Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методические комплекты «Музыка» для основной школы




Изучение содержания и технологий УМК «Музыка» для образовательных учреждений осуществляется в процессе последипломного образования педагогов-музыкантов. В период подготовки на курсах повышения квалификации происходит освоение особенностей программ и созданных на их основе УМК «Музыка» разных авторских коллективов, имеющих завершенные линии (руководители проектов: Алиев В.В. – издательство «Дрофа», Сергеева Г.П. – издательство «Просвещение», Школяр Л.В. – издательство «Вентана Граф»), учебники из которых включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ на 2012/2013 учебный год.

Учебно-методический комплект – это научно обоснованный и методически взаимосвязанный комплекс пособий для учащихся и учителя, которые ориентированы на формирование музыкальной культуры школьников, соответствуют основным направлениям образовательной политики в России, включают в содержание закономерности музыкального искусства, различные виды деятельности обучаемых. Преподавание музыки с использованием комплекта направлено на применение педагогических технологий, адекватных природе искусства и возрасту учащихся, вариативности образовательного процесса, широких «выходов» за пределы уроков музыки.

Включение учебников и рабочих тетрадей в уроки музыки в основной школе необходимо рассматривать в единстве следующих компонентов:

· содержание музыкального искусства (фундаментальное ядро образования), базирующееся на личностном постижении школьниками «вечных» тем искусства и жизни, представлено фольклором, музыкой религиозной традиции, «золотым фондом» музыкальной классики, современной (академической и популярной) музыкой;

· адекватные природе музыки, культуросообразные педагогические технологии его освоения базируются на научных теориях и концепциях, отражающих интонационную природу музыки, ее жанрово-стилевую основу, особенности музыкального языка, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя, взаимосвязь народной и профессиональной музыки, синтез музыки с другими видами искусства – литературой, изобразительным искусством, театром, кино и др.;

· авторами УМК определены виды, формы и способы музыкально-творческой деятельности, которые формируются в процессе становления универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС);

· сформулированы планируемые результаты музыкального образования учащихся – личностные, метапредметные, предметные;

· представлена воспитательная направленность процесса музыкального обучения, его связь с внеурочными и внешкольными формами музыкально-эстетической деятельности;

· определены функции социализации подрастающего поколения средствами музыкального искусства;

· обусловлено развитие познавательной, коммуникативной сферы учащихся, их возможности к саморазвитию и самосовершенствованию;

· разработаны педагогические условия организации учебного процесса с использованием УМК;

· обоснована возможность использования электронных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий в контексте изучения УМК.

Учебно-методические комплекты по предмету «Музыка» должны функционировать в школе нового поколения как средство воспитания ребенка – носителя культуры, который сможет активно участвовать в жизни общества, свободно выбирать вид художественной деятельности, творчески относиться к труду, общаться друг с другом и со взрослыми в мире без границ. Отсюда проистекает возможность выделять в контексте содержания УМК «Музыка» различные уровни обобщения содержания предмета – региональный, федеральный и общемировой.

Включение учебников (как и рабочих или творческих тетрадей, блокнотов, дневников музыкальных впечатлений, записных книжек юных музыкантов и пр.) требуют существенных изменений в структуре урока музыки, его драматургии (с выделением художественно-педагогической идеи), благодаря чередования различных видов деятельности обучаемых, в том числе – работа со звуковым рядом учебника, его текстами, нотными примерами, художественными аналогами, поиск ответов на проблемные вопросы и выполнение интерактивных заданий, использование электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих игр и развивающих программ.

Учебно-методический комплект «Искусство» для 8–9 классов образовательных учреждений

В образовательных учреждениях Московской области успешно внедряется изучение интегрированного курса «Искусство» для 8–9 классов (авторы – Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, издательство «Просвещение»), который, с одной стороны обобщает художественные впечатления школьников, полученные ими в процессе изучения предметов «Музыка», «Изобразительное искусство», «Литература», «История», с другой стороны – служит пропедевтическим (вводным) этапом к изучению курса «Мировая художественная культура» в 10 – 11 классах.

Принципиальное отличие программы курса «Искусства» от вариативных программ курса «Мировая художественная культура» (построенного на основе принципа историзма) заключается в том, что данный курс рассматривает функции искусства в жизни общества, человека – познавательно-эвристической, эстетической, практической, коммуникативно-семиотической, воспитательной, ценностно-ориентационной, зрелищной, внушающей, гедонистической и др.

В процессе изучения курса «Искусства» школьникам предлагается система художественно-творческих заданий, направленных на формирование компетентных читателей, слушателей, зрителей. Изучение данного курса сочетается с внеаудиторными формами работы (музей, концертный зал, работа в сети Интернет, библиотека и т.п.).

Преемственность начального и основного этапов музыкального образования школьников

При разработке рабочей программы по предмету «Музыка» для 5–7 (8) классов учителю необходимо путем диагностики, индивидуальных опросов установить объем музыкальных впечатлений, музыкально-слуховых представлений, знаний о музыке и музыкантах, музыкально-практических умений и навыков, сформированности УУД, соответствующих уровню музыкального образования в начальной школе, предъявляемым ФГОС. Необходимо также выявить, какое количество учащихся 5-х классов обучались в начальной школе по учебникам (и каких авторов). Анализ этих данных поможет учителю адаптировать объем изучаемого в основной школе музыкального (шире – художественного) материала, выстраивать систему заданий, направленных на закрепление основных тем, категорий и понятий, УУД, рекомендованных для изучения в начальной школе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...