Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отечественное архитектурно-дизайнерское проектирование и его отношение к творчеству




Роль профессионала, причастного к архитектурно-дизайнерской деятельности, сегодня является незначительной, как и роль любого другого деятеля искусства или культуры и, печатая эти строки, я даже не вполне уверен, что их кто-то будет читать, в силу незначительности влияния личностного мнения на мнение масс.
Проекты, которые сегодня создаются архитекторами или дизайнерами у нас в России, за редким исключением, «не имеют лица» – это фактор непрофессионализма, халатности или элементарной необразованности отечественного проектировщика. Вследствие этого образовалась пустота на месте выдающихся архитектурно-проектных организаций, которые могли бы быть определяющими рамками в отечественном архитектурном проектировании. Среди массы проектировщиков, идет борьба за «место под солнцем», которого, по всей вероятности, не может возникнуть на пустом месте. Мифический «госзаказ» всех государственных учреждений является ни чем иным как неспособностью руководства сформулировать потребности, обозначить основные проблемы и найти пути их реализации, связанные с теми или иными сферами жизнедеятельности общества. Госзаказ, для которого готовится основная масса архитекторов и дизайнеров сегодня – это миф, которым прикрывается всевозрастающая масса чиновников и бюрократов. В итоге, выпускники архитектурных вузов, т. е. архитекторы, подготовленные для утопических целей постсоветского реализма, не могут думать о потребностях общества, т. к. большинству приходится добывать деньги на хлеб и шмотки. Тут уж не до высших материй и качественной проработки идей. Штамповкой не доведенных до ума клише занимается основная масса новоиспеченных «профессионалов», обидно, что среди них подавляющая масса архитекторов, которые не ценят свои возможности. Но виновен, пожалуй, не современный проектировщик, а система так называемого госзаказа, которой, как мы уже догадались, более не существует. Совершенно не приемлемо то, что с самого начала обучения бюджетного, да и коммерческого специалиста, ему систематически «вдалбливается» устаревшая профессиональная подготовка. Правильнее было бы готовить профессионала к самостоятельности и внушать ему обратное: что государство делает «жест доброй воли», обучая его бесплатно (фактически это правда, но она негласная), т. к. в итоге все равно выбор будет за специалистом: будет он продолжать надеяться на государство и пойдет работать в госучреждение, или выберет иной путь. Это весьма важно, ведь изначально в сознание будущего специалиста закладывается способность обучаться, принимать решения и двигаться в нужном ему направлении реализации собственных потребностей, а через реализацию собственных потребностей решать и потребности окружающего его общества.
Сегодня архитектор в России становится все менее значимой фигурой, и что самое плохое – это то, что он в итоге перестает им быть, сращиваясь со строительством или уходя в дебри педагогической ахинеи. Радует одно: сегодняшнему архитектору есть куда податься: он универсал. Некоторые даже ухитряются стать чиновниками и представителями власти. Дискуссии по поводу связи власти и архитектурной деятельности проводились среди известных современных теоретиков архитектуры, в том числе и в России (информацию можно найти в Интернете), вывод следовал один: «две эти вещи не совместимы». Архитектор, который становится представителем власти, напрочь теряет свои способности архитектора-творца. Ему просто некогда, да и незачем заниматься своей профессией.

Роль архитектора сегодня решает отнюдь не государство, а финансы или его личные притязания на собственную свободу творчества. Абсолютная свобода творчества вновь сводится к финансированию. В остальном ни архитектора, ни дизайнера, ни вообще творческого человека ничто не ограничивает: никакая идеология, кроме запрета на плагиат, пропаганду насилия, порнографию, националистическую неприязнь, и это очень важно, т. к. помогает осознать возможности, которые открываются перед творческими профессиями. Даже архитектор, который не имеет представления о том, чем он должен заниматься после окончания обучения (а такие представления должна у него формировать архитектурная школа, вуз, учителя, с которыми он общается, и т.д.), должен постепенно формировать эти представления о творческом процессе ради удовлетворения собственных эстетических потребностей. Об эстетической потребности сегодня вообще нигде не принято говорить. «А что это такое?» – спросит практически каждый второй, если не каждый первый. Эстетическая потребность у человека обычно возникает спонтанно, т.е. самое банальное – это, например, послушать музыку, потанцевать, причесать волосы, навести макияж и пр. И чем более цивилизовано общество, тем больше таких потребностей у человека возникает. В свое время эти потребности даже были зафиксированы в документальной форме и назывались «правила этикета», т. е. фактически правила, которые определяли формы поведения человека в обществе ради удовлетворения эстетических потребностей представителей этого общества; в России существовали также и единые правила организации жизнедеятельности общества, которые, вероятно, использовались и применялись зодчими в царской России, записаны они были в книге «домострой», и их, судя по всему, знали все, кто умел читать: от боярина до крестьянина.

