-ценник, установить четкий документооборот, своевременно проводить контрольные проверки и инвентаризации ценностей, не допускать значительных отклонений от норм запасов материалов, механизировать и автоматизировать учетно-вычислительные работы, своевременно заключать договоры о материальной ответственности работниками складов и кладовых. Все службы предприятия следует обеспечить"' списком должностных лиц, имеющих право подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз с предприятия материальных ценностей.

На предприятиях применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей. Они используются в производстве по разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т. п.), другие - изменяют только свою форму (смазочные материалы, лаки, краски), третьи - входят без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвертые - только способствуют изготовлению изделий и не включаются в их массу или химический состав (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).

Важной предпосылкой правильной организации учета производственных запасов является их классификация по назначению и роли в процессе производства и техническим признакам.

По функциональной роли и назначению в процессе производства производственные запасы подразделяются на следующие:

ü сырье и материалы;

ü покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

ü конструкции и детали;

ü топливо;

ü тара и тарные материалы;

ü запасные части;

ü прочие материалы;

ü строительные материалы;

ü малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

 

В составе оборотных средств условно числятся малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, которые по своей роли в процессе производства являются средствами труда- К ним относятся предметы, стоимостью в пределах десяти минимальных заработных плат за единицу (комплект) независимо от срока их службы (за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, рабочего и продуктивного скота) или служащие менее одного года независимо от стоимости. Они учитываются на отдельном счете «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Для бухгалтерии особое значение имеет учет расхода материалов, документальное оформление отпуска материалов. Материалы со складов предприятия отпускаются в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.

Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовые цехов рассматривается как внутреннее перемещение материалов- При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство. При отпуске материалов в производство должны соблюдаться определенные требования. Во-первых, они идут по весу, объему и массе в строгом соответствии с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах предварительно установленных лимитов. Лимитирование должно основываться на прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих неиспользованных цехами запасов на начало и конец месяца. Лимитирование осуществляется отделом материально-технического снабжения или плановым отделом. В третьих, согласовываются с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей. Эти данные должны быть сообщены работникам складов (кладовых). Материалы на производство выдаются со складов (кладовых) только официально выделяемым для их получения представителям цехов, хозяйств, отделов и т. п.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладными-требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами и др.

Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы М-8 (приложение 1). Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения или плановый отдел выписывают лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год с отрывными месячными талонами на фактический отпуск). Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй - на склад или в кладовую цеха (участка). В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом (кладовой) при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. В димитно-заборной цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада - представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в них записей. По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При использовании квартальных, полугодовых или годовых лимитно-заборных карт в бухгалтерию ежемесячно сдаются отрывные талоны на фактический расход материалов. Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада (кладовой) в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов непосредственно в производстве (там применяются иные документы и методы).

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя предприятия, главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных. При этом выписывается акт-требование на замену (дополнительный отпуск) материалов формы М-10 (приложение 2). Акт-требование выписывается на один вид материала к его многократный отпуск в двух экземплярах: один из них предназначен для получателя (цеха, участка), второй - для склада. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах акта-требования дату и количество отпущенного материала, после чего выводит остаток.

В акте-требовании получателя (цеха, участка) расписывается заведующий складом (кладовщик), а в складском экземпляре - представитель получателя (цеха, участка).

Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено право его установления.

По лимитно-заборной карте ведется также учет возврата материалов, не использованных в производстве. При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Для оформления разового отпуска материальных ценностей внутри предприятия и их отпуска хозяйствам своего предприятия, расположенным за пределами его территории, а также сторонним организациям применяется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов формы М-11 (приложение 3). Накладная-требование выписывается в двух экземплярах и подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным. При отпуске материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр передается получателю (цех, участок и т. д.), второй - складу, который затем сдается в бухгалтерию. В случае внутреннего перемещения материалов накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха, участка), сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху, участку) основанием для списания ценностей, а второй - принимающему складу (цеху) для оприходования ценностей. Графа 9 «Инвентарный номер» заполняется в том случае, если учет МБП ведется по инвентарным номерам. При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик сдает в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого применяются ведомости использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие отметки разовых отпусков материалов.

В связи с развитием специализации и кооперирования все большее применение находят комплектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как правило, отпускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается отдельно комплектовочная ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В ведомости указываются план производства продукции, наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные детали заменяются этой кладовой без документального их оформления.

В заготовительных цехах машиностроительных предприятий, швейной, обувной и некоторых других отраслей промышленности используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в производство. В них фиксируются результаты использования отпущенных материалов по каждой партии. В раскройных картах указываются: номер склада, наименование и номенклатурный номер материалов, их количество, цена и стоимость, а также код затрат и др. По окончании раскроя в карте отмечаются: фактическое количество полученных деталей (годных и бракованных); расход на них материалов по норме и фактически и выводится результат раскроя (экономия, перерасход). Эти карты также используются в качестве первичных документов по учету выработки и выпуска новых изделий.

В целях сокращения числа первичных документов там, где это целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

При использовании вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета"' расхода материалов в производство. По данным карточек выдается ведомость расхода материалов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.

Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Потому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками) для получения материалов со складов.

Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется специальный оперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. По этому документу склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их производству в утвержденные сроки (через экспедитора). Это значительно сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от заботы о материальном обеспечении.

Учет отпуска материалов.

Приобретенные материалы предприятие расходует прежде всего на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, а также на другие цели: содержание и ремонт оборудования, помещений; канцелярские и др. В связи с этим на основании первичных документов расход материалов оформляется в зависимости от направления затрат следующими проводками:

Д-т сч. 20 «Основное производство» - при расходе на выработку продукции (работ, услуг) цехами основного производства

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства» - при расходе на выработку продукции, работ, услуг во вспомогательных производствах, в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытных работ, заказов по освоению новых видов изделий, изготовление экспериментальных образцов технологической оснастки

Д-т сч. 25 «Общепроизводственные расходы» - при расходе на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, производственных цехов и хозяйств, их хозяйственные и другие нужды

Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» - при расходе на общехозяйственные нужды

Д-т сч. 28 «брак в производстве» - при расходе на исправление производственного брака.

Д-т сч. 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» - при расходе непромышленными хозяйствами (ЖКХ, детские учреждения, подсобное сельское хозяйство и т. п.)

Д-т сч. 31 «Расходы будущих периодов» - при расходе на горно-подготовительные работы, подготовку производства в сезонных отраслях, освоение новых предприятий, производств, установок и агрегатов; неравномерно производиладй в течение года ремонт или на непредвиденные ремонты основных средств (если не создается ремонтный фонд), когда работы выполнялись неремонтными цехамиД-т сч. 43 «Коммерческие расходы» - на расход, связанный с упаковкой готовой продукции за счет поставщика и др.

К-т сч. 10 «Материалы», 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы: (стоимостью до одной минимальной зарплаты за единицу) и др.

Эти записи осуществляются в течение месяца по учетной стоимости в ведомостях 12, 13, 15 и журналах-ордерах 10 и 10/1. В конце месяца добавляют (вычитают) отклонения или транспортно-заготовительные расходы относящиеся к израсходованным материалам. Следовательно, в конечном счете расход материалов показывают по фактической себестоимости. Аналогично отражается расход малоценных и быстроизнашивающихся предметов стоимостью до одной минимальной зарплаты за единицу.

Отпуск излишних и ненужных данному предприятию материалов в порядке реализации, как уже известно, оформляется путем выписки накладной-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (формы М-11). Информация о реализации товарно-материальных ценностей обобщается на результатном счете 48 «Реализация прочих активов». На нем отражаются, в частности, балансовая стоимость и продажная пеня товарно-материальных ценностей и др. По дебету счета 48 отражается балансовая стоимость выбывших ценностей и понесенные в связи с этим расходы, а по кредиту - выручка от реализации материалов.

При этом на фактическую себестоимость (балансовую стоимость) отгруженных или отпущенных материалов (МБП), а также понесенные расходы составляются следующие проводки:

Д-т сч. 48 «Реализация прочих активов»

К-т сч. 10 «Материалы»- на балансовую стоимость ценностей

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (69, 89 и др.) - на расходы, связанные с реализацией материальных ценностей. Одновременно делается запись:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

К-т сч. 48 «Реализация прочих активов» - на стоимость ценностей по продажным ценам.

Поступившая выручка в учете отражается проводкой:

Д-т сч. 51 «Расчетный счет» (52, 50, 90)

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

При использовании товарно-материальных ценностей на осуществление мероприятий назначения в учете составляется проводка:

Д-т сч. 48 «Реализация прочих активов»

К-т сч. 10 «Материалы» (12 «МБП» - до одной минимальной зарплаты за единицу) и др.

Одновременно делается запись:

Д-т сч. 96 «Целевые финансирование и поступления» К-т сч. 48 «Реализация прочих активов».

При возврате ценностей поставщикам по причинам баака, некомплектности и других нарушений условий договора после их оплаты и оприходования составляется проводка:

Д-т сч. 63 «Расчеты по претензиям»

К-т сч. 10 «Материалы» (07, 12 и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...