Потребность в эстетическом всем вроде бы знакома, но почему-то никто не задумывается о том, что в этом нуждаются все, в большей или меньшей степени. Поэтому когда меня в 1999 г. на выставке моих, как оказалось, непростых для восприятия графических работ спросили, что я хочу показать этим своим «мрачным творчеством», то ответить однозначно, было сложно, но ответ был очевиден: «Да ничего я не хочу показать, я просто удовлетворяю собственную эстетическую потребность в занятии графикой и материализации собственных фантазий и образов на бумаге, и это занятие ни в коем случае не связано с моей профессией архитектора. Это хобби. В том числе, сама выставка работ являлась удовлетворением эстетической потребности не только моей собственной, но и тех людей, которые пришли посмотреть эту выставку, а не в проявлении какой-то новой антигуманистической идеологии, как, вероятно, подумали некоторые и отразили это в книге отзывов» (г. Магнитогорск, выставочный зал МГТУ им. Г. И. Носова. Материал и репортаж с выставки опубликован в местных газетных изданиях за 1999 г.).
Мораль, эстетические и политические ограничения, зависть, в конце концов, всегда контролировали принципы творчества, возможные «уходы в сторону» от общепризнанных норм. Одно дело, когда творчество архитектора, дизайнера, художника подвергалось цензуре и острой критике государственного строя, или ограничивалось рамками заказа, и совсем другое, когда какое-либо творчество не выдерживало критики общества. Становится это понятно только тогда, когда отрицательное общественное мнение превалирует над положительным, но это еще не крах, настоящий провал наступает только тогда, когда общество совсем не обращает внимания на это творчество. Однажды один из представителей старой архитектурной школы заявил: «Вы спроектировали для университета слишком «хороший» интерьер, а тут еще необходимо учесть политическую сторону. Слишком хороший интерьер может возбудить зависть чиновников другого, более престижного вуза, в отношении Вашего интерьера».

 

Отсюда можно спроецировать данные рассуждения на вполне реальную ситуацию, связанную с творчеством многих отечественных архитекторов: мы редко, но все же наблюдаем в России неплохие реализованные архитектурные проекты, но не знаем, кто автор. Вывод следует один: все эти проекты носят коммерческий характер и являются всего-навсего плодами инвестирования денежных средств, а из этого следует, что разработали их архитекторы и дизайнеры не как творческие проекты, а как некую иную категорию работ, в которых они, безусловно, применили свои профессиональные знания и эта непонятная архитектура стала продуктом компиляции или, иными словами, «эклектикой» той возможной архитектуры, которую они видели в журналах, учебниках, по телевидению, в Интернете, собственными глазами и т. д. Причем большая часть профессиональных архитекторов к собственной «эклектике» относится нормально, как к должному, даже не пытаясь придумать что-то свое, что-то новое, удовлетворяющее их собственным эстетическим потребностям и эстетическим потребностям клиента. Также сегодня считается нормальным то, что архитекторы используют типовые проекты в своей деятельности, которыми пользуются промышленные и гражданские строители. Все это очень печально, поскольку архитектор сам нивелирует свою значимость в процессе разработки проектного решения, являясь в лучшем случае консультантом по выполнению проекта или «ведущим» проекта, а в худшем – «формальным» сотрудником, которого строительная организация держит ради штампа в проекте или привлечения к ответственности в случае ЧП. Такая полная деградация представления профессионала о его деятельности в реалиях нашего современного проектирования приводит к «коллапсу» отечественной архитектуры, не говоря уж о дизайне, который мы еще попросту не успели освоить.
В таком свете становится понятным, почему многие проектные организации в архитекторах и дизайнерах не нуждаются. Для того чтобы строить и зарабатывать на этом деньги, творчески мыслящий специалист не нужен, он только всем мешает, и к тому же еще может оказаться хитрым компилятором или «эклектистом», использующим свои навыки только с целью удовлетворения личных потребностей. Наиболее грамотные проектные организации понимают, что можно обойтись и без архитектора, им достаточно чертежника или программиста, который оперирует уже готовыми архитектурными проектами из каталогов. А если эти проекты не нужно покупать, тогда зачем терять время и деньги на привлечение собственного архитектора или дизайнера?
В России, к сожалению, пока нет внятного урегулирования проблемы по использованию авторских работ для реализации той или иной коммерческой деятельности. Вероятно, в нашей стране, авторство вообще никого не интересует. Работы архитекторов и дизайнеров, которые публикуются в каталогах и различных изданиях, лишь формально могут являться их интеллектуальной собственностью, а скорее играют роль рекламной продукции для привлечения клиентов и удовлетворения амбиций общественности. Не существует в нашем государстве такого механизма, который бы позволял авторам проектов отслеживать использование его интеллектуальной собственности в различных целях, и, соответственно, зарабатывать себе этим на жизнь. Таким образом, архитектор, который отдает себя на откуп коммерческим изданиям или работе в коммерческой организации, оказывается в двойственном положении: (+) его может заметить заказчик и обратиться с конкретным предложением о сотрудничестве и (-) кто-то может просто использовать разработанный им проект полностью или целиком в собственных целях без ведома автора, т. к. за незаконное использование материалов печатное издание, издатель или фирма ответственности не несет.

Тогда вопрос остается прежним: как же реализоваться архитектору в этой сложной проектной действительности, если он хочет реализоваться как дизайнер или архитектор? Или как выполнить тот мифический госзаказ, которого в принципе не существует? Отсюда может следовать только один выход – через «виртуальную архитектуру».

 

Организация дизайн-бюро

На сегодняшний день одной из самых востребованных и перспективных отраслей является архитектура и дизайн. Инвесторы с большой охотой вкладывают свои средства в данную отрасль. Профессиональные архитекторы предлагают огромное количество свежих идей, а строительные компании расширяют список оказываемых услуг. Все это свидетельствует о том, что бизнес частных архитектурных бюро активно развивается, и будет востребован в ближайшие десятилетия. Однако в нашей стране таких бюро значительно меньше, чем в Европе.

Организация бизнеса.

Сегодняшнее время характеризуется периодом строительного бума, это связано как с ростом строительных компаний, так и прежде всего с ростом дохода населения. Спрос на архитектурные бюро сегодня крайне велик, он превосходит предложения в десятки раз. Все это означает, что строительный бизнес развивается, и будет развиваться далее в ближайшие годы.


Характеристика рынка.

Во всех крупных городах России рынок услуг, предоставляемый дизайнерами-архитекторами, очень развит. Безусловно, по количеству различных архитектурных бюро, мастерских, ателье и студий нет равных Москве и Санкт-Петербургу. Особенность данного рынка в том, что число игроков растет в геометрической прогрессии, поэтому присутствует большая конкуренция. В строительном бизнесе на счету каждый клиент, а каждая выполненная работа является показателем мастерства и профессионализма сотрудников той или иной компании. Как правило, выделить какие-то крупные компании, занимающиеся архитектурным промыслом, крайне сложно, т.к. в основном это постоянные или временные объединения специалистов разного профиля, которым такое сотрудничество помогает качественно и в срок выполнять заказы, при этом не терять своих клиентов. Для привлечения клиентов организации пользуются услугами СМИ, создают собственные интернет-порталы, участвуют в выставках, симпозиумах и т.д.

Подсчитать количество работающих на данном рынке компаний практически невозможно, т.к. многие предприниматели работают частным образом, не зарегистрировавшись как юридическое лицо. Иногда в их роли выступают и небольшие полноценные фирмы.

Темпы роста архитектурной промышленности крайне стремительны – ежегодный прирост составляет 30%. Только лишь на московском рынке по приблизительным расчетам действует около 250 архитектурных бюро, годовой оборот которых в сумме составляет более 300 миллионов долларов – и это только архитекторские и дизайнерские услуги. Если же учесть еще и продажу строительных материалов, то емкость рынка можно оценить в 950 миллионов долларов.

Архитектурные бюро максимально расширяют спектр оказываемых услуг. Так, например, вместе с привычным дизайном интерьера, перепланировкой квартиры, проектом фасада, предоставляются новые услуги по демонтажу строений, ландшафтному дизайну, строительству домов и т.д.

Жесткая конкуренция на рынке способствует росту специализации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